Во второй половине восемнадцатого столетия система управления еще строилась на основах, заложенных Петром I: самодержавие, крепостничество, сословия. Время, когда Екатерина II пришла к власти знаменовалось «просвещенным абсолютизмом». Тогда самодержавная власть утверждалась за счет прогрессивного вектора развития государственного устройства Российской империи.
Императрица провела большое количество реформ, которые затронули почти все уровни организации власти. Сначала был преобразован Сенат в 1763 году, в результате которого он стал высшим судебным учреждением. Его разделили на шесть отделов-департаментов, у каждого из которых были свои функции: четыре петербургских, два московских. Государственные дела были сосредоточены в первом. Второму департаменту отошли судебные дела. Третий и четвертый отделы занимались различными вопросами, которые не подходили предыдущим. Два московских отдела дублировали функции первых двух петербургских, только уже во втором главном городе Империи.
Другим крупным преобразованием в первый период правления Екатерины стал созыв 4 декабря 1766 г. Законодательной комиссии. Она предусматривала сословное представительство депутатов для обсуждения различных законов. Кроме избранных от сословий и различных групп населения чиновников, в состав комиссии также входили высшие должностные лица. Главную роль в комиссии взяло на себя дворянство, а духовенство, вследствие давления Екатерины на церковь, туда не вошло. Екатерина регулировала деятельность комиссии, для чего создала специальный документ, в котором изложила свои рассуждения о роли классов, законов и монарха в жизни государства.
Суть основных преобразований заключалась в нескольких пунктах:
1) Увеличение количества различных учреждений для улучшения коммуникации власти и населения.
2) Местная администрация несет ответственность за защиту местных интересов и благосостояния народа.
Одна из основных задач комиссии заключалась в том, что каждый из депутатов должен был провести опрос населения в своей провинции для получения информации о запросах и потребностях населения. Комиссия просуществовала год, но за это время ни одного серьезного решения принято не было. Многие заседания были посвящены обсуждению судебной системы и судопроизводства, которые представляли для ее членов особый интерес, но для будущей организации системы управления было предпринято самое небольшое количество возможных действий. В результате из-за неэффективности вскоре после начала войны этот орган прекратил свое существование. Но были и положительные результаты деятельности комиссии, например, в ходе проведённых опросов населения правительство получило информацию об основных потребностях населения, вследствие чего можно было придумать новые направления для будущих преобразований.
Таким образом была проведена важнейшая реформа образования. Основной целью императрицы было просвещение населения, и в этом вопросе она ориентировалась на запад. Вследствие чего были созданы все условия для перехода к массовому и максимально доступному образованию: разработан закон о школьном образовании, открыты заведения, готовившие учителей (раньше для работы учителем не было необходимостью получать определенное образование). Большую роль сыграло создание специального Устава, обозначающего цели и задачи образования. На него ориентировались при разработке учебной программы, с помощь него шло регулирование учебного процесса. Произошло увеличение числа студентов, имеющих право учиться в вузах, открывались новые учебные заведения, что позволяло образованию стать намного более доступным не только среди богатой элиты, но и среди таких же способных учеников из семей победней. Екатериной были сформулированы ключевые положения устава:
- учебный процесс в мельчайших подробностях должен строго регламентироваться во имя подготовки законопослушных патриотов, преданных монархическим идеалам;
- значительное внимание должно уделяться изучению книги «О позициях человека и гражданина». Причём читать ее предписывалось ученикам даже самых младших классов (обычно с 9-11 лет). Чтобы даже они знали о всех тонкостях взаимоотношения власти и граждан. По мнению императрицы все образованные люди должны были быть политически грамотными.
- образование должно быть политически направленным, поэтому в школах должен изучаться тот иностранный язык, который может быть более полезным при обучении в другой стране (в те времена было еще принято учиться в условной Германии, а на некоторых специальностях еще и необходимо, хотя Екатерина своими реформами старалась это исправить); в школе должны быть сборники по изучению естествознания, характеристикам провинции, где живут ученики, и т. д., дабы ученики знали о своем родном крае.
Екатерина II видела будущее за государственной системой школьного образования. Для того, чтобы эти планы были реализованы ввели: бюрократический контроль за деятельностью школ, строгий контроль действий школьной администрации и учителей, снижение влияния церкви на учебный процесс, предотвращение распространения масонской системы образования и недопущение массового влияние частных школ и распространение других учебных заведений в России. Все перечисленное еще раз указывает на серьезные намерения Екатерины сделать образование тотально государственным и максимально доступным для всех. Государство наконец-то действительно контролировало просвещение населения, что не могло не радовать императрицу. Большой вклад был внесен в развитие образования на периферии: народные школы были основной составляющей образовательной реформы, а также состоялись попытки в области просвещения многочисленных народов империи.
В середине 80-х гг. Екатерина II принялась за попытку сохранения культурного и языкового наследия и поручила создать словари малых русских этносов, но эти планы не были полностью реализованы. Итого, по большей части почти все элементы образовательной политики были также направлены на укрепление единого самодержавного, централизованного государства на многонациональной основе с учетом разнообразия религиозно-конфессиональных условий в разных регионах. Да и в целом многие реформы были направлены именно на просвещение простого населения, основной же целью являлась попытка приблизится по уровню образования и развития к западным странам.
Упоминания также заслуживают другие реформы Екатерины, но подробно за один раз о них не рассказать — уж слишком они объемные и многочисленные. Впервые именно при императрице были введены бумажные ассигнации, была проведена губернская реформа (установлено новое административно-территориальное устройство страны). Екатерина юридически закрепила все права и привилегии русского дворянства, в том числе подписала документ, который освобождал их от воинской службы. Вследствие победы в двух русско-турецких войнах страна прочно закрепилась на побережье Чёрного моря.
Была проведены реформы в области развития литературы: упрощен процесс издания собственных произведений, теперь каждый мог опубликовать свою книгу. Также в Петербурге была открыта первая публичная библиотека.
Короче говоря, нельзя недооценить вклад, который сделала в развитие нашей страны Екатерина II. Великая императрица продолжила дело Петра I и заложила фундамент для множества последующих преобразований.
Источники:
Стародубцев М. П. Реформы системы образования проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. №2.
Артамонова Людмила Михайловна Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестник СамГУ. 2009. №73.
Чашников М.А. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 162 - 166. 2021 г.