Найти тему

Веломоре 2024: едем из Энема в Дивноморское.

Оглавление

лучшее кросс-кантри приключение этой весны

Кажется, что после потрясающего видео от Алексея Смирнова и ребят из «Маршрут построен», про майский велопоход 2024 года уже нельзя сказать ничего существенного, так классно они передали атмосферу и описали маршрут.

Рекомендую начать с его просмотра, ну а в тексте статьи я поделюсь треками, личными мыслями и впечатлениями, немного похвалю и покритикую (куда же без этого) организаторов.

День первый: Энем – Тхамаха

-2

Карта: https://yandex.ru/maps/-/CDfir29V

Расстояние: ~62 километра

Strava: https://www.strava.com/activities/11370114784

GPX: https://disk.yandex.ru/d/0NsAuoKA_IZmZA

Кому подойдет маршрут: горные велосипеды

Что посмотреть: горы, кубанские станицы, леса

Сложность: умеренная

Этот выезд организован Романом Пересевым (egoist.travel) и Олесей Чибисовой на вторые майские праздники 2024 года, где по прогнозам погоды, ожидалось настоящее весеннее тепло и солнце. Необходимости ехать вечером, сразу после работы, в этот раз определенно не было, старт запланировали на утро 9 мая. Железно в 04:30, мы бодрые, заряженные энергией и позитивом должны были покинуть Ставрополь. Надо ли говорить, что так не получилось? Попытки погрузить в микроавтобус кучу вещей, зафиксировать велосипеды, две точки погрузки, две машины…

1 из 4
1 из 4

Выехали в 06:00, соответственно, в точку старта, поселок Энем Республики Адыгея, мы прибыли ощутимо позже плана.

Маршрут первого дня – скорее разминочный, чем ударный: совокупность проселочных, грунтовых, лесных дорожек, идущих в направлении моря, параллельно трассе М4 «Дон». Красивые горы, покрытые густым лесом, неглубокие речки, всё как в поездке 2022 года, когда мы ехали в село Фанагорийское, только лучше, а главное – без дождя, редкое дело для майских праздников на побережье. Подъем плавный, набор высоты чувствуется, но почти нигде не приходилось специально спешиваться, некоторые тропы успели зарасти (с условием того, что Роман их чистил), но это даже добавило интриги, а прикольные мосты и броды разнообразили путь.

-4
-5
-6

Так можно ехать довольно долго, получая удовольствие как от процесса, так и от результата. Из забавного, можно вспомнить хоровод вокруг газового крана, после станицы Григорьевской, когда нарисованная, и вполне существовавшая дорога, резко исчезла в зарослях. Финишировали в селе Тхамаха Северского района Краснодарского края, разбив лагерь на живописной полянке за деревней (44.598905, 38.876252), недалеко от реки и местного кладбища (Роман верен традициям).

1 из 3
1 из 3

День второй: Тхамаха – Архипо-Осиповка

-8

Карта: https://yandex.ru/maps/-/CDfiv8zI

Расстояние: ~63 километра

Strava: https://www.strava.com/activities/11378602509

GPX: https://disk.yandex.ru/d/Q0oTwtHcvRQW6w

Кому подойдет маршрут: горные велосипеды

Что посмотреть: как живут успешные (но скромные) люди, горные перевалы, броды, море где-то вдали

Сложность: жестко

-9

Второй день обещал быть интересным, и это обещание он не просто выполнил, а даже, с лихвой, перевыполнил. Вначале, мы поехали из Тхамахи в сторону Шабановского. Маршрут второго дня предполагал ряд альтернативных участков, более или менее сложных, выбор которых зависел как от индивидуальной физической формы участников, так и от рельефа и набора высоты.

Надо отметить, что уже ко второму дню, наша группа разделилась, на более упорных и сильных «спортсменов» (Ярослав, Павел, Елена, Олег, Евгений, Максим) и созерцательных, относительно расслабленных, «туристов» (Сергей, Вячеслав, Маргарита, Светлана, Олеся, Роман, Олег). Первые поехали по альтернативным срезкам, через лес, а вторые (в числе которых был и я), по грунтовке, через село. После Шабановского нас ждал злой, местами 22% подъем по ведомственной дороге к Шабановскому перевалу, разбавленный парой смотровых площадок.

