Гибким движением акробат в черном костюме взбирается по стене средневекового замка. На самой вершине два часовых ждут, один из них машет рукой, что-то блестит в лунном свете. Мгновение спустя акробат хватает часового за горло, из его шеи торчит рикен. Второй охранник не успевает среагировать, акробат молниеносно выхватывает катану и тихо разрубает его пополам.
Теперь путь к покоям сёгуна открыт. Там спокойно дремлет ничего не подозревающая жертва, скоро погруженная в вечный сон. Перед нами стоят ниндзя - своего рода супергерои древней Японии, которые на протяжении веков наводили ужас на города и провинции.
Но давайте разберемся, кто же они на самом деле. Вопреки распространенным представлениям, они не совсем такие, как их изображают. Как им удавалось добиваться успеха? Как встречали они свою гибель? Как они становились известными после исчезновения?
Главным оружием ниндзя была скрытность, а их основной задачей был шпионаж. Важно понимать, что традиции синоби не просто ушли в историю средневековья. Даже в недалеком прошлом Японии имели место победы, недостижимые без их искусного разведывательного мастерства.
7 декабря 1941 года, в день, который войдет в историю как одновременно триумф японской армии и трагедия для США, в мире впервые прозвучало название "Перл-Харбор". Победа была достигнута благодаря внезапности атаки. Многие сомневались в ее возможности, учитывая расстояние между Японией и американской гаванью - более 6,5 тысяч километров. Остров Оаху считался хорошо защищенной базой, оборудованной многочисленными аэродромами и перехватчиками. Тем не менее, именно он стал главной целью японцев.
Атака была запланирована на раннее утро воскресенья, чтобы застать корабли на якоре, не подготовленными к бою. В нападении участвовало 400 самолетов. В 7:50 утра радары американцев зафиксировали мощный сигнал - подтверждение приближения самолетов. Однако они не подняли тревогу. Почему? В это время по радио транслировалась музыка, символизирующая возвращение своих летчиков. На самом деле это была простая радиопередача, предназначенная развлечь экипажи. Поэтому японские самолеты остались незамеченными. Вскоре над Тихим океаном началась Вторая мировая война. За три часа США потеряли 14 кораблей, 174 самолета и три с половиной тысячи человек погибли и были ранены. В свою очередь, Япония лишь потеряла 29 самолетов и 55 летчиков. Это было полное поражение для США.
Однако стратегически Япония не выиграла. Атака, предполагавшая удержание США от вступления в войну, привела к противоположному результату. Она стала стимулом для сотен тысяч молодых американцев вступить в армию добровольцами. Флот был восстановлен, и уже через несколько месяцев японцы начали понимать, что находятся на пути к поражению.
Давайте вернемся на шаг назад и разберемся с тем образом ниндзя, который только что был описан. Миф, который мы знаем из современных СМИ и кинематографа, изображает ниндзя в тесных черных костюмах с прорезями для глаз. Однако эта концепция возникла из японского театра и символизировала невидимого персонажа. Если бы настоящие ниндзя действительно выходили на задания в таком костюме, это было бы подобно отправке на девичник в афганские горы в броне космического десанта. Фактические наряды ниндзя были гораздо сложнее и напоминали мешкообразную одежду. Они никогда не были черными, наоборот, древние авторы писали, что черный цвет неэффективен для маскировки в полумраке. Серый или красновато-коричневый оттенок был бы более пригоден для этой цели.
Более того, ниндзя часто не носили специализированной одежды, а старались смешаться с обычными людьми. Например, во время проникновения в замок они могли одеваться как стражники, чтобы быть незамеченными. Кроме того, в древности термин "ниндзя" не использовался; их называли синоби, что переводится как шпион, лазутчик, диверсант. Слово "ниндзя" появилось только в XX веке, когда была пересмотрена старая идеограмма.
Что касается их реальной истории, то она началась в далеком прошлом, и точное происхождение было окутано тайной - типичная черта для многих азиатских стран, сильно подверженных конфуцианству с его уважением к предкам и традициям.
