Найти в Дзене

Внутриутробные травмы: как они влияют на нашу жизнь

Оглавление

Наши решения и поведение часто связаны с травмами, которые возникают еще до рождения. Эти внутриутробные травмы сильно влияют на наши базовые установки, эмоции и восприятие мира.

Главная проблема в том, что ребенок в утробе воспринимает эмоции мамы как отношение всего мира к нему. Если мама радостно ждет ребенка, он чувствует, что мир безопасен и принимает его. Но если мама относится к беременности плохо, видит в ребенке проблему, он воспринимает мир как опасный и враждебный.

Эти ранние восприятия формируют основу мировоззрения ребенка, которая влияет на всю его дальнейшую жизнь. Если после рождения отношение мамы не меняется, ребенок продолжает видеть мир через призму своих первых впечатлений, не осознавая их источника - эмоциональных состояний мамы. Из-за этого человек может всю жизнь воспринимать мир как враждебный или, наоборот, дружелюбный, в зависимости от отношения мамы во время беременности.

Рассмотрим подробнее, какие травмы могут возникнуть внутриутробно и как они влияют на жизнь человека.

Попытка аборта

Когда беременная женщина решается на аборт, плод в её утробе остро ощущает угрозу своему существованию. Охваченный животным страхом, младенец инстинктивно замирает и сводит движения к минимуму, стараясь не привлекать внимание матери к своему присутствию. Это самый первый раз, когда ребенок полностью блокирует свою активность. Впоследствии этот травматический опыт может прочно закрепиться в бессознательном, формируя восприятие окружающего мира как опасного и непредсказуемого места.

Уже во взрослой жизни люди, пережившие попытку аборта во чреве матери, нередко испытывают серьезные трудности с проявлением активности и принятием решений. Им кажется, что любое их действие потенциально чревато негативными последствиями. Это выражается в прокрастинации, нежелании брать на себя ответственность, страхе перед необходимостью сделать выбор. На консультациях у психологи такие люди зачастую жалуются, что им физически сложно совершить какое-либо действие или принять решение, как будто нечто изнутри парализует их волю и запрещает активность. И тут дело вовсе не в отсутствии мотивации или лени - лень есть не что иное, как парализованное желание действовать. Если человек не может реализовать свой потенциал, значит, на это есть глубинные психологические причины, которые требуется выявить и осознать.

Примером может послужить случай 35-летнего Виктора, у которого вся жизнь была подчинена страху действовать и принимать решения из-за пережитой в утробе попытки аборта. Из-за этой травмы он с младенчества рос замкнутым, пугливым ребенком, убежденным, что любая активность с его стороны может быть истолкована как угроза. Во взрослом возрасте Виктор так и не смог реализовать свой потенциал, перебиваясь случайными заработками и продолжая жить с родителями. Он панически боялся брать на себя ответственность, так как в глубине души был уверен, что совершит ошибку, за которую поплатится жизнью. Лишь изменив программы бессознательного ему удалось осознать корни своего иррационального страха и начать преодолевать его пагубное влияние.

Обвитие пуповиной

Нередко случается, что во время активных движений плода в утробе матери пуповина обматывается вокруг его шеи. В этот критический момент ребенок замирает, боясь усугубить ситуацию малейшим движением. Это состояние очень напоминает пережитую ранее травму попытки аборта, когда младенец впадает в оцепенение от охватившего его смертельного ужаса. Здесь он также замирает, инстинктивно осознавая, что любое его действие может привести к фатальным последствиям.

Во взрослом возрасте у людей, переживших обвитие пуповиной, наблюдается своего рода парализация активности, но уже несколько иного характера. Они панически боятся совершить малейшую ошибку, будучи убежденными, что любое их действие потенциально может привести к катастрофе и даже смерти. Для того чтобы справиться с этим пугающим внутренним страхом, такие люди становятся чрезмерно активными, интенсивными и напористыми в своих проявлениях. Они могут говорить излишне громко, настойчиво требовать к себе внимания и быть гиперактивными в социальных ситуациях, таким образом стараясь компенсировать глубинный страх.

Кроме того, люди, перенесшие обвитие пуповиной, часто страдают от иррациональной офидиофобии - навязчивого страха змей. Им могут сниться кошмары, в которых змеи нападают и угрожают их жизни. Если же обвитие произошло на самых ранних стадиях внутриутробного развития, это может полностью парализовать человека, сформировав у него убеждение в том, что он способен совершать только строго определенный круг действий, в то время как все остальное находится для него под запретом или является опасным.

Ярким примером может послужить случай 28-летней Алены, жизнь которой с самого рождения была поделена на две строго разграниченные части - безопасную зону комфорта и область запретного, таящего в себе угрозу. С детства Алену мучили кошмары о душащих змеях, и она впадала в истерику при виде любой удавки или ожерелья. Ей было крайне сложно решиться на какие-либо перемены, любое новое начинание вызывало у нее приступы безотчетной паники. В то же время в повседневной обыденной жизни она становилась гиперактивной, всюду суетилась, норовила взять на себя максимум обязанностей. Работая со своим бессознательным Алена осознала, что вся ее жизнь была расколота надвое из-за обвития пуповиной, которое она пережила во чреве матери. Это прозрение позволило ей начать работу по преодолению травмы.