-10
1 из 4
1 из 4

Ну а для «спортсменов» Роман предложил то еще испытание. Альтернативная, проложенная по «спутниковым картам» дорожка (она когда-то действительно была), оказалась чудовищно дикими зарослями, где велосипед приходилось чаще тащить, чем на нём ехать.

-12

Спустились в Дефановку, плотно пообедали и отдохнули, чтобы начать вторую часть маршрута.

1 из 2
1 из 2

Спортсмены быстро умчали вперёд, а туристы немного задержались в кафе «Мечта» (рекомендую это заведение). Ну и дальше, с полными животами, мы полезли в гору. В ГОРУ, вот так с большой буквы, параллельно ЛЭП, по дороге, видимо обустроенной ее строителями, и с тех пор почти что не посещаемой (но на спутниковой карте её видно).

1 из 2
1 из 2

Спуск тоже не подкачал, он был как раз из тех, что проехать можно один раз и большей частью кубарем (но зато он был на спутниковых картах), в конце которого мы уперлись в разрушенную дорогу и речку Джубгу.

-15

Роман, по телефону, настоятельно советовал дальше ехать по трассе М4, но мы решили двигаться по-своему, в хутор (поселок) Полковничий.

1 из 3
1 из 3

Так что претензий к автору маршрута уже не предъявишь: к чести Романа, надо отметить, что только он и Евгений смогли полностью проехать (и вдоволь настрадаться) по размеченному маршруту второго дня. Спортсмены, как и мы, выбрали альтернативную дорогу. Они по асфальту, а мы, под предводительством велогида Сергея Богданова, по руслу реки спустились в горный хутор Полковничий, чтобы узнать варианты маршрута в Архипо-Осиповку, избегая оживленной трассы М4 «Дон».

«Живем скромно. Газа у нас нет, воды нет, только вот электричество провели», сокрушались владельцы роскошных особняков, перемещаясь по поселку на квадроциклах и погоняя роботов-газонокосильщиков, этакие дачники здорового человека.

Глава поселка сориентировала нас, высказав некоторые сомнения в проходимости маршрута, и мы поехали в направлении заброшенного армянского села. Настоящие приключения начались!

-17

Во времена СССР здесь явно была старая лесовозная дорога, многократно пересекавшая реку, а иногда и идущая прямо по каменистому руслу. Сейчас она пришла в негодность и от неё осталось только направление: первыми сдались джипперы, затем квадроциклисты и владельцы эндуро, дольше них продержались прокатчики коней. Но их всех переплюнули велосипедисты…

Чтобы добраться до Архипо-Осиповки, нам надо было свернуть налево и подняться на хребет, и вроде-бы этот путь был где-то на карте, а по итогу появилась новая дорога, проложенная нашими усилиями сквозь темный лес, не удивлюсь, если она шла ровно параллельно какой-нибудь старой тропе.

-18

Не вздумайте здесь ехать по тепловой карте Strava, мы не несем ответственности за ваши страдания. Наша группа здорово переживала, пытаясь уложиться по времени до заката, так как откровенно не грела перспектива экстремальной ночевки в диком лесу с медведями. Потом стало немного легче, появились первые, робкие следы цивилизации: протектор внедорожной резины, чей-то башмак. Всё это вселяло надежду, да и подъем плавно превратился в довольно веселый спуск по хребту: с промоинами, следами старой колеи и поваленными деревьями. Ехали в нужную сторону: Щель Татарова, Щель Шкаликовой, Щель соляная, и вот уже виднеются остатки турбазы. На джипах туристов возят из Архипо-Осиповки смотреть грот рядом с Подколзиным Яром. А мы движемся классной грунтовой дорогой, по залитой солнцем долине, созерцая горы и сочные зеленые луга … Разительный контраст после пугающего, темного леса. Близость конечной цели добавила сил крутить педали.