Историки в Китае, Японии и Корее всегда стремились максимизировать свою древнюю историю, преувеличивая ее значение, выводя ее из мифической Золотой эпохи, когда правил Желтый император вместе с богиней Аматерасу. Этот общий фон конфуцианства привел к тому, что они чрезмерно ценили свою историю, часто искажая ее детали - включая истории каждой семьи, клана и школы ниндзя.
Время Средневековья принесло с собой трактат "Искусство войны", созданный китайским полководцем Сунь-цзы, который, вероятно, заложил первый камень в основу будущего шпионажа. В своем трактате он представил научную концепцию ведения войны и впервые обсудил теорию шпионажа. Сунь-цзы писал: "Война - это великое дело для государства; она определяет смерть и жизнь, выживание и гибель. Ее нужно тщательно продумать и проанализировать". Он подчеркивал важность подготовки армии и государства, планирования, основанного на точных расчетах способностей полководцев, соблюдения правил, численности войск, обучения офицеров и солдат, а также правильной системы поощрений и наказаний.
Иными словами, перед тем как начать битву, необходимо понять и оценить все аспекты предстоящей войны - как материальные, организационные, так и моральные. Важно знать не только свои собственные возможности, но и возможности противника. "Если ты знаешь врага и знаешь себя, тебе не страшны результаты ста битв. Если ты знаешь себя, но не знаешь врага, за каждую победу ты подвергаешься поражению".
А как узнать о враге? Ответ на этот вопрос очевиден: учиться у шпионов. Одна из глав трактата Сунь-цзы называется "Использование шпионов". Эта концепция шпионажа была распространена в V-VI веках. Через сто лет трактат попал в Японию с японским посланником, где идеи шпионажа получили дальнейшее развитие. На тот момент уже существовали основы для создания шпионской сети - буддийские и даосские монастыри. Монахи-отшельники (яма-буси) были идеальными тайными агентами. Они сочетали практические советы Сунь-цзы по контрразведке и разведке с эзотерическими знаниями, такими как искусство невидимости.
Современные фильмы и зрители часто находят привлекательность в искусстве ниндзюцу. Кто не восхищался бы героем, способным к магии и акробатике, мгновенно устраняя врагов? В кинематографе, благодаря творческим интерпретациям, внимание уходит от теорий Сунь-Цзы, и главные роли занимают великие сенсеи из монастырей, произносящие экзотические мудрости и совершающие мистические подвиги. Однако монахи-отшельники действительно внесли вклад в развитие ниндзюцу, включив психотренинг, системы подготовки и знания о ядах и травах.
С течением времени эти навыки использовались в мелких феодальных конфликтах и постепенно оформились в систему. Семьи передавали свои знания из поколения в поколение, объединяясь в кланы. Золотой век синоби пришел с концом эпохи воюющих провинций, когда в Японии было около 25 крупных кланов ниндзя и множество более мелких. Синоби стали семейным и профессиональным сообществом наемников и шпионов.
Хотя традиции различных кланов значительно различаются, современные фильмы и СМИ обычно уделяют внимание только боевой подготовке. Тем не менее, это лишь одна сторона медали. В реальной жизни роль шпиона - это долгосрочное собирание информации, в то время как в фильмах мы видим бегство, прыжки и умелую стрельбу. Но если задача шпиона превращается в погоню и перестрелку, это уже провал. То же самое относится и к фильмам: если вы кричите "киа" и устраиваете каскады по воздуху, то шансов выполнить поставленную задачу крайне мало.
Проблема с мечом являлась значительным ограничением для шиноби. В Японии носить меч было привилегией воинского класса, и встреча с самураем могла стать неприятной ситуацией для тех, кто пытался притвориться воином. Большинство школ не проводили обучение боевым искусствам. Профессиональный воин отличался от обычного человека своим мускулистым телосложением, закаленным телом и особыми движениями, которые всегда выделяли его среди толпы. Еще одним недостатком был факт, что использование меча могло привлечь ненужное внимание в ходе секретных операций, когда основная цель заключалась в сборе информации, создании информационных сетей и скрытом перемещении через вражеские линии.