Нежелательная беременность

Если женщина забеременела против своей воли и не хочет иметь ребенка, это состояние неприятия передается и плоду в ее чреве. Младенец способен ощутить себя нежеланным гостем, что формирует у него базовое восприятие окружающего мира как враждебного и отторгающего места. Подобная травма, заложенная на столь ранней стадии развития, может оставить глубочайший след в бессознательном и продолжать оказывать разрушительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

Нередко можно встретить случаи, когда дети с самого рождения ощущали себя нежеланными. Появившись на свет, такой младенец интуитивно чувствует, что его не принимают таким, какой он есть. Ради элементарного выживания и в надежде все же быть принятым, ребенок начинает изо всех сил стремиться быть максимально удобным и угодным для своих родителей. Ради этого ему приходится полностью отказываться от своей индивидуальности. Вместе с угасанием индивидуальности автоматически отключаются и физические ощущения, и эмоции - дабы не испытывать боли от неудовлетворенных базовых потребностей. Нежеланный ребенок полностью перестает быть самим собой и становится лишь тем, кого хотят видеть в нем родители.

Во взрослом возрасте такие люди зачастую страдают от мучительно низкой самооценки. Они глубоко убеждены, что обязаны постоянно угождать всем вокруг, лишь бы быть хоть кем-то принятыми и любимыми. Это патологическое стремление угодить проявляется во всех сферах их жизни - в личных отношениях, на работе, в социальной среде. Им крайне сложно отстаивать собственные интересы и открыто выражать истинные чувства и желания, ведь они панически боятся вновь быть отвергнутыми.

Показательным примером может послужить случай 36-летней Анны, выросшей в атмосфере постоянного страха быть нелюбимой и отвергнутой. С самого детства она неустанно старалась во всем угодить окружающим, полностью забывая о собственных нуждах. Повзрослев, Анна часто чувствовала себя глубоко истощенной и неудовлетворенной жизнью, ведь все ее усилия так и не приносили ей долгожданного внутреннего умиротворения. Она никак не могла понять причин своего перманентного ощущения внутренней опустошенности, пока однажды не решилась обратиться за помощью к психологу. Именно он помог Анне осознать, что корни её саморазрушительного поведения уходят в далекую травму внутриутробного периода, когда она ощущала себя нежеланным ребенком.

Интоксикация матери (болезнь)

Во время беременности нередко случаются ситуации, когда женщине требуется срочное хирургическое вмешательство, например, удаление аппендицита. Зачастую роженицы длительное время игнорируют болевые симптомы, принимая их за обычные проявления беременности. В результате организм матери подвергается сильной интоксикации, и плод в её чреве также испытывает на себе воздействие ядов и токсинов. Когда женщине наконец делают операцию, малыш остро переживает тот же самый стресс и ужас, что и его мать.

В утробе ребенок обычно пребывает в состоянии полудремы. Однако если мать подвергается сильнейшему стрессу, младенец может "проснуться" на много недель раньше положенного срока. Его сознание внезапно включается, вызывая мучительные ощущения тревоги и первобытного страха.

Такие дети нередко рождаются с взглядом "преждевременных старичков", когда в их глазах уже застыла зрелость, непривычная для новорожденных. Это уже не детский, а взгляд пожилого человека, исполненный горечи и мудрости прожитых страданий. Дети, чьи матери пережили в период беременности тяжелую болезнь или другой серьезный стресс, очень часто вырастают в людей, испытывающих панический страх потери объекта привязанности - матери. Это проявляется в повышенной тревожности, постоянной необходимости быть рядом с любимым человеком.

Когда такие люди становятся взрослыми, они могут испытывать настоящие приступы паники в ситуациях разлуки с близкими. Так, если их партнер уезжает в командировку или даже просто уходит на работу, они начинают ощущать нарастающую панику, корни которой восходят к младенческому страху потерять мать и остаться в полном одиночестве.

Примером может послужить случай 41-летней Веры, всю жизнь страдавшей от патологической боязни остаться одной. Ее муж Игорь, работающий менеджером в крупной компании, вынужден был регулярно отлучаться в командировки, что для Веры превращалось в подлинную пытку. Стоило Игорю уехать на пару дней, как Вера начинала лихорадочно метаться по дому, ее охватывала непереносимая тоска и ужас одиночества. Веру буквально парализовывал первобытный страх, что ее бросили и она никогда больше не увидит своего мужа. Лишь после серии сеансов гипноза выяснилось, что корни этой фобии восходят к перенесенной матерью Веры в последнем триместре беременности острой интоксикации с последующей срочной операцией. Младенец Вера пережила тот же сильнейший стресс, что и ее мать, что и предопределило ее последующую патологическую привязанность.

