Найти тему
Navigare necesse est

Иордания. Занимательная логистика: как проехать по достопримечательностям своим ходом на автобусах, если их якобы нет.

По всем замкам крестоносцев, в тайную долину Дану и в Мадабу мы проехали на местных автобусах и на попутках, не используя такси, хотя нам все говорили хором, что это невозможно. И это с учётом того, что расписания движения автобусов в Иордании не существует, после двух они якобы не хотят, а в мелких городках может быть один автобус в 6 утра, по поводу чего все туристы впадают в панику и мчатся по совету местных брать такси везде.

С автостопом в привычном нам понимании в Иордании тоже не очень. Им не то, чтобы не близка идея помочь ближнему, как раз наоборот. Но в них слишком сильна привычка к торгу и денежному обращению, чтобы мысль исключить из этой интересной игры попутчиков могла прийти в голову. Тем не менее, передвигаться по стране в свободном режиме используя общественный транспорт возможно. Этот способ совершенно вам не подходит, если вам важно представлять, что происходит, четко планировать будущее, и контролировать процесс. Однако, если вы никуда не торопитесь, готовы к любому исходу и доверяете Богу, миру и людям вокруг, можете использовать иорданские автобусы.

***

В Иордании есть два хайвея, пересекающих страну с севера на юг: это новый Пустынный хайвей, выглядящий почти как нормальная трасса, и старый Королевский хайвей, совпадающий с древней дорогой, существующей тысячелетия. Разумеется, все интересные места находятся на втором. Он живописен, проходит через много городков, и поэтому, конечно, езда по нему занимает больше времени. Как результат, все ездят по быстрому Пустынному хайвею, который полностью оправдывает свое название, поскольку кроме пустыни на нем нет ничего. Нам нужен был Королевский - вдоль него последовательно шли места нашего интереса: Шобак, Дана, Карак, Мадаба.

Трасса под замком Карак
Трасса под замком Карак

***

Автобус из Петры обсчитал нас, выкинул через 3 км от нужного места, но нас подобрал бедуин, когда мы просто шли вдоль трассы. От Шобака до Даны, куда мы собирались попасть, было 17 км по прямой. Был путь по трассе Королевского хайвея или тропками через сам заповедник. Я голосовал за тропки, чтобы совместить приятное с полезным, но из-за их сложных петляний дороги путь растягивался километров на 30, и мы отказались от этого плана.

Поэтому мы решили идти вдоль трассы и ждать, не подберет ли нас кто-нибудь ещё. Вид бредущего вдоль дороги человека здесь настолько непривычен, что мгновенно пробуждает интерес. По дороге к трассе дедушка в магазине угостил нас чаем, а очередной таксист уговаривал поехать с ним всего за 10 динар, но мы не согласились. Был час дня. Через 15 минут пути рядом с нами просигналил и остановился автобус. Он не ехал в Дану, но после бурной дискуссии между пассажирами и водителем нам всячески посоветовали залезать, утверждая, что подвезут поближе. Мы согласились. Результатом стало то, что автобус вывез нас на Пустынный хайвей и высадил на точке, параллельной Дане, только за 25 км от нее. То есть, мы не приблизились к цели. У водителей автомобилей есть странное когнитивное искажение, что при движении по дорогам важен только километраж, и 15-20 километров - это очень близко, если ты перемещаешься в относительно совпадающую сторону света. Конечно, это не так, и если выбросить человека за 25 км не на нужной трассе, а на соединительной проселочной дороге, то он имеет шансы идти их пешком, и ты ему не то, что не помог, а наоборот, сильно навредил. Автобус еще и хотел взять с нас за это 5 динар, но обошелся двумя.

***

Около двух дня мы вышли на мелкую пустынную (в прямом смысле слова!) дорогу на Дану и побрели с надеждой, что нас снова скоро подберут. Так и произошло, только это была попутка, и мужики в ней хотели денег. За 5 готовы были довезти до места, а за 3 - до ближайшей нужной точки Королевской дороги. Они переспрашивали нас раз пять, но мы твердо стояли на 3-х динарах и 3-х километрах пешком. Однако, не успели мы выйти из деревни, где нас высадили, наш жалкий вид привлек внимание друга владельца отеля, который решил помочь и нам, и другу, и забрал нас в Дану бесплатно.