Вплоть до средних веков сохранились многочисленные трактаты, описывающие историю ниндзя. Эти документы являются сложными для изучения, и японские историки до сих пор сталкиваются с множеством неясностей. Отличие ниндзя от самураев заключалось в их стремлении к скрытности и неприметности, они предпочитали оставаться в тени и вести несколько параллельных жизней под разными именами. Представьте, какие исторические гипотезы могут возникнуть при обсуждении двух героев, живших в одно и то же время, но известных под разными именами.
Самые известные кланы ниндзя проживали в провинции Ига и дикой местности Уди. Расскажем о наиболее удивительных и завершающих главах их истории. Провинция Ига и район Кога находились недалеко друг от друга в центре острова Хонсю, в гористой местности с малочисленными дорогами. Эти места всегда служили убежищем для отшельников, "ямабуси" и бандитов, чьи действия нередко ассоциировались с эпохой ниндзя. Ведь способы действия шпиона во многом напоминают действия вора. Например, навыки ниндзя проверялись заданиями вроде "пойди и укради у местного самурая его родовой меч", подобно тому, как это делают члены гильдии воров в игре Skyrim.
В период становления Японии страна представляла собой не единое государство, а смесь феодальных войн, которые были даже ожесточеннее, чем на Руси. Эпоха, когда брат сражался против брата, а сын вступал в конфликт с отцом. В таких временах хаоса для диверсантов и наемников наилучшими были именно эти периоды. Кланы ниндзя превратились в настоящие общины. В Коге, например, школа шиноби состояла из 53 семей, а в провинции Ига было еще больше ниндзя. Они стали мощными военными формированиями, на которые полагались все стороны конфликта. Нужно что-то выучить? Зовите ниндзя. Нужно убийство? Вам уже известно, к кому обратиться. Постоянным клиентам, конечно же, предоставлялись скидки.
Однако к XVI веку внутренние войны в Японии закончились, и наступил период объединения под руководством Оды Нобунаги. Этот полководец был умным и беспощадным лидером, который решил обойтись без помощи ниндзя. В отличие от самураев, ниндзя не испытывали глубокой привязанности к своему работодателю. Для них клан имел большее значение, чем временный хозяин. Они могли сегодня выполнять поручения для одного, а завтра, получив приказ от другого, атаковать первого. Иронично, что Нобунага, который боялся предательства, погиб от руки своего самого верного генерала. Но это уже часть истории.
На тот момент Нобунага старался создать собственную разведывательную сеть без использования ниндзя. Он полагался на тех, кто был ему предан, вроде своих родственников. Он даже выдал свою сестру замуж за одного из своих врагов, чтобы получить информацию о планах противника. Самураев-доверенных людей он отправлял на пирушки с другими воинами, чтобы выведать секреты за бокалом. Ниндзя же он задействовал только для целевых убийств по заказу. Его заклятый враг, Такэда Сингэн, был убит выстрелом из мушкета во время осады. На этом мы остановимся для более подробного рассмотрения.
Ниндзя часто представляются как искусные бойцы, владеющие рукопашным боем и холодным оружием. Однако их кланы были одними из первых в Японии, кто начал применять европейские технологии огнестрельного оружия. Один из таких случаев убийства стал, возможно, первым в истории примером смерти от снайпера, когда выстрел был произведен в полной темноте. Жертва стрелка, известный как Кеншин, был найден мертвым в уборной своего замка. Кеншин опасался наемных убийц и ходил в туалет, когда снаружи стояла охрана. Убийца Кеншина скрылся в туалете, дыша через тростник. Он был настоящим диверсантом. Суть приказа, который получил ниндзя, заключалась в том, чтобы устранить жертву скрытно.
Однако их мощь можно было легко обратить против них, тем более, что в стране кипел религиозный конфликт.