-19
-20

А дальше было 15 бродов на реке Вулан, от Стежкиной Поляны до начала Архипо-Осиповки и эволюция нашего к ним отношения: от снятой обуви и велосипеда в руках (привет Эльдар из 2021 года) до сквозного преодоления водных преград, от отрицания и гнева до принятия. И нам даже это начало нравится!

-21
-22

Усталые, но не сломленные, мы спустились к точке встречи в Архипо-Осиповке, и уже на автомобиле поехали в кемпинг. Кемпинги на Черноморском побережье – отдельная история, обычно их строят там, где уже нельзя поставить гостиницу или дом, часто в красивом, но уж очень неудобном месте, с плохой дорогой, сложным подъемом и непростым доступом к морю. Да и владельцы, не всегда склонны соблюдать договоренности. Архипо-Осиповка яркий пример, где с тебя хотят стрясти сразу много денег, разумно предполагая, что к ним ты уже больше точно не вернешься.

Группа, приехавшая первой, вдоволь насладившись общением с администраторами и владельцами подобных объектов гостиничного хозяйства, приняла решение заночевать в бесплатном и живописном месте, прямо на берегу Черного моря (44.361360, 38.494580).

1 из 2
1 из 2

Роман с Евгением, а в последствии, и приехавшие последними «Туристы», заселились в кемпинг «Сосновый берег», с горячим душем и почти полным набором удобств, требующихся усталым велосипедистам. Конечно, каждому своё, но разделение коллектива выглядело со стороны не очень здорово. И да, тут мы, впервые за поездку, близко увидели море.

1 из 2
1 из 2

А ночью к нам пришли Еноты: милые и уверенные в себе до наглости, шерстяные хулиганы, тянущие свои алчные лапки к палаткам, рюкзакам и продуктам. Как будто в ВелоСтаврополь вернулся!

-25

По поводу второго дня, могу смело сказать, что это были одни из самых лучших моментов во всех моих морских поездках: классные парни и девчонки, сложный и интересный маршрут (который мы сами построили), преодоление себя, эмоциональные качели от отчаяния до эйфории, горы, и наконец море. И горячий душ. Не забываем про горячий душ и чистую одежду.

День третий: Архипо-Осиповка - Дивноморское

-26

Карта: https://yandex.ru/maps/-/CDfivX-f

Расстояние: ~60 километров

Strava: https://www.strava.com/activities/11395710505

GPX: https://disk.yandex.ru/d/OoUgeBcsFGeMkg

Кому подойдет маршрут: горные велосипеды

Что посмотреть: хвойный лес, горы, приморские поселки

Сложность: очень жестко

-27

Утро третьего дня оказалось добрым, не смотря на дождь, пару раз сбрызнувший наши палатки. Этому изрядно поспособствовало море сразу за обрывом, крепкий сон (говорят, кто-то играл на гитаре, но я не слышал) и хороший завтрак. Не удивительно, что на маршрут мы снова выехали с заметным опозданием.

Первая часть пути – довольно крутой подъем от Назаровой дачи (здесь в 19 веке жил известный врач) через рощу Крымской сосны мимо Адлеровой щели. Моря здесь уже не видно, зато можно полной грудью вдыхать насыщенный фитонцидами воздух. Ну а потом следовал резкий спуск, где я довольно глупо, хотя и весело разложился, потершись о камни и разрезав ногу (дальше так и ехал). В одной из точек, даже наша группа «Туристов» умудрилась разделиться, часть участников поехала прямо, проскочив поворот, счастливо заплутав в объездах ведомственных санаториев, а я с Романом, Олегом и Олесей, поехали строго по треку.

-28

До Бетты, следующей контрольной точки, мы ехали вверх по старому и красивому сингл-треку, знакомому мне по поездке с Ростовским велоклубом «Катуха» в 2016 году (мне кажется, там я и познакомился с Романом). Эта довольно коварная тропа, усыпанная скользкой хвоей и старыми шишками, с хорошим сбросом высоты. Вниз её ехать –удовольствие, вверх – страдание, с необходимостью, периодически, катить велосипед рядом с собой. Вообще, замечу, что это плохая идея, ехать синглтрек вверх, против обычного направления движения, думаю, таких энтузиастов довольно мало.

