Найти тему

Правильно ли мой ребенок развивается – почему он осваивает навыки не точно в срок: норма и патологии

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном, или по-другому, оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста.

И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседкиными, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе.

У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным...

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода.

Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить – психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

-2

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органа зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие.

По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапные становление формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями.

Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

-3

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического.

Но по мере торможения психического развития постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дат представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

-4

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).

Теперь как пользоваться этими табличками:

Крайний левый столбик указывает возраст ребенка, в котором он должен проявлять все те навыки, что перечисляются в следующих двух колонках. Именно эти навыки проявляются у средне-статистического ребенка в данный возрастной период за большое время наблюдений с большим количеством детей.

Опять же повторяюсь – это усредненные данные и могут быть колебания возраста, это не страшно. По мере возраста количество различных показателей, по которым мы оцениваем малыша, так как он растет и приобретает все новые навыки и умения, поэтому необходимо проводить определение развития по всем параметрам. На первом году жизни оценка его навыков проводится ежемесячно, так как показатели меняются очень быстро и динамично.

Это таблица приблизительная и отразить в ней все мелочи и нюансы развития невозможно, доктора взяли для оценки пять основных, ключевых навыка, которые родители и доктора будут выявлять. Каждый месяц, в день рождения малыша (плюс-минус один день) нужно провести его тестирование. Вы смотрите на строчку, которая соответствует вашему возрасту и как бы «экзаменуете» малыша на проявление описанного навыка.

-5

Если ваш ребенок проявляет все описанные пять навыков, ему ставится оценка «отлично», то есть его развитие идеально соответствует средневозрастному. Врач проставляет точки или плюсики в клетках строки и столбца по возрасту. В каком возрасте ваш малыш начал проявлять тот или иной навык.

Если есть отклонения от нормы.

Да, это таблицы средних значений, и малыши могут несколько по иному выполнять свою программу развития. Это совсем не значит, сто у них есть проблемы с развитием, пока выводы делать рано. Если есть возможность и малыш с честью выполнил свои средневозрастные нормы, попробуйте провести ему тестирование «экстерном» на следующий месяц или квартал (если малыш уже постарше). Вы с удивлением можете отметить, что он может выполнять и некоторые из линеек для более старших возрастов, и это совершенно не проблема – так бывает. Обычно про таких малышей врачи говорят – «развитие с опережением возраста по таким-то ведущим линиям развития».

-6

Также, аналогично опережению, можно провести тест и при условии, если пока на свои возрастные нормы малыш не справляется. Если он не смог пока выполнить большую часть заданий из своей линейки, перейдите на строку выше и проведите тестирование по ней – важно, чтобы ребенок мог выполнить все задания с предыдущего этапа, возможно, он немного не дозрел до своей линии развития просто потому, что приболел в прошлом месяце или роды были трудными. Пока переживать рано. Также отметьте – какие линии развития и в каком возрасте малыш выполняет, сразу же будет видно – по какой линейке и в какой сфере выявляются отставания и на какие аспекты развития родителям нужно обратить прицельное внимание.

Если вы обнаружили у малыша отставания в развитии по таблице, прежде всего – исключите влияние погрешностей и влияния воспитания. Малыши могут не ползать при проблемах в мышцами и костями, а могут не ползать, потому что в квартире мало места или мамы боятся опускать их на холодный пол, им некогда следить за карапузом и т.д.

-7

Сразу, при обнаружении каких-либо отклонений в развитии по этим таблицам, спадать в панику не нужно – сначала разберитесь, постарайтесь позаниматься с ребенком и потренировать навыки, многому детей учат сами родители, и если навыки опять не формируются, стоит переговорить с педиатром или неврологом, выяснить причины таких затруднений. Может быть у ребенка проявляются последствия ишемии мозга, травмы шейного отдела позвоночника в родах или он тяжело болел. Важно помнить, таблица эта не заменяет осмотров и консультаций докторов, она дана для того, чтобы вы замечали, какие линии развития и навыки у вас должны быть в приоритете и занимались их развитием.