Количество жертв растёт, а заявлений в полицию по этой проблеме не уменьшается.
Последние три месяца страны СНГ с замиранием сердца порядка восьми часов наблюдали в прямом эфире за судом экс-министра Казахстана Куандыка Бишимбаева, зверски убившего свою жену. Под давлением общества, парламент принял закон о домашнем насилии и отправил на подпись президенту. В России подобный законопроект вносили на рассмотрение Госдумы несколько раз, но до последнего чтения он не дошел ни разу.
Насилие в семье — проблема не только Казахстана, о котором сейчас начали говорить, но и России. 24% россиян сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье. Домашнее насилие оказывает разрушительное воздействие на жертву, часто приводит к физическим и эмоциональным травмам, а также может иметь долгосрочные последствия для психического здоровья и благополучия человека. Для решения этой проблемы меры нужно принимать на государственном уровне, чтобы люди начали понимать всю серьёзность ситуации.
Россия не стоит в стороне с этой проблемой, а скорее наоборот, наравне. Все помнят дело сестёр Хачатурян, которые расправились с отцом за постоянные издевки с его стороны и дело студентки Веры Пехтелевой, погибшей от 50 ударов ножом.
Так почему же в России до сих пор нет закона, который защищал бы не только женщин, НО и мужчин от домашнего насилия? Оказывается, ответ лежит на поверхности.
15 апреля председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина в беседе с сетевым изданием «360», комментируя принятие парламентом Казахстана поправок, криминализирующих семейно-бытовое насилие, выразила сомнения касаемо закона о домашнем насилии в России.
Большой общественной поддержки эта тема у нас не находит, - ответила Нина Останина. Многие женщины пишут заявление в полицию из-за избиений мужа, а потом, понимая, что останутся одни с детьми, забирают его назад.
Так ли это, узнала у казанцев.
-Как вы считаете, в России нужен отдельный закон о домашнем насилии?
-Конечно! Я считаю, что он нужен в каждой стране, а в России в первую очередь. Никто, не знает, когда ты окажешься в такой ситуации, - Екатерина Симова.
И так ответили 8 из 10 опрошенных.
Останина пояснила, что домашнее насилие не должно отличаться от других видов преступлений, поэтому действующих статей в уголовном кодексе достаточно.
«Почему должно отличаться наказание для человека, который груб с окружающими и ведет себя также по отношению к семье и детям?».
Многие убеждены в том, что разницы в насилии нет, но это совершенно не так. Домашнее насилие — это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуализированного, экономического воздействия на близких людей, которые совершаются против их воли с целью обретения власти и контроля над ними. Это не разовый акт агрессии, а система поведения агрессора по отношению к потерпевшей.
Особая опасность домашнего насилия заключается в том, что со временем акты агрессии повторяются все чаще и становятся все более жестокими, а при попытке пострадавших прекратить отношения агрессоры чаще всего начинают их преследовать. Автор насилия делает все, чтобы потерпевшая не могла выбраться из этих отношений. То, что начиналось как угрозы или побои, может закончиться причинением тяжкого вреда здоровью или убийством.
«Моя подруга не успела уйти от мужа, который ее избивал. Задушил, - с ужасом в глазах, вспоминает Кочнева Лиза, - десять лет ему дали».
К сожалению, Россия до сих пор живёт по принципу «Не выноси сор из избы», хотя о таком нужно кричать. «Большинство мужчин у нас — так уже менталитет сложился — все равно считают: «я — хозяин», и кулаком по столу, а потом кулаком в глаз. Когда мы говорим, что домашнее насилие — это не преступление… мы тем самым допускаем возвращение стереотипов «бьет — значит любит», «бабу воспитывать надо, если она много на себя берет» и вообще «сама виновата», - комментирует юрист Анна Светлова.
«Меня родители, буквально гнобили всё детство. За все оплошности, богатым русским матом покрывали, а после ремнем и кулаками избивали. Мне 14 лет было, некуда было уходить, поэтому терпела всё. Сейчас не общаюсь с ними», - рассказывает Олеся Анкова.
«Семья – это основа всего. И если ребенка били и унижали, если над его матерью издевались, избивали, а малыш это видел и, естественно, не мог ее защитить, – он вырастет озлобленным на весь мир. Будучи взрослым, он захочет показать силу, которой не было у него в детстве, - говорит Марина Волкова, психолог, - также к насилию склонны люди, которых много баловали в детстве, которые были богаче, сильнее, выносливее сверстников. Такие дети привыкают демонстрировать превосходство, унижая одноклассников или даже избивая их, а потом вырастают и продолжают так вести себя – уже по отношению к своей семье».
Насилие на глазах ребёнка в раннем возрасте, как правило, создаёт тот самый порочный круг, который без работы со специалистом тяжело разорвать.
Так всё-таки, нужен закон или нет?
По данным статистики Насилию.нет - 40% тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье, а 79% осужденных женщин по статье за умышленное убийство защищались от домашнего насилия. 3% российских мужчин, осужденных за превышение самообороны, защищались от своих партнерш.
Такие цифры поистине ужасают любого нормального человека. Они показывают, что проблема домашнего насилия стоит в России особенно остро.
Чего ждут от закона россияне?
По данным ВЦИОМ: снижения числа случаев насилия в семье после принятия подобного закона ожидают 41% россиян, практически столько же (40%) не ждут существенных изменений, а ухудшения ситуации ожидают только 13% респондентов.
Закон, обеспечивающий безопасность жертве домашнего насилия бесспорно нужен. Но важно учесть все нюансы, которые могут возникнуть при его принятии.
«Государство должно защищать слабых, а не давать возможность откупиться штрафом», - Мария Ярмуш.
Сабитова Алина Рамилевна 13.3-300А