Неполноценное питание матери

Если во время беременности женщина не может полноценно питаться из-за крайней нехватки средств или других обстоятельств, плод в её утробе способен запечатлеть и усвоить страх голода на подсознательном уровне. Люди, пережившие подобный дефицит питания еще в пренатальном периоде, во взрослой жизни относятся к еде с особым трепетом и даже благоговением, воспринимая её как жизненно важный и дефицитный ресурс. Такие личности часто запасаются продуктами в огромных количествах, превращая свое жилище в настоящий продовольственный склад. Обнаружив в определенный момент пустой холодильник, они впадают в панику и одолевающий их страх голода вырывается наружу.

Показательным примером может послужить случай 53-летнего Андрея, происходящего из глубинки и с детства хлебнувшего нужды и лишений. Его мать Светлана во время беременности голодала из-за полной нищеты их семьи, и недоедание ребенка в утробе впоследствии оставило глубокий отпечаток на всей его дальнейшей судьбе. Повзрослев, Андрей сколотил небольшой капитал, открыв собственное дело, но при этом так и не избавился от пожизненного страха оказаться без еды. В доме у Андрея постоянно царила атмосфера настоящего продуктового изобилия - он буквально завалил всю квартиру мешками с мукой, крупами, банками с консервами и огромными запасами других продовольственных товаров. Стоило Андрею по каким-то причинам не пополнить свои домашние излишки в течение определенного времени, как его начинала бить мелкая дрожь, и он впадал в приступ панической атаки, полностью охваченный иррациональным, но подспудно глубоко укоренившимся страхом остаться без съестных припасов и снова голодать.

Пробуждение от стресса

Порой случается, что пребывающий в утробе матери плод "просыпается" раньше срока из-за сильнейшего стресса, испытанного самой беременной женщиной. Это может произойти, к примеру, в результате трагической утраты - смерти близкого родственника или другого тяжелого потрясения. Пробудившись таким образом, младенец ощущает себя заключенным в замкнутом и безысходном пространстве, из которого нет выхода.

Люди, пережившие подобную внутриутробную травму, во взрослой жизни часто страдают от патологического страха замкнутых пространств - лифтов, комнат без окон, туннелей и т.п. Любые события и ситуации, хоть отчасти напоминающие о тех пренатальных переживаниях, способны вызывать у них бурные эмоциональные реакции, граничащие с паническими атаками.

Только вообразите, насколько ужасающим должно быть ощущение беспомощного младенца, очнувшегося в этом замкнутом и удушающем пространстве, из которого нет выхода и где он ничего не может сделать. Эмоции, испытываемые детьми младенческого возраста, всегда предельно интенсивны, всепоглощающи и гипертрофированы. В отличие от взрослых, способных осознавать и обуздывать свои эмоции, младенец с головой погружается в захлестывающее его состояние и уже не может выбраться из него самостоятельно.

Если вы замечаете, что периодически испытываете необъяснимые приступы панических атак или вас то и дело захлестывают тотальные эмоциональные состояния, вполне возможно, что причина кроется в перенесенной в детстве или даже во внутриутробном периоде психологической травме. Осознание истоков подобных расстройств и проработка связанных с ними травм может оказать серьезную помощь в улучшении качества вашей повседневной жизни.

Примером здесь может послужить случай 38-летней Елены, страдавшей с юных лет от мучительной клаустрофобии - панического страха перед замкнутым пространством. Любые тесные комнатки без окон, туннели и лифты вызывали у нее настоящую панику, сопровождавшуюся учащенным сердцебиением, обмороками и полной дезориентацией в пространстве. Лишь в ходе интенсивной терапии выяснилось, что истоки этой фобии коренятся в перенесенной Еленой еще в утробе матери травме - её мать пережила сильнейший стресс после внезапной смерти близкого родственника. Пробудившись от этого потрясения, Елена оказалась замурованной в ограниченном пространстве чрева, что и предопределило её последующую патологическую боязнь всего замкнутого и тесного.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внутриутробные травмы способны оказывать глубочайшее влияние на всю последующую жизнь человека, формируя его базовые убеждения, эмоциональные реакции и поведенческие паттерны. Понимание истоков многих психологических расстройств и фобий, коренящихся в пренатальном периоде, открывает новые пути для их успешного преодоления.

Осознание подобных травм и связанных с ними переживаний при помощи квалифицированных специалистов-психологов позволяет трансформировать застарелые деструктивные убеждения и высвободить заблокированный жизненный потенциал. Проработка внутриутробных травм дает возможность избавиться от ограничивающих человека иррациональных страхов и паттернов поведения, обрести истинную свободу самовыражения и самореализации.

Ключом к решению многих психологических проблем и достижению гармонии с собой нередко оказывается поиск и проработка корневых причин, уходящих в период нашего пренатального существования. Прошлое может оставить глубокий отпечаток, но оно не должно окончательно определять нашу судьбу. Осознание способно стать путем к внутренней трансформации и подлинному обновлению. Каждый из нас заслуживает жить полной, свободной и осмысленной жизнью, наполненной радостью бытия.