От Бетты, по автодороге, мы проехали Криницу и Береговое, набрав немного высоты, а у самой Пшадской щели, перед поворотом на Михайловский перевал, перекусили в кафе (так себе, не рекомендую, но и альтернативы нет) и дождались воссоединения группы. Спортсмены были далеко впереди, а нам предстоял довольно сложный участок пути.

Очередной флешбек! Из Прасковеевки в Пшадскую щель мы ехали по маршруту Романа в 2021 году, теперь же, этот путь предстояло проделать в обратном направлении. Надо ли говорить, что история с синглтреком повторилась?

В целом, в «нормальном» направлении, эта тропа полностью проходима на велосипеде (в 2021 году так и было), возможно за исключением двух мест, где в прошлом году ручей полностью размыл дорогу. Сейчас же, тропа стала суровым испытанием. Скажем честно, ехать здесь, в направлении Прасковеевки я точно никому не посоветую. Набор высоты, камни, корни, промоины, которые вниз можно проскочить на скорости, а вот вверх уже никак не заехать. Да и упасть можно на раз-два. И колючки, вездесущие колючие лианы. Те, кто ехал на камерной резине, пробились по нескольку раз и качали колеса. А так, конечно красиво, лес, горы, только опять не видно моря. Из прикольного, нашли место где Эльдар и Тимофей в 2021 году падали в реку.

-29

Не быстро, с усилиями, вопреки плану, «на зубах», с большим отставанием от графика, но мы этот участок преодолели, и выехали в памятную мне Прасковеевку. Оставили дожидаться эвакуации Олесю, мужественно преодолевшую все препятствия этого дня с больным коленом. И по асфальту, уже без всяких альтернативных участков, поехали в село Дивноморское. А что «Спортсмены»? Они, железные люди, проехали весь маршрут, включая срезку от Прасковеевского перевала в Джанхот (которая по факту, такой же синглтрек, как и предыдущий, разве что короче, его мы тоже ехали в 2021 году).

Финишировали в Дивноморском, и тут снова дилемма. Кемпинг в Геленджике, на который мы заранее договорились, по уже упомянутой Краснодарской традиции, отказался работать. «Извини Братан, не успели открыться, планировали, не получилось, не фартануло!». Небо затягивали облака, погода портилась, а перед нами замаячила перспектива ночевки в сырых палатках на городском пляже, прямо как в 2022-м году в Новомихайловске.

Нас всех спас Сергей Богданов, который нашел, предложил и договорился заночевать на турбазе в Дивноморском, вместо кемпинга в Геленджике. И это, я вам скажу, был особенный кайф (когда ты сидишь в теплом домике, а за окном не прекращается сильный дождь).

1 из 2
1 из 2

Турбаза «Тихий лесок» оказалась отличным местом для спокойного отдыха в Дивноморском. Сама база находится в лесу, здесь тихо и спокойно, в отличии от самого побережья. Размещение - в комфортабельных деревянных домиках с удобствами, для постояльцев доступны общие кухни и беседки, мангалы. Некоторым минусом можно счесть небольшой кусок укатанной грунтовой дороги, но это общая проблема для почти всех кемпингов и баз отдыха на черном море. Считаю, что 300 метров плохой дороги можно и потерпеть, благо нет перепадов высот, как в «Сосновом береге».

1 из 2
1 из 2

Третий день – самый противоречивый из всей поездки, с одной стороны знакомые места повернулись ко мне задом, на левую ногу больно смотреть, во многих местах очень сложно ехать, а с другой – наша группа еще ближе узнала друг друга, горы стали выше, и мы снова к приехали к морю, пусть и не так, как это было изначально задумано. Думаю, чем больше времени пройдет с этих событий, тем с большей ностальгией я буду вспоминать эти минуты.

