Мы с лабораторией традиционной культуры Красногорского района и Домом трех культур «Венок» продолжаем подготовку к празднику Вознесение Господне, который впервые после многолетнего перерыва состоится 15 июня в деревне Бараны Красногорского района.
Волнуемся, а как же! Вместе с нами немного волнуются и друзья Публичного архива – фольклорные ансамбли «Ленок» и «Родолад». По инициативе своего руководителя Айгуль Даниловой они разучивают – или вспоминают! – песни, записанные на красногорской земле, чтобы исполнить их на празднике.
О том, как в деревне Бараны происходит возрождение старинного деревенского праздника Вознесение Господне, на конференции «Традиционная культура в полиэтническом пространстве» рассказала руководитель лаборатории Красногорского района Екатерина Павловна Боброва. И Айгуль Данилова, неутомимый и стойкий исследователь русского фольклора в Удмуртии, участвовавшая в конференции вместе со своей ученицей Настей Загребиной, откликнулась на услышанное всей душой. «Мы приедем на праздник и споем там песни, которые записали в этих местах!» – предложила она. «Мы» – это фольклорный ансамбль «Ленок» ижевской детской школы искусств № 2 и фольклорный ансамбль «Родолад», которыми руководит Айгуль Анатольевна. Оказалось, репертуар этих двух ансамблей, и детского, и взрослого, содержит песни, записанные в экспедициях в Красногорском районе, в том числе и в Баранах. И вот представился замечательный случай – исполнить и уже знакомые, и специально разученные к празднику песни из Публичного архива на их родной территории.
– Это называется возвращение песни на ее историческую родину, – говорит Айгуль Данилова. – И когда я увидела название песен в исследовании Екатерины Павловны Бобровой… «Ты заря…» – это песня летнего игрищного хоровода, который проводился в период Троицы… «Ленок» поет эти песни! И ансамбль «Родолад» поет. Это же удивительно, замечательно, когда можно приехать туда, где записывались песни, и отдать дань тем поколениям, которые хранили, пели, передавали их из поколения в поколение. Очень важно и нашим детям, и взрослым оказаться в той местности, где они звучали.
Мы с участниками ансамблей «Ленок» и «Родолад» давно изучаем Красногорский район, в том числе и барановскую территорию. Я впервые приехала в Красногорье в 2015 году. Мы разговаривали с удивительной женщиной – Лидией Николаевной Плетеневой. Она бывшая акушерка… К сожалению, ее уже нет в живых, но мы ее помним. В репертуаре ансамбля «Ленок» есть ее сказка, ее рассказы про свою бабушку-повитуху, про то, как она умела отгонять грозу и гром… И благодаря таким свидетельствам мы разговариваем с детьми на наших занятиях в школе о важных вещах. О том, с каким уважением и почтением наши предки относились к окружающей среде. О том, что они не считали себя хозяевами и властителями этой земли, а были соучастниками, побаивались природных катаклизмов, и, чтобы избежать их, выполняли вовремя обрядовые ритуалы…
Мы были и в Быгах – это тоже в Красногорском районе, но в тот момент эта деревня нам «не далась». В Бараны мы ездим к Татьяне Пинегиной, которая делится с нами своей коллекцией традиционной одежды. И мы с Валентиной Викторовной Харисовой фотографируем эти костюмы и снимаем мерки, потому что в наших фольклорных коллективах старообрядческие сарафаны именно Красногорского района! Поэтому мне вдвойне хочется приехать на праздник в Бараны – исполнить и песни, которые звучат в наших коллективах, и сарафаны «выгулять» именно там, где они «родились»…
Мы продолжаем наши отношения с Красногорским районом, потому что одна из участниц ансамбля «Ленок», Настя Загребина, родом из деревни Артык со старообрядческими традициями. Мы начали изучать и эту, и близлежащие деревни. И я думаю, в этом году мы с моими учениками снова поедем в экспедиции в Красногорский район и будем расширять географию деревень. Остались какие-то истории, рассказы жителей… Ведь в городе дети не знают ни строения домов, ни устройства деревенского быта, ни жизненного уклада сельских жителей. И для них это часто звучит как сказка. Тот же самый родник-кипун, который бьет прямо из земли. Когда мы приехали в старообрядческую деревню Смольники Дебесского района, нас удивило, почему там так быстро рушатся дома. Поколение пожилых людей уходит, молодежь разъезжается из деревни, и дома быстро теряют свою пригодность. А потом ландшафт все «рассказал» сам за себя – там болотистые места, чернозем, земля быстро размывается… И впервые дети, которые тогда ездили в экспедицию, узнали, что такое колодезный журавль, и сами воду носили из того самого колодца…
– Получается, ваш детский фольклорный ансамбль – это не просто коллектив, который собирается разучить песни и исполнить их на выступлениях, но вы с ними сами собираете аутентичный материал?