Дана на закате
Дана на закате

***

Поскольку в Дане автобусов не бывало никогда, нам настоятельно советовали вернуться в ту деревню, где нас забрал добрый араб, и ловить автобус на остановке до ближайшего города, а оттуда ехать в Карак. Поскольку мы вышли в поросших лесом скалах через 8 км. от нужной деревни, нам оставалось только повторить способ с движением вдоль трассы. Было уже больше 10 часов, а советовали нам ехать в 7 утра. Но вскоре остановился автобус, идущий нам навстречу, чем вызвал немалое наше удивление. Цель нашего пути снова вызвала яростные дискуссии, но нам снова велели залезать. Среди пассажиров был англоговорящий молодой фельдшер, уверявший нас, что надо верить и ехать в обратную сторону. Мы поверили, а потом поняли хитрый план автобуса: он тоже ехал на Пустынный хайвей, а потом на север, в Амман. Намотав очередной круг, мы оказались на придорожном рынке фруктов, в 4-х км от поворота на нужную нам трассу, и в 55 км от цели. Зато, в отличие от прошлого раза, мы приблизились к ней на 100 км. 5 динар в этот раз были оправданы. Водитель при этом делал героические попытки облегчить нашу жизнь, все эти 4 км сигналя встречным автобусам и пытаясь выяснить, не в Карак ли они едут, чтобы тут же нас передать с рук на руки.

Плотность заселения
Плотность заселения

***

Все автобусы, которые соглашались остановиться у этого рынка фруктов, ехали в Петру, Акабу, Вади-Рам - но не в Карак. Зато оказалось, что между нами и поворотом есть еще какой-то замочек. Мы решили пойти и посмотреть его, раз судьба решила забросить нас сюда. За 300 метров от замка судьба передумала, и рядом остановился автобус, который уверенно собирался ехать в Карак. Он взял с нас по динару и честно довез до подножия замковой скалы. Время приближалось к двум.

***

В Караке мы зашли пообедать в кабак прямо напротив замка, куда нас очень активно зазывал хозяин. Обычно мы так не поступаем, и в этот раз пожалели бы, потому что еду нам принесли не самую дешевую, но и далеко не самую лучшую. Но уже перед отъездом оказалось, что сын хозяина учится в России в МИФИ, после чего мы резко перешли в разряд друзей. Хозяин даже позвонил этому сыну при нас, чтобы рассказать о радости обретения двух русских в своем заведении. Сын обрадовался. Мужик напоил нас кофе и чаем, отвёз на автостанцию, посадил в автобус и поручил каким-то людям позаботиться, чтобы мы не пропустили нужный поворот на Мадабу и вышли, потому что автобус шел в Амман, и делал это, разумеется, по Пустынному хайвею. Автобус отъехал после 16, и к Амману подъезжал в глубокой темноте. По принципам движения автобусов, которые нам транслировались все это время, в Мадабу не должно ходить ничего. Люди, которым нас поручили, уже вышли и передали заботу о нас другим. В целом, становилось тревожно. Но все бдили, высадили нас, а водитель сделал специальный круг на развязках, чтобы мы не запутались и сразу оказались на нужной трассе. Пассажиры отнеслись к этому маневру крайне лояльно. Мы привычно двинулись вдоль шоссе, но уже в темноте. И через 10 минут затормозил автобус в Мадабу. За ещё 2 динара в семь вечера мы достигли города.

***

Краткий вывод из использования общественного транспорта Иордании такой: иностранец в этой стране - это такой багаж, который местные передают с рук на руки до доставки в пункт назначения. Его дело двигаться в заданном направлении. Если вы не знаете, как и откуда попасть в нужное вам место, выберитесь на дорогу и двигайтесь в выбранном направлении, пока вас не подберут.

-4