Генрих 2, король Англии, и великолепная Алиенора, урожденная герцогиня Аквитанская, богатейшая наследница тогдашней Франции. Каждый в этой паре был лучшим из лучших, ярчайшей звездой из самых ярких, каждый всю жизнь собирал кучи поклонников со стороны противоположного пола.
Каждый в этой паре - человек-легенда. В их молодости, она не могла не полюбить Генриха всем своим сердцем. А он не мог не полюбить ее, столько энергии и страсти к жизни от нее исходило. Сначала они были безумно счастливы и она подарила ему нескольких сыновей, наследников, хотя от первого мужа, французского короля Людовика 7, у нее были лишь дочки.
Но любовь эта стала драматичной для обоих, Генрих разлюбил ее, отдалил от себя, обменял сначала на одну любовницу, потом на другую. Почему? Многое мы можем предположить, посмотрев английский фильм "Лев зимой".
В сюжете фильма мы наблюдаем, как всего за сутки Алиенора своим эмоциональным садизмом, упрямством и прямыми директивами буквально разбудила в Генрихе зверя - такого же садиста. Также она, может и невольно, распаляет страсти сыновей, которые на наших глазах готовы перебить и друг друга, и убить самого отца ради борьбы за корону.
Она была слишком умной, чересчур активной и волевой личностью и, судя по всему, начала сильно вмешиваться в дела своего драгоценного возлюбленного, причем из лучших побуждений, из любви. Но это лишь все испортило между ними. Кончилось тем, что он заточил ее в замке на целых 16 лет, и вплоть до его кончины она была "невыездной" в своем отдаленном имении.
Видя всю интригу, разжигаемую между сыновьями присутствием матери, Генрих из того же упрямства, лишь бы ей наперекор, заточил их сыновей в темницу, а также готов немедленно посреди глубокой ночи отбыть в Рим, чтобы требовать у папы их развода. Хотя очень быстро он понимает, что разведясь с Алиенорой ради женитьбы на "кроткой" Алес, он поменяет шило на мыло. Ибо Алес, оказывается, является столь кроткой и беззащитной лишь на шатком положении любовницы. Одно лишь предложение о свадьбе тут же превращает ее в такую же требовательную и давящую особу, что на корню убивает его нежное чувство к девушке и желание ее защищать. Увидев в Алес ее собственную волю, а значит попытку уменьшить его власть, он разочаровывается и в ней тоже.
Ведь символично, что именно Алиенора тайно от короля Генриха спускает принцам в темницу 3 кинжала. Это провокация раздора.
Но такая неудержимая воля Алиеноры, как и воля любовницы Алес, напоролась на непреклонную волю Генриха, как коса на камень.
По сути, мы видим нормальные человеческие лица этой пары, счастливые и дружественные лица, не искаженные глубокой психологической болью, лишь в момент их прощания в финале фильма. Алиенора удаляется опять надолго в свое заточение, и у Генриха наконец явно радость и облегчение на лице.
В этот момент мы понимаем, что они будут вечно по-своему обожать друг друга, но встречаться чаще одного раза в год - для них слишком опасно. Как и для всех окружающих.
Не зря он держит свою жену в опале, приглашая в семейный замок лишь раз в год.
За весь фильм Алиенора не произнесла ни одного мягкого, умиротворяющего слова. Простого сердечного утешения. А такие человеческие теплые слова были многократно так нужны, как по отношению к мужу, так и к сыновьям, которым явно в детстве сильно не хватило чего-то теплого. Все три сына-наследника буквально кричат о своей душевной пустоте, о своем душевном одиночестве. Но ни один из родителей их не слышит, не обращает на это внимания.
Все речи Алиеноры в фильме были очень умны, но так остры и так безжалостны, как нож. А мужчины хоть и сильные, но устают чувствовать боль от неприятных и ранящих, пусть и верных, замечаний. Правда хороша, но поданная мягко и деликатно, как писал Марк Твен. А вот когда мы сознательно пытаемся причинить боль другому человеку своей правдой.... Таких женщин сильные мужчины начинают воспринимать как врагов, которых надо удалить, устранить, обезвредить. И это при том, что сама-то женщина любит, но только, не понимая мужской психологии, своими руками губит свое счастье. Она из-за своего жестокого языка безвозвратно теряет любовь своего избранника, хотя это самое дорогое и ценное, что у нее есть.
Вывод - порой женщина слишком любит и слишком старается. Слишком умна, правдива и сильна. Но при этом слишком беспощадна в своем поведении. А иногда, для личного счастья, надо всего лишь быть слабой, деликатной и мягкой, возможно более щадящей и поддерживающей, скорее доброй и нежной, чем обостряющей и накаляющей всю обстановку... но такая женщина, как Алиеонора, была слишком сильна духом, чтобы быть настолько чувствительной. Конечно, при всем при этом она была великая и очень интересная женщина, и это всего лишь мой вариант прочтения фильма и попытка этического анализа отношений показанных героев.