Бывает, на копе попадаются круглые, шестиугольные, восьмиугольные или иной формы монетки без герба. На них обозначен только платежный номинал — 5 копеек, 15 копеек, 25 рублей. Это разменные суррогаты, которые еще называют токенами, платежными жетонами. Частая разновидность платежного жетона — трактирная марка.
Такие «суррогаты» появились в середине XIX века и поначалу использовались только для расчета между официантом, кассой и посетителями в трактирах. Проще говоря, это был своеобразный кассовый чек.
В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», посвященной жизни столицы во второй половине XIX — начале XX столетия, есть упоминание о трактирных марках.
Гиляровский пишет: «Каждый из половых [официантов] получал утром из кассы 25 рублей медных марок от 3 рублей до 5 копеек штука и, передавая заказ гостя, вносил их за кушанья, а затем обменивал марки на деньги, полученные от гостя».
Немного позже, оценив удобство использования, трактирные марки стали применять вместо мелочи при расчете с клиентами. Однако жетоны можно было «отоварить» только там, где они и были получены.
Из трактиров и ресторанов жетоны-марки перебрались в игорные дома, гостиницы, клубы. Изготавливались жетоны частных штамповочных мастерских, поэтому никаких особых меток или вычурных завлекательных изображений на кругляшах не было. Поэтому сложно определить, в каком городе или населенном пункте трактирная марка имела хождение.
Кстати, подделать трактирную марку было проще простого, если имелись навыки литья или штамповки металлических изделий, а также всё нужное оборудование. Повальной спекуляции на этом моменте не было, все же трактирные марки были низкого номинала, но фальшивки встречались.
Затем подтянулись к использованию жетонов-марок и заводы. «Деньги» можно было издержать только в магазинах, принадлежавших предприятию. Часто пользовались жетонами уральские фабриканты.
В ХХ веке начали появляться бумажные платежные марки, более простые в фабричном изготовлении и защищенные от подделки. Эти на французский манер в России уже называли бонами. Впрочем, в хождении оставались и металлические. И существовало такое платежное средство почти до конца 30-х годов ХХ века.
Признаки трактирной марки:
Подавляющее большинство металлических бон безымянные, на обеих сторонах обозначен только номинал.
Номинал от копейки до 20 рублей. Чаще попадаются «копеечные».
На титульной стороне марки иногда находится название компании, в которой тот имел обращение. К примеру, «Братья Громовы», «Пале де Кристалъ» и т.п. Наименование могло быть сокращено до аббревиатуры.
Форма — круглая, квадратная, ромбическая, фигурная, треугольная, шестиугольная, восьмиугольная и др.
Материал — медь, бронза, латунь, алюминий, цинк, свинец, олово, железо, жесть и даже пластмасса.
Где искать трактирные марки?
Поскольку подобные жетоны выпускались ресторанами, клубами, буфетами, трактирами, кафе, логично предположить, что на местах бывших питейных заведений и следует их искать.
Кроме того, встретить трактирную марку можно на местах, где раньше были барские усадьбы или дома зажиточных крестьян.
Далее, поискать можно и на местах производства — в штамповочных мастерских. Информацию о них можно отыскать в старых газетах. Так, например, в рекламе Москвы есть прямые упоминания о изготовлении трактирных марок. Шансон и Жоке в Столешниковом переулке в рекламе, в числе прочих изделий, называет и «марки». Другая мастерская, тоже в Москве, — В.К. Збук — в рекламной карточке выражается еще яснее — «трактирские марки». Если повезет отыскать место, на котором ранее располагалась мастерская, есть шанс найти ролл из жетонов — они выпускались роллами по 50-100 штук.
Вообще, конечно, трактирный жетон может попасться где угодно.