Так бывает: буквально за пару часов, отменяется запланированное мероприятие – и у тебя вдруг образуется свободное время, которое не совсем понятно, чем заполнить. Сегодня так случилось со мной. В итоге получился неожиданный, и очень успешный, набег на мой любимый Мультимедиа Арт Музей, который недавно открылся после капремонта.
Сегодня там открыто сразу 8 экспозиций на любой вкус – от юбилейной выставки парадоксального мастера-нонконформиста Эрика Булатова «ЖИВУ ДАЛЬШЕ. ЛАБОРАТОРИЯ ХУДОЖНИКА», большую часть которой составляют его эксперименты со словом как главным элементом картины, до «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». Я обошла все – и многие меня зацепили.
Больше всего поразила выставка «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского». Сам первоклассный фотограф, в 1980-е годы Юрий начал собирать работы других российских фотомастеров, а в 1993 году вместе с другом и совладельцем коллекции Эдуардом Гладковым объявил о создании «Музея фотографических коллекций». В 2007 году более 2000 произведений они передали в ММАМ. Ее квинтэссенцией мне показались фотографии Александра Слюсарева, сделанные в 1970-80-е годы. Я даже не пыталась снимать их в зале. Эти скупые изображения стен, банок, окон, занавесок и прочих чисто бытовых вещей в очередной раз напоминают: главное в фотографии – взгляд мастера, который замечает ракурс, мимо которого проскакивают остальные. В этом умении Слюсарев ничуть не проигрывает Александру Родченко, чьи работы 1930-х годов, кстати, висят по соседству.
Но на той же выставке были и другие фотографии – из тех, которые останавливают время. Например, вот эта: Марк Марков-Гринберг. «Молодость. У стен Калязинского монастыря». 1932 год.
На первый взгляд – почти любительское, семейное фото, если не знать о том, что буквально через 5 лет этот древний монастырь будет взорван. Как потом выяснится, совершенно бессмысленно – воды Угличского водохранилища не затопят место, где он стоял…
Изысканностью техники отличается выставка Константина Батынкова и Сергея Шеховцова «Футбол». Это тоже – из того, что нужно видеть в оригинале!
А на большой выставке «Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней» меня порадовали работы Павла Волкова из его серии «Паралимпийцы». Наконец-то этой теме нашлось достойное место в общем ряду! Тем более, что и герои у Павла замечательные. Одна из них – Сакинат Магомедова, двукратная чемпионка мира и шестикратная чемпионка России по паратхэквондо, а также – мастер спорта по стрельбе из лука. И это – притом, что у нее с рождения нет рук…
Много интересного и на выставке «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». Она развернута на двух этажах, и тут каждый может найти что-то, близкое именно ему. Меня же остановил вот этот портрет, надпись под которым гласила: «Ирвин Пенн. Герцогиня Виндзорская. 1948».
И тут снова появляется тема ракурса. Не правда ли, странная позиция для королевской особы? Но вот что я узнала об этом портрете на странице ММАМ ВКонтакте:
«На этом снимке мы видим американку Уоллис Симпсон, герцогиню Виндзорскую, ради женитьбы на которой британский король Эдуард VIII отрекся от престола.
Серию «портреты в углу» Ирвин Пенн начал еще в 1940-х годах. В своей студии он соорудил лаконичную конструкцию из фальшстен, где и снимал своих знаменитых моделей. Ограничения, которые накладывает подобная композиция, вдохновляли фотографа. Нахождение в углу парадоксально передавало как уязвимое, так и защищенное состояние фигуры одновременно. Пенн так комментировал свою находку: «Удивительно, но это заключение, казалось, утешало людей, успокаивало их. Стены были поверхностью, на которую можно было опереться или оттолкнуться».
Интересно, что чувствовала в этом углу Уоллис?
Вот еще три композиции, которые мне особенно понравились.
Одним словом: идите в ММАМ! Там интересно!