Буддийские монастыри обладали значительной властью и влиянием. Их монахи считались одними из самых агрессивных и опасных воинов в средневековье, особенно после того, как они привнесли боевые искусства из Китая. Единый правитель Японии видел в них угрозу своему могуществу. Кроме того, существуют записи португальских путешественников, утверждавших, что сам Нобунага не верил ни в богов, ни в бессмертие. Поэтому он начал уничтожать монастыри, считая их бесполезными. Вскоре на него были совершены несколько покушений. Несколько раз по нему стреляли снайперы, но пули не пробили его броню. В одном из случаев ниндзя проник в его замок и спрятался на чердаке над кроватью. Он планировал убить Нобунагу, опустив на него нить с каплями яда. Однако Нобунага проснулся и вызвал свою охрану. Ниндзя был расчленен, но проблема с ними все равно требовала решения.
Сначала Нобунага послал большой отряд под командованием своего сына в провинцию Ига. Там они столкнулись с сопротивлением от кланов ниндзя, самураев, монахов, разбойников и местных жителей. Хроники описывают это сражение как жестокое и кровопролитное. Силы Нобунаги потерпели поражение и были разгромлены тактикой ниндзя и местных воинов, которые использовали тень и природу в своих преимуществах. Дождь осложнял видимость, делая нападающих уязвимыми для засад, скрывавшихся в горах. Звуки боя разносились во всю долину, и враги атаковали со всех сторон, погружая зону военных действий во мрак. Бойцы рассеивались, борясь в узких ущельях, на отвесных скалах и даже в полях с рисом.
Армия вторжения была значительно ослаблена. Некоторые погибали от рук своих собратьев, другие совершали самоубийства. Точное число жертв неизвестно, но, вероятно, было множество погибших. Сын Нобунаги, потерял половину своих сил и чуть не погиб. Нобунага вошел в мятежную провинцию лишь после полной победы.
Не смотря на принятые меры предосторожности, на него было совершено покушение. Три ниндзя, вооруженные мушкетами, пытались убить его во время посещения храма. Однако покушение не удалось. Празднования прекратились, так как вскоре Нобунага был убит собственными людьми, без хитроумных уловок. Новым правителем страны стал Тоётоми Хидэёси, еще один генерал Нобунаги. Он поднялся от скромного происхождения к вершине власти. Говорят, что сам Хидэёси учился у ниндзя и даже выполнял для них секретные задания. В его армии впервые стали использовать железные доспехи. Во время своего правления он активно использовал шпионаж, стремясь сократить зависимость от ниндзя, которые контролировали разведывательные данные по всей стране. Однако конкурировать с ними было непросто, это как как создать стартап нового поисковика с намерением обогнать Google. Хидэёси смог справиться с этой задачей, сделав свою разведывательную службу ключевым фактором в военной истории Японии.
Одной из главных проблем средневекового шпионажа была медленная передача информации. Шпионы, как правило, перемещались пешком, и на это уходили месяцы. В результате полученная информация была всегда устаревшей, когда она достигала военачальника. Хидэёси решил исправить эту проблему, организовав своих информаторов по строго составленному графику. Хотя информация по-прежнему не успевала за реальным временем, его командование теперь могло следить за действиями противника в динамике. Этот уровень информированности был безупречным и оставался за пределами понимания его противников.
Несмотря на начальное скептическое отношение к профессиональным ниндзя, именно Хидэёси впервые привлек их на международную арену. Во время кампании в Корее, после неудачной атаки на Сеул, его армия оказалась на чужой земле без продовольствия и подкреплений. Он не мог отправить новый десант из-за сильного корейского флота под командованием легендарного адмирала И Сун Сина. Несмотря на успехи в войне, силы были явно неравны. Корейские правители искали путь к миру с Японией, и Хидэёси предложил свой план. Он утверждал, что все в Японии жаждут мира, но могущественный военачальник стоит на пути к этой цели. Он узнал, что этот военачальник собирается отправиться в Корею, и даже знал его маршрут. Достаточно было атаковать его небольшой корабль и потопить его, чтобы открыть путь к миру.
