Найти тему

Закон «О прозрачности иностранного влияния» в Грузии: что нас ждет в будущем?

Оглавление

Ситуация вокруг закона «О прозрачности иностранного влияния» в Грузии вызвала широкий резонанс как внутри страны, так и на международной арене. Принятие этого закона парламентом Грузии 14 мая привлекло внимание различных политических сил и спровоцировало массовые протесты, сравнивавшие его с российским законодательством об иноагентах. Грузинский премьер-министр Ираклий Кобахидзе в интервью «Первому каналу» подробно объяснил, что интерес к закону и его критика связаны с попытками вовлечь Грузию в конфликт на Украине, открыв «второй фронт». Кобахидзе также указал на роль «партии глобальной войны», влияние которой распространяется на разные страны, и подчеркнул необходимость «деолигархизации» в Евросоюзе и США. Обострившаяся политическая обстановка вокруг закона требует глубокого анализа его потенциальных последствий для Грузии и ее международных отношений.

Что нас ждет?

Интерес к закону «О прозрачности иностранного влияния» в Грузии и его критика связаны, в частности, с требованием к Тбилиси открыть «второй фронт» с начала конфликта на Украине, заявил грузинский премьер-министр Ираклий Кобахидзе в интервью «Первому каналу».

Кобахидзе отметил, что в этом замешана «партия глобальной войны», влияющая на различные страны. Хотя он не уточнил, какая сила подразумевается под этим термином, он указал, что «в конечном итоге координация осуществляется из одних рук». По его мнению, Евросоюзу и США необходима «деолигархизация».

Грузинский премьер подчеркнул, что открытие «второго фронта» в Грузии в начале 2022 года «нанесло бы серьезный ущерб позициям России», но при этом «разрушило бы нашу страну» настолько, что восстановление стало бы почти невозможным. Он добавил, что интерес в открытии «второго фронта» сохраняется и сейчас. «У нас есть свои логические выводы о том, откуда берется интерес», — сказал Кобахидзе.

Он также отметил, что «аналогичный закон, гораздо строже принятого в Грузии», рассматривается в Турции, члене НАТО, однако критики этого закона нет. Кобахидзе сделал вывод, что Турция не подходит для роли второго фронта в конфликте на Украине, в отличие от Грузии.

Парламент Грузии принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния» 14 мая, что вызвало массовые протесты. Протестующие сравнили закон с российским законом об иноагентах. Инициативу обсуждали и в прошлом году, но тогда её не приняли из-за протестов.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили наложила вето на закон, однако Кобахидзе заявил о намерении преодолеть вето.

Запад подверг закон критике. Эстония, Нидерланды, Чехия и Швеция призвали Евросоюз рассмотреть санкции против Грузии, включая отмену безвизового въезда и заморозку средств из фонда ЕС. Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала отменить закон. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон также может принять меры в ответ на принятие закона.

Грузинская оппозиция и руководство ЕС считают, что закон препятствует вступлению Грузии в ЕС, кандидатство на членство в котором Грузия получила в декабре 2023 года. В правительстве не согласны с этим. Лидер правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили заявил, что угрозы и шантаж непродуктивны и не приносят результата.

Однако в конце апреля он допустил возможность отказа от закона или его упразднения после получения предложения о вступлении в Евросоюз.

Россия назвала протесты в Грузии по поводу закона об иноагентах внутренним делом страны и заявила об отсутствии планов вмешательства.

В апреле Гарибашвили также говорил о желании открыть в Грузии «второй фронт», сохранившемся с 2022 года. Осенью 2022 года он утверждал, что этого хочет грузинская оппозиция, которую поддерживают украинские власти.

На фоне российской военной операции на Украине некоторые украинские политики делали заявления относительно Грузии. Например, депутат Верховной Рады Федор Вениславский утверждал, что у грузин есть уникальная возможность заставить власти предпринять шаги для освобождения Абхазии и Южной Осетии.

Гарибашвили отвечал, что, пока правящая партия «Грузинская мечта» у власти, не допустит открытия «второго фронта» в Грузии.

В апреле 2023 года директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин отмечал, что Вашингтон, Брюссель и Лондон пытаются убедить руководство Грузии в необходимости открытия «второго фронта» в связи с ситуацией на Украине.

Резюме

Принятие закона «О прозрачности иностранного влияния» в Грузии стало катализатором для массовых протестов и обострения политических дебатов как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на наложенное президентом Саломе Зурабишвили вето и критику со стороны Запада, правительство Грузии во главе с Ираклием Кобахидзе намерено преодолеть препятствия для вступления закона в силу. Позиции, озвученные грузинским руководством, подчеркивают опасения относительно попыток вовлечения Грузии в конфликт на Украине. Ожидания и требования международных партнеров, в том числе возможные санкции, ставят перед Грузией сложный выбор: сохранить внутреннюю стабильность или следовать внешнеполитическим рекомендациям. Дальнейшие шаги Грузии в этом направлении будут решающими для ее будущего и отношений с ключевыми международными игроками.

Если вы рассматриваете возможность релокации своего бизнеса в Турцию или вам просто интересна экономическая обстановка в стране, обязательно подпишитесь на наш телеграм канал, где мы разбираем самые актуальные новости по экономике и бизнесу в Турции. Наша команда готова поддержать вас на каждом этапе, отвечая на любые вопросы и помогая с решением любых задач!

-2

-Бесплатная консультация для вас в телеграме!

-Ответ на любой вопрос в WhatsApp

-Наш сайт

-Множество полезной информации в инстраграм:

-Полезный для вас телеграм с прямыми эфирами и качественными статьями

-Наш ютуб