Порой на протяжении активной жизни, у водителя (мотоциклиста) авто(мото)транспорта случаются ДТП. Что такое «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» или как мы привыкли называть «Европротокол»? В вкратце разберемся для чего европротокол нужен и при каких ДТП.
Действия при ДТП
В первую очередь конечно сохранить самообладание, главное живы. Транспортное средство останавливаем, включаем «аварийку». Узнаем нет ли пострадавших людей (пассажиров, пешеходов), которым необходима медицинская помощь. При отсутствии таковых оцениваем визуально насколько сильно пострадали транспортные средства. Выставляем знак аварийной остановки. Сфотографируйте место ДТП с расположением транспортных средств, повреждения кузова и внешних деталей.
После внешнего осмотра, если считаете, что ремонт транспорта не превысит 100 т.р. (лимит по оформлению через «Европротокол", и виновник признает свою вину можно обойтись без вызова ДПС. Также можно оформить при наличии знаний и технической возможности в электронном виде, при этом сумма страхового возмещения не превысит 400 тысяч рублей. (в конце статьи будет информация). Пока рассмотрим бумажный вариант оформления.
Так же пострадавших авто должно быть два, то тогда можно воспользоваться европротоколом, это ускорит оформление всего происшествия и вы быстрее разъедетесь. При необходимости, если сомневаетесь в возможности самостоятельно заполнить протокол (извещение), то вызываете аварийного комиссара. Только эта услуга платная, оплачивает виновная сторона.
Как выглядит «европротокол» вы наверняка знаете, так как при оформлении страховки в офисе вашей страховой компании выдают к полису также бланк «Извещение о ДТП».
И так, вы оценили на месте ситуацию, повторюсь, что на месте ДТП должно быть не более двух участников. Один из участников должен быть согласен со своей виной. Также вы должны быть уверены, что стоимость ремонта автомобиля не будет превышать 100 тысяч рублей. Обычно это при небольшой силе столкновения например поврежден бампер, фонари. Но если, что тоже бывает, виновник въезжает в бампер автомобиля возможно представительского класса ( из дорогостоящего сегмента автпрома), то в данном случае лучше вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же фиксация ДТП сотрудниками ДПС и оформление отличается от простого составления европротокола. (Это так, для информации, кто не сталкивался с этим).
Заполнение «европротокола»
Перед заполнением протокола, автомобили можно с проезжей части убрать, дабы не создавать "пробку". Фотофиксация есть, виновник есть.
Бланк извещения является самокопирующим. Каждому из участников ДТП необходимо заполнить свою графу на лицевой стороне. Нужно указать место, дату, время ДТП. Зафиксировать повреждения транспортных средств. Также необходимо отметить отсутствие раненых и погибших, проводилось ли освидетельствование на состояние опьянения (как правило нет). Далее приступаем к заполнению информации о транспортных средствах и их владельцев (во многих случаях автомобиль зарегистрирован на другое лицо), и водителей в действующих страховых полисах, контактную информацию.
Каждый со своей стороны отмечает обстоятельства аварии при которых произошло столкновение. Далее необходимо указать стрелочкой место первоначального удара на картинке и составить схему ДТП. Автомобили рисуем прямоугольниками отмечаем направление движения. Никаких расстояний, замеров делать не нужно. Фото вы уже ранее сделали. Каждая сторона ставит подпись о согласии с написанным.
Далее каждый сам на своем экземпляре заполняет оборотную сторону. Водителям необходимо описать обстоятельства происшествия, т.е. каждый со своей точки зрения изъясняется как ехал и как это столкновение произошло, так же виновное лицо должно отметить свою виновность. При заполнении оборотной стороны в случае если виновником аварии являетесь не вы, то виновник на вашем бланке пишет, что вину в ДТП признает, заверяет своей подписью. (И наоборот в противоположном случае).В нижней части протокола пишете дату заполнения и подписи сторон.
После того как оформление ДТП закончено вам необходимо подготовить комплект документов и в течении 5-ти рабочих дней подать в страховую компанию. Заполнить заявление в офисе, предоставить автомобиль на осмотр. После чего как правило направляют на «оценку», которую проводит аккредитованная экспертная организация.
Получив экспертизу с оценкой, получаем деньги со страховой компании и (или) они направляют ваше авто на ремонт. Но как правило у страховой нет договора с СТО о проведении ремонта. На практике уже сталкиваемся с этим. И страховое возмещение в этом случае должно соответствовать рыночной стоимости на момент аварии, то есть без учета износа. Но страховые компании конечно не всегда идут на встречу к потерпевшей стороне. Но это отдельная тема. В этой статье информация изложена, при так скажем нормальном исходе, и действительной сумме ущерба не превышающей 100 000 рублей.
Вот и дошли до дополнительной информации:
Что говорит законодатель:
При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер
страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб., если данные о ДТП не зафиксированы и не переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, либо при наличии разногласий у водителей (пп. "в" п. 1, п. 4 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ; п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31).
Если между участниками дорожно-транспортного происшествия нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, при этом данные о дорожно-транспортном происшествии зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, то размер страхового возмещения не может превышать 400 тысяч рублей (пункт 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
© КонсультантПлюс, 1992-2024