Тема статьи – вопрос спорный.
Никто никогда на официальном научном уровне этот вопрос не изучал и аргументированных выводов не делал.
Но в бытовых разговорах и спорах – сколько угодно. Особенно в этой связи вспоминается студенчество.
Юность – прекрасный период жизни, в котором человека тянет к познанию Мира. И он реализует это стремление всеми доступными способами. Как действиями, так и разговорами, и спорами. И всегда пытается найти истину.
Что касается непосредственно темы публикации.
В частности, она вызывает в памяти диалог героев фильма “Небеса обетованные”. Брата с сестрой, Фимы и Фёдора Степановича. Играют их Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.
- Пока я сидел, ты профукала даже нашу квартиру! Ты испортила мне жизнь своими причудами! Ты богема, тебе надо было красиво жить! Шампанского!!! Тьфу, тьфу!
- Я художник. Ты должен уважать мои маленькие слабости. У талантливых людей есть свои слабости. И ты должен уважать их.
На вопрос темы публикации, наверное, у каждого человека есть свой ответ.
Являются ли алкоголь и другие зависимости стимуляторами творчества?
Лично я считаю – что да, являются.
Зависимости страдали писатели и поэты, которые мне не просто нравятся. А которых я считаю великими. Этот же Булгаков, Есенин, Высоцкий, Довлатов.
Иногда люди из круга общения мне говорят что-нибудь типа.
- Не берёг Высоцкий себя. Если бы не пил – сколько бы ещё хорошего мог бы написать.
На что я, как правило, отвечаю
- Да он тогда бы вообще ничего не написал
Человек, как и всё в живой, да и неживой природе – исключительно гармоничная структура. Из которой нельзя вырвать один из элементов без того, чтобы не пострадали другие составляющие.
Как-то в трудный период жизни звонит одноклассница, подруга детства.
- Как дела?
- Как-то не очень, - отвечаю. Депрессия
- А ты сделай пробежку, сходи в бассейн, в спортзал.
Вот интересно, думаю, если бы Есенин таким образом боролся со своими депрессиями, что бы он смог написать?
Читатели мне могут возразить – зачем же тогда вообще бороться с зависимостями.
Бороться нужно. Если мы говорим именно о тех зависимостях, которые и разрушают эту идеальную гармонию, о которой писал выше. А это бывает в большинстве случаев. Но не во всех.
Известно, что Есенин и Высоцкий писали только в трезвом виде.
Каким же образом тогда алкоголь являлся для них стимулятором?
Я думаю, что это легко могут объяснить пьющие люди. Особенно, страдающие запоями.
Есть такой анекдот-афоризм.
Я пью немого. Всего одну рюмку. Всё остальное выпивает другой человек.
А те, кому знакомы запои, сравнивают их с поездкой в дальние края. Или даже с полётом на луну. И по возвращению, то есть по выходу их состояния запоя, как они говорят, хочется спросить окружающих
- Ну как вы тут? Что нового?
Или как герой фильма “Москва слезам не верит”.
- Как там погода? А что вообще в мире делается?
Если мы говорим про то, что