– Конечно! В «Ленок» порой приходят детки с пяти-шести лет. Понятно, что они сразу не поедут в экспедицию. К этому надо подготовиться – и физически, и, самое главное, умственно. Они должны к этому прийти. Впервые у нас получилась такая практика, когда мы со старшим составом ансамбля ездили на фестиваль «Высокий берег», и они побывали с экспедициями в деревнях. И ребята сказали: «Айгуль Анатольевна, это так интересно! А на следующий год мы поедем? А опять будет экспедиция?» И эта исследовательская работа их сейчас тоже увлекает. Не только голословно услышать слова педагога или запись, а непосредственно пообщаться с источником информации, побывать в тех местах, посмотреть, как там живут. Конечно, наших «квартирных» детей многое удивляет, порой даже в шок приводит. Но тем больший интерес у них возникает к изучению этой информации.
– Вы замечали, как меняются ваши дети, изучающие фольклор?
– Не буду идеализировать детей. Но за ними интересно наблюдать, какие они вне школы и вне коллектива. Потому что все-таки фольклорное исполнение песен обязывает и соблюдать манеру поведения. Умение носить традиционную одежду, относиться к ней с уважением, ухаживать за ней, создавать ее самому… Несмотря на то, что среди наших дисциплин в школе искусств нет декоративно-прикладного творчества, у нас есть этнокультурная смена в лагере, куда мы специально приглашаем мастеров, чтобы научиться тому, чего нам не достает на наших занятиях. Так же мы возим детей на различные фестивали, потому что это важно – посмотреть, например, на те коллективы, где полный цикл воспитания детей в народной традиции. И им это становится интересно. Опять же я не идеализирую детей: если из ста процентов моих учеников хотя бы двадцать этим увлечется, уже замечательно. Притом здесь каждый находит себя в чем-то. Кто-то любит танцевать, у кого-то успешнее получается пение, а кто-то с большим интересом занимается исследованиями…. «Можно, я подготовлюсь к конференции?» Я не люблю, когда моих учащихся называют артистами – что «Ленок», что «Родолад». Мы не артисты! Мы исполнители традиционной песни, традиционного танца. И когда мы с «Ленком» показываем какие-то музыкальные проекты, мы хотим поделиться этой радостью, нашим умением петь и танцевать со зрителем. И таких зрителей становится все больше и больше, причем самого разного возраста.
И еще педагог должен уметь найти, увидеть уникальность каждого ученика. Не каждый же может запеть или сплясать. Но из-за этого не дать возможности ребенку спеть или станцевать – просто жестоко. Нужно тихонечко убеждать его, что он уникален, что он красив… В «Ленке» сегодня занимается 43 человека – старший, средний и младший составы. И я говорю, что сюда приводят своих детей думающие родители, те, кто хочет воспитать своего ребенка духовно богатым. Тем, кто мечтает вырастить звезду, наверное, не к нам. Здесь мы все-таки прежде всего коллектив. Конечно, в каждом составе есть более яркие дети – все как в природе. В деревне тоже не все парни были гармонистами. Но у каждого есть свой талант, каждый в чем-то проявляется – в танце, в пении, в другом мастерстве. Так и у нас в коллективе – каждый находит себя в чем-то близком ему.
– Айгуль Анатольевна, вы знакомы с Публичным архивом с самых первых его этапов становления. И вот прошло пять лет. Замечаете ли вы со стороны какую-то динамику в его развитии?
– Динамика – это как раз создание лабораторий традиционной культуры в районах. Понятно, что один человек и даже одна организация не могут объять необъятное. И здорово, что вы нашли в районах таких людей, которые занимаются исследованиями. Я думаю, что это должно шириться. Потому что у каждого исследователя свой взгляд. Например, когда мы приезжаем «с улицы» – все равно «с улицы», потому что я же школьный учитель! – это одно. А когда приезжают ученые, они видят что-то намного глубже, и информация перед ними открывается другая. У исследователей на местах есть возможность много раз общаться со своими информантами, в отличие от тех же приезжих ученых, например, или нас. И это движение, мне кажется, должно шириться. Я с таким уважением отношусь к работникам музея «Этапный пункт» в Бачкеево, которые вовремя поняли, что ничего особенного со своими пожилыми людьми, носителями информации, им не нужно делать. Просто нужно их собрать, дать им возможность вспоминать и все это записывать.
– Вы знаете, именно с инициативы Бачкеево начался и наш Публичный архив!..
– Вот и нас они принимали, давая нам возможность просто записывать бабушек, беседовать с ними. А ведь есть разные примеры: когда бабушек и учили, и переучивали, одевали их во что-то, несвойственное им… А тут все было органично. И хочется, чтобы восстановление праздника в Баранах тоже было органичным, именно для жителей деревни. И чтобы они приняли с уважением и благодарностью то, что мы приедем к ним и исполним их песни.
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25