Найти в Дзене
Mixed Arts

Понимая Belle Époque: внешне роскошный фильм о том, как сделать счастливее детей с особенностями — «Монтессори: Воспитание любовью»

Оглавление

Режиссерский дебют Леа Тодоров в российском прокате с 30 мая, и это прекрасная возможность напомнить о том, что женщины – великая сила. Костюмное историческое кино на важную тему, которое идет менее двух часов, — настоящий подарок по нынешним временам. За 1 час 40 минут нам напомнят о том, что гуманизм и спасение слабых могут задать смысл жизни даже в том случае, если ты сам живешь практически по двойным стандартам

Текст: @mixedarts

«Монтессори» — интересный маркетинговый случай, когда кино на важную и в целом довольно тяжелую тему само находит дорогу к своим зрителям — например, к любителям всего красивого в кадре, как любезная аудитория нашего канала, а также к читательницам, например, французского Vogue, которые получают вместе с рассказами о ленте Тодоров нарядные кадры с одухотворенными зрелыми красотками Жасмин Тринка и Лейлой Бехти.

По статичным изображениям вы ни за что не поймете, кого они играют в ленте, и перед сеансом можете попробовать избежать просмотра трейлера — так знакомство с героинями будет более интригующим.

В 1900 году у богатой парижской куртизанки Лили Д'Аланжи рождается ребенок-инвалид. Это обстоятельство угрожает карьере героини Лейлы Бехти. В Риме Лили знакомится с Марией Монтессори — у нее есть ответы на то, что делать с детьми, которых впоследствии будут называть «особенными». То, как их именовали в начале века, можно узнать из ленты Леа Тодоров. У Марии Монтессори тоже есть неразрешимая проблема — внебрачный ребенок, которого приходится держать на расстоянии. Две красивые и надломленные женщины помогут друг другу, попытаются преодолеть стереотипы и хейт.

Образовательные методы Монтессори ориентированы на материнскую интуицию и глубокую веру в способности абсолютно любого ребенка к развитию. Мария всегда начинает свою работу с малого. Определение любимого цвета, например, ведет к первым выученным словам, а успехи детей с особенностями ведут к изменению самооценки матери, которая в той или иной степени бросает своего ребенка. Она перестает чувствовать себя преступницей.

В «Воспитании любовью» идет речь о рождении новой женщины XX века, а не просто о новаторских педагогических методах. Хочется верить, что этот подход был в те времена для трансформации малышей эффективнее, чем вручение ребенку планшета с аниме-шортсами.
Жасмин Тринка в фильме «Монтессори: Воспитание любовью».
Жасмин Тринка в фильме «Монтессори: Воспитание любовью».

Важно, что «Воспитание любовью» — это романтический этюд на тему исторических событий, а не обстоятельный диккенсовский биографический фильм, иначе его хронометраж вырос бы еще на час. Все-таки Леа Тодоров в режиссуре — это история про милосердие к зрителям, как и ее картина.

Обе героини Леа воплощают феминистический проект «против мира мужчин». Это актуальная тема и сейчас. Собирательный мужской образ до сих пор абсолютно тождественен тому, что был в начале XX века.

Как и тогда, мужчины в массе по версии феминисток — это сейчас слабо интеллектуально развитые оппортунисты, которые верят только в инстинкты и традиции, а также обожают навязывать ярлыки.

Одна из героинь отрицает материнство и готова нести за это наказание и искупать свой грех, другая ведет борьбу за то, чтобы с ее научным методом начали считаться те, кто ранее ставил на детях с особенностями крест.
Лейла Бехти и Жасмин Тринка в фильме «Монтессори: Воспитание любовью».
Лейла Бехти и Жасмин Тринка в фильме «Монтессори: Воспитание любовью».

На кадре выше — опытные актрисы Лейла Бехти и Жасмин Тринка, которые благодаря эмпатии делают историю очень реалистичной при минимуме показанных событий. Их внутренняя связь (в случае обеих героинь имеет место история запретной любви) помогает сопереживать удивлению женщин по поводу прогресса маленьких инвалидов.

Наряды героинь — символ высокомерной буржуазии, а вот объединяющие их эмоции — скорее, из мира селянок, а не холодных светских дам.

Теплота спасет мир, победит буржуазные условности, позволит расправить плечи последователям альтернативной педагогики. И все это подано в формате внешне суперкомфортного костюмного кино.

-4

Отметим, что куртизанка Лили Д'Аланжи — это плод воображения Леа Тодоров. Резкая, экстравертная, кокетливая женщина, которая изводит себя мыслями о том, что является предательницей и плохой матерью. С точки зрения жанрового кино это идеальная антитеза главной героине-педагогу. По роду деятельности она тоже изгой, она бежит из родной страны в Рим, чтобы найти собеседницу в лице Монтессори. Такой у нее не было за всю ее жизнь.

Это фильм о женском клубе в миниатюре, а также новая возможность увидеть рядом с собой близкого человека, который может стать конфидантом, родной сестрой. Именно такую девушку увидела в Лейле Бехти режиссер фильма Леа Тодоров, которая посмотрела «Комнату сына» Нанни Моретти и увидела на экране женщину — готовую иллюстрацию потери близкого человека. В своей ленте она трансформировала образ подруг, которые могут найти друг друга не по интересам, а благодаря общим пережитым травмам. Или соединяющей проблеме, которую надо переживать и лучше всего — совместными усилиями.

Есть у «Воспитания любовью» и второй слой восприятия. У этой картины вполне может быть дополнительный подзаголовок «Понимая Belle Époque».

Так ли был прекрасен этот исторический период, если мы знаем, что права женщин (особенно представительниц науки и сферы образования) были ограничены? И в этом они испытывали те же проблемы остракизма, что и их подопечные дети с особенностями. Олицетворение Belle Époque — это вымышленная героиня Лили, которая может смотреть на зрителя с экрана чуть высокомерно, но за этим высокомерием боль от пережитого на путь к достатку, а также страх потерять снова начать влачить жалкое существование.

По сути Лейла Бехти сыграла аллегорию Европы тех лет, предчувствующую две страшные войны и полную трансформацию понимания ролей мужчин и женщин в обществе. При включении определенной фантазии этот фильм актуален и по современной политической повестке, если иметь ввиду алжирские корни Лейлы. Эта девушка из «Пророка» и «Комнаты сына» — настоящий портал, соединяющий разные эпохи, но одно и то же настроение мученичества. И смотреть в глаза Бехти лучше всего на большом экране.

«Монтессори: Воспитание любовью» (La nouvelle femme, 2023)

Если вам интересно читать про свежие релизы и рассматривать красивые снимки, обязательно подпишитесь на канал Mixed Arts в Дзене. Если удобнее читать в телеграме, одноименный канал тоже доступен для вас!