Корейцы воспользовались возможностью и приказали адмиралу И Сун-сину потопить японских самураев. Однако легендарный адмирал не поддался на уговоры. За всю свою жизнь он не потерпел ни одного поражения и почувствовал запах недоброго. Разгадав уловку, он направил тяжелые корейские корабли на опасные мелководья, понимая, что это ловушка за неповиновение. За отказ выполнить приказ его разжаловали и бросили в тюрьму, а на его место пришел командир, не задающий вопросов. Корейские суда подошли к берегам Пусана, но их встретил шторм, а затем мощный японский флот, который уничтожил большую часть корейских кораблей. Так ниндзя иногда участвовали не только в физических битвах, но и в сложных политических играх.
После смерти Хидэёси в 1598 году к власти пришел Токугава. Именно ему удалось объединить Японию, и при нем ниндзя практически исчезли. Не потому, что Токугава боролся с ними, а, наоборот, у него были хорошие отношения с ниндзя. Все это случилось практически случайно. После внезапной смерти Иберу (Хидэёси), когда по всему острову начались восстания, Токугава оказался рядом с Игой. Обратившись к местным кланам за помощью, он получил поддержку 300 ниндзя, которые охраняли его и помогали преодолевать опасные местности через мятежные районы. Это еще раз подтверждает, что резня, устроенная по приказу Нобунаги, не достигла своей цели. Погибли в основном самураи, монахи и ополченцы, а навыки выживания ниндзя помогли им сохранить жизнь. После спасения сына Токугавы ниндзя завоевали его доверие, многие из них стали служить ему. Их лидер получил земли, а простые ниндзя стали частью нового разведывательного отдела. Это стало началом сбора разведданных для Токугавы, а другие ниндзя были отправлены в различные провинции для шпионажа за местными правителями.
Хидэёси стремился создать свою собственную разведывательную сеть, в то время как Токугава просто унаследовал и укрепил сеть ниндзя, существовавшую в течение многих веков. До заключительного столкновения война сводилась к противостоянию различных групп ниндзя. Противники Токугавы наняли своего шпиона, который смог проникнуть в замок, хотя и столкнулся с другими ниндзя, которые знали все их хитрости.
Дерзкий шпион даже смог подслушать секретные переговоры генералов, но его заметили, и началась эпическая погоня, напоминающая сцены из фильмов с Джеки Чаном. Спрыгнув на крышу, ниндзя бросился к краю, совершив невероятный прыжок, взлетев на несколько метров в воздух. Однако его планы сорвал медвежий капкан, и не сумев освободиться, он принял решение совершить самоубийство.
Сразу после этого завершилась война за объединение Японии, наступил 250-летний мирный период. Навыки разведки и диверсий стали менее востребованными. Изначально ниндзя продолжали выполнять роль садовников и тайной политической полиции, но с течением времени покушения прекратились. Ниндзя начали бороться с преступностью, что требовало совершенно новых навыков. Их искусство постепенно угасало, и многие из них стали писать трактаты, чтобы сохранить свою память. В XVII веке появилось множество известных сочинений о ниндзя, но некоторые их традиции и навыки все же продолжали существовать.
Шпионаж в Японии в XX веке стал достаточно известным явлением, привлекая внимание мировой общественности, особенно во время русско-японской войны. В портовом городе Порт-Артуре работал обычный японский уборщик канализации, который на самом деле являлся ассистентом начальника 3-й японской армии. В течение нескольких месяцев он не вызывал подозрений, ездя по городу на своей тележке с мусором, а когда японцы начали наступление, они оказались хорошо знакомы с крепостью, даже лучше, чем русские офицеры, стоявшие там на страже. Во Владивостоке японский шпион по фамилии Нарита открыл недорогое фотоателье и предлагал офицерам большие скидки на фотосъемку. Поначалу это казалось обычным бизнесом, но к началу войны японская армия уже располагала фотографиями всех командиров и частей Маньчжурского гарнизона.