День четвертый: Дивноморское

-32

Карта: https://yandex.ru/maps/-/CDfmIO4H

Расстояние: 6 смешных километров

Strava: https://www.strava.com/activities/11392032342

GPX: https://disk.yandex.ru/d/lIxmwizPWVRPXA

Кому подойдет маршрут: можно и на трехколесном проехать

Что посмотреть: черноморское барокко

Сложность: ниже плинтуса

Ночной ливень поставил под вопрос планы на последний отрезок пути – знаменитый маршрут ВелоSea, ведущий из Кабардинки в Геленджик по вдоль берега моря.

-33

В 2021 году он еще не был так хорошо размечен и оборудован, просто очень красивая тропа для пешеходов и велосипедистов, идущая сквозь хвойный и можжевеловый лес, с плавными спусками и подъемами (если вы не хотите смотреть Рио, иначе придется изрядно вкрутить вверх).

-34

На утро распогодилось, спортсмены решили рискнуть проехать ВелоSea, в итоге упершись в заборы и оставшись любоваться Геленджиком, а мы – поехали тусить на набережную, ведь это Веломоре, и никак иначе.

Не знаю, кто из нас лучше провел этот день, мы или они, каждому своё: у нас было море, жареная барабулька и пляжный отдых с велосипедами в Дивноморске.

-35
-36

У них – километры и пляжный отдых, но в Геленджике. Было и общее – незакрытый гештальт от так и не побежденного участка ВелоSea.

-37
-38
-39

А дальше – сборы, попытки рационально заполнить багажник микроавтобуса, установка велосипедов и долгая дорога домой по краснодарским пробкам.

-40

Итоги

Подводя итоги нашей поездки, скажу, что она была противоречивая, сложная, и вместе с тем, невероятно классная, настоящая перезагрузка сознания, плюс нам очень повезло с погодой. Большей частью, море мы видели издалека, некоторые приключения происходили вопреки воли организатора, маршруты вызывали вопросы, но всё это, благодаря нашей идеальной команде, оборачивалось сплошными плюсами. Так что мне хочется поблагодарить Романа Пересева и Олесю Чибисову за огромную работу по организации этого путешествия, спортсменов и туристов за преодоление дистанции, ну и суммарно, весь коллектив друзей, за по-настоящему незабываемые вечера. И конечно нашего сменного водителя, Сергея ВДВ, который всё это терпел!

Предложения

(до этой части никто не дочитает)

Критикуешь – предлагай! Вот несколько моментов , на которые я предлагаю обратить внимание при планировании маршрутов:

  1. Более жестко следить за таймингом на всех этапах поездки, особенно на старте и финише.
  2. Формировать набор из нескольких трек-файлов (easy, medium, hard), а не лепить все срезки и альтернативные участки маршрутов в одну кучу.
  3. Поднять цену поездки, заложив туда расходы на форсмажор.
  4. Проработать «План Б» размещения участников, с учетом особенностей «Кубанского гостеприимства» и погоды.
  5. По возможности, уменьшить количество «диких ночевок». Горячий душ, теплый туалет и электричество – это прикольно, да и экология не страдает.
  6. Не доверять безоговорочно спутниковым снимкам при планировании маршрута.
  7. Перестать ехать синглтреки задом-на-перед.
  8. Дозировать нагрузку на участников, с учетом неоднородности их состава (по возможности должна быть обязательная часть для всех и бонус для «спортсменов», возможно оформить это разными треками).
  9. Увеличить количество «точек интереса» на маршруте.
  10. Ну и попробовать, наконец, проехать что-то радиальное, с единым базовым лагерем на все три дня (это мечта).

Катайтесь – это здорово!

Фотографии: Евгений, Вячеслав, Сергей, Роман, Ярослав, Павел, Евгений, Светлана, Елена, Маргарита, Олег, Максим, Олеся, Олег.

Текст - Евгений Москвитин-Борзых

#веломоре #велоsea #маршрутпостроен #велотоксикозники #навелосипеде #байкрайд #море #архипо-осиповка #дивноморское #еноты