Когда мы читаем книгу или статью, мы запоминаем новую информацию. Однако, чтобы эти знания действительно стали частью нашего опыта, важно не просто знать, но и уметь применять их.
Простое чтение книги приводит к накоплению информации, но сама по себе она остаётся бесполезной до тех пор, пока мы не начнем её активно использовать.
Что это значит на практике? Не достаточно только запомнить полученные данные. Важно уметь применять знания в реальных ситуациях, делиться ими с другими и интегрировать в свою повседневную жизнь и работу.
Более тщательно рассматривая процесс работы с информацией, можно выделить две ключевые стадии: анализ и синтез.
Анализ заключается в активном приобретении информации из внешних источников: это может быть чтение книг, изучение статей, просмотр видео и тому подобное.
Синтез, в отличие от анализа, представляет собой внутренний процесс. Это стадия, на которой информация, полученная в ходе анализа, обрабатывается, комбинируется с уже имеющимися знаниями и новым образом применяется в практике. Примером синтеза может служить создание данного поста.
Многие упускают из виду важность синтеза, особенно в не технических областях. Примером могут служить такие дисциплины, как программирование, математика и физика, в которых успешное освоение предполагает не только изучение теории, но и практическое применение, например, решение задач или программирование. Но, читая нон-фикшн книги, многие забывают о необходимости этого шага.
Мой личный опыт подтвердил важность практического применения знаний. После прочтения некоторой книги по психологии, я понял, что недостаточно глубоко усвоил материал, когда не смог чётко обсудить его идеи с коллегой.
Чтобы улучшить понимание прочитанного, я стал составлять подробные конспекты сразу после чтения. Несмотря на то, что изначально я примерно представлял то, о чём говорилось в середине главы, я осознал, что не могу воспроизвести это содержание точно и полно. Возвращаясь к ключевым моментам и записывая основные идеи и аргументы, я улучшил своё понимание и запоминание информации.
Такой подход помог не только запомнить содержание, но и развил навыки критического мышления. Метод конспектирования значительно улучшил моё понимание текстов и уверенность в обсуждениях, а также усилил мою аналитическую способность, которая необходима в профессиональной деятельности.
Этот блог служит ещё одним инструментом моего синтеза. Записывая мысли и рефлексии здесь, я не просто делюсь информацией, но и углубляю своё понимание обсуждаемых тем. Процесс написания стимулирует активное осмысление прочитанного и является формой переработки знаний, объединяя изученное с личным опытом и мнениями.
Конечно, такой подход занимает много времени, однако один лишь анализ без синтеза часто оказывается недостаточным для глубокого понимания материала, за исключением случаев, когда речь идет о простой информации, не требующей сложного синтеза. Иногда гораздо полезнее вдумчиво прочитать одну книгу в год, чем пролистать двадцать.
Дополню историей из жизни.
Во время учебы в школе мой учитель математики, который также преподавал на мехмате МГУ, поделился интересной мыслью. На мехмате с его развитой культурой спецкурсов (которые представляют собой семестровые курсы по выбору) существует негласная рекомендация для преподавателей: если хочешь глубоко изучить и понять какую-то тему, проведи по ней спецкурс.