Во время одной из поездок в Маньчжурию старый китайский фокусник обратился к русским с просьбой выдать ему пропуск с печатью, чтобы он мог продемонстрировать свое искусство в другом районе. Русские не подозревали, что он на самом деле японец, так как тогда им было трудно отличить их друг от друга, и без подозрений выдали ему документы. Это привело к тому, что японцы получили детальную карту размещения войск противника, и штаб фельдмаршала Оямы был проинформирован за две недели до того, как об этом стали знать сами русские.
Французский корреспондент Луи Левенштейн оценил деятельность японских шпионов следующим образом: "Если бы после моего длительного пребывания в Джуманджи мне пришлось объяснить успех Японии в борьбе с русскими, я бы сказал следующее: японцы знали, а русские - нет".
Вспомним успешный налет японцев на Перл-Харбор во время Второй мировой войны. Эта операция стала возможной благодаря эффективной разведке и контрразведке. Кроме того, она способствовала технологическому прорыву Японии. После нескольких информационных поездок японских делегаций в Германию, доступ на заводы Японии был ограничен. Это часто связывают с традициями ниндзя, но скорее всего, эта связь маловероятна. В начале XX века японские военные изучали искусство синоби, но считали его устаревшим. Ниндзя, не владевшие иностранными языками и не умевшие пользоваться современной техникой, не вписывались в новую реальность.
В начале XX века японские военные ориентировались на работы Вильгельма Штибера, главного разведчика при Бисмарке, что привело к созданию одной из самых разветвленных разведывательных сетей. Самые же ниндзя стали переходить с полей боя в мир литературы и кино. В середине XX века их популярность стремительно возросла, особенно благодаря кинематографу. Зрители, не понимая тонкостей спецэффектов и каскадерской работы, восхищались сценами, где ниндзя совершали невероятные подвиги.
В 1960-е годы ниндзя достигли пика популярности в Японии. Множество школ ниндзя утверждали, что передают древние традиции, но Энциклопедический словарь боевых искусств 1969 года охарактеризовал их как театральные и акцентировал внимание на театральном артистизме и играх ума.
Известен анекдот о 13-летнем мальчике, который решил испытать свои навыки ниндзюцу, пытаясь перелезть через ограду императорского дворца. На допросе он уверенно заявил, что хотел испытать себя на достойном противнике, зная, что дворец хорошо охраняется.
В 1960-е годы западный мир обратил внимание на этот культурный феномен. В 1964 году журнал Newsweek провел интервью с настоящим потомком одного из кланов ниндзя. В интервью он утверждал, что за свою жизнь совершил невероятные подвиги, включая выпивание серной кислоты и крысиного яда, а также поедание кирпичей. Эти заявления вызвали широкий резонанс в мире, хотя их правдивость остается под сомнением.
В 1967 году ниндзя впервые появились на западном кинематографическом экране в фильме о Джеймсе Бонде "Живешь только дважды". После этого они стали постоянными персонажами в кино, порождая так называемый "парадокс ниндзя". Этот парадокс заключается в том, что одинокий ниндзя, нападающий на главного героя, оказывается для него трудным соперником, в то время как герой с легкостью справляется с группой ниндзя.
Однако кинематографическое представление о ниндзя страдало однобокостью. Они часто изображались как высококвалифицированные бойцы, владеющие различными хитроумными приспособлениями, в то время как исторический контекст их деятельности оставался в тени. Ниндзя, занимавшиеся шпионажем и диверсиями, часто не соответствовали голливудским стереотипам.
Даже самые преданные поклонники образа ниндзя, спорящие о характеристиках и мастерстве, часто мало представляют себе, как на самом деле жили средневековые синоби. Многие из них были не только воинами, а и шпионами и диверсантами. Интересно, что их история, если бы не популярность в современной культуре, могла бы остаться в тени. Популярная культура создает мифы, но также привлекает внимание тех, кто на самом деле хочет изучать историю.