Если бы каждый человек своим умом жил, был бы здоровее и целее, потому что здоровье и жизнь свои человек ценит, а лицо сохранить перед людьми, неким авторитетом обладающими, ценит ещё больше.
Прояви о себе излишнюю заботу сейчас, а потом не оберешься. Нет-нет потом, а кто-то да вспомнит об излишних осторожности и предусмотрительности, которая слабостью и трусостью видится. И от диалога внутреннего никуда не деться. Нет-нет, да мысли посещать будут, что осторожность и предусмотрительность и вправду были излишними. Ни с кем же ничего не случилось, и со мной не случилось бы.
Своим умом в ситуациях, в которых риск для жизни и здоровья существует, человек обычно не живёт. Стоит человек обычно в сторонке, помалкивает и всем святым молится, чтобы кто-то другой в здравом смысле рискованного предприятия усомнился.
Делает это человек по причинам, описанным выше. Не желает трусливым излишне осторожным прослыть. Риск – мероприятие быстрое. Рискнул и выдохнул. Послевкусие – штука долгая. На всю жизнь оставаться может.
Думаете, только у детей и подростков уместно спрашивать, спрыгнули бы они с крыши, если бы все прыгали? Спрашивать о прыжках с крыши уместно у всех, потому что прыжкам за компанию с крыши все возрасты покорны. Но справедливости ради стоит заметить, что дети и подростки за компанию с крыши с большим энтузиазмом прыгают, потому что желание сохранить лицо перед товарищами у детей и подростков особенно зашкаливает.
Расскажу несколько историй о том, как люди за компанию делали то, чего по доброй воле делать бы не стали.
В заросшем парке есть старинный мост
Тот самый мост, который издаёт предсмертные стоны, но обладает большим желанием жить.
Перешли мы на другую сторону, хлебнув свою порцию адреналина, а Оля и говорит:
– А ребята не хотели через мост идти, вернуться предлагали.
Бродим потом под сводами церкви, ещё более старинной, чем мост. Поглядываю, чтобы кирпич на голову не упал, и, чтобы прикосновения крапивы к голым ногам свести к минимуму. А ещё о ребятах думаю. Не хотели ребята через мост идти, вернуться предлагали, но все через мост пошли, и они тоже пошли.
– Да уж. Мужики через этот мост идти боялись, а вы с Олей пошли, – говорит муж, узнав о том, куда нас занёс попутный ветер.
– Мы тоже боялись, – улыбаюсь я.
– Боялись бы, в объезд поехали бы. Там объезд есть, – говорит муж.
Объезд есть? Что-то мне подсказывает, что ребятам, которые побаивались через мост идти и вернуться предлагали, объезд не предлагался. А всё почему? Всё потому, что, если компании приключений хочется, то принято в приключения всех без исключения втягивать. А, может, и не было известно об объезде, когда происходило действо. До истины теперь не докопаешься.
А почему железнодорожный мост только для поездов?
Правда, почему? Велосипедистам, которые выходной проводят за приятным и полезным занятием, на другой берег Днепра тоже надо.
Честно скажу. Не поехала бы я одна по железнодорожному мосту через Днепр, потому что очень меня пугает перспектива с поездом на этом самом мосту встретиться.
Что-что? Места, где переждать поезд, на мосту есть? Да и пущай себе эти места свободными будут, а я лучше с берега Днепра послушаю, как мост под колёсами поезда грохочет.
Зачем поехала через мост? Поехали мои спутники, и я поехала тоже. Если бы моим спутникам пришлось с моста в Днепр прыгать, и я бы прыгнула, потому что одной на мосту, который дрожит под приближающимся поездом, оставаться более страшно, чем в тёмных водах Днепра барахтаться.
Вспомнился недавно мне этот переезд. Сидели мы с мужем на станции, мороженое ели и дождь пережидали. И тут товарняк. Появился на переезде и в мгновение ока очутился у станции. Не останавливаются товарные поезда на каждой пригородной станции и скорость, видимо, тоже не сбрасывают.
Сидим на расстоянии вроде безопасном, но не так уж и далеко до вагонов, которые один за одним перед глазами проносятся. Знаете, может, такие станции с узкими платформами и остановкой с навесом, похожей на автобусную. Сидим, и поток воздуха, которым обдает, чувствуется. И велосипеды, что к станции припаркованы, дрожат.
Появится такой товарняк на мосту и не факт, что человек успеет до кармана добраться, чтобы спрятаться. И, если успеет, не факт, что поезд переждать безопасно получиться. В объезд податься безопаснее будет. Но кто о безопасности думает, когда попутчики готовы ввязаться в авантюру? Авось, повезёт, – думаешь, а потом обещаешь себе, что никогда больше такого не сделаешь. И не сделаешь ведь, если своим умом жить будешь, а не равняться на бесстрашных спутников.
Сейчас – брод, а что дальше?
А, что дальше, видно будет, потому что знакомые дороги в эпоху весеннего половодья полны сюрпризов.
Стоит народ с велосипедами у очередного разрыва и думает: плыть или не плыть. Знаете, не поплыло бы большинство, если бы кто-то один не предложил судьбе довериться. И не просто ведь предложил, а на собственном примере показал, что в воде в конце апреля себя хорошо чувствовать можно. Засучил штаны повыше и в воду ринулся. Идёт и приговаривает, как хороша водица и как здесь мелко.
Потоптались остальные участники процессии на берегу, да велосипеды повыше приподняли и следом за добровольцем пошли.
Что опасного в броде? Да, ничего, если на улице не морозы лютые хозяйничают, и плыть в самом прямом смысле этого слова не требуется.
Дело здесь не в опасности, а в том, что почти каждый участник той авантюры не полез бы в этот брод, если бы решение принимал сам и не было бы рядом никого, кого хлебом ни корми, но дай купальный сезон открыть.
Посмотрел бы почти каждый участник на этот брод, вздохнул бы тяжело и в объезд бы отправился. В тот самый объезд, в который всем участникам, перешедшим через брод, отправиться пришлось, потому что после этого брода велосипедистов другой сюрприз поджидал. Тем сюрпризом насладиться и вправду только вплавь было можно. Представьте себе, брод перейти, а потом ещё раз тоже самое сделать, чтобы вернуться.
Что ты тормозишь? Давай быстрее!
Смотрю на мужа, который тогда ещё мужем не был, а муж на меня смотрит. Переехал через железнодорожный переезд и машет, чтобы я пошевеливалась. А я что... Я планировала дизель пропустить, потому что у дизеля на рельсах неоспоримое преимущество.
Была бы одна, и не стала бы делить дорогу с красным головным вагоном, приближающимся к железнодорожному переезду. Своим умом в то мгновение бы жила, тоже не стала бы.
Смотрю на мужа. Смотрю на поезд, который едет медленно. Ладно, – думаю, – перееду. Человек же меня ждёт. И переехала, а потом мужу выговаривала, что такое в первый и последний раз было. Ага... В первый и последний раз. Свежо предание, но с трудом верится.
Вместо послесловия
Жить своим умом хорошо, а жить весело ещё лучше.
Главное, не переходить за грань, где веселье заканчивается и шансов на счастливый конец приключенческой истории остаётся мало. Сложно эту грань разглядеть. Особенно, когда кто-то подзуживает, что всё будет хорошо. Верить в то, что всё хорошо закончится, приятнее, чем допускать мысль о том, что что-то пойдёт не по плану.
А у вас есть истории, когда вы шли на риск за компанию? Расскажите о них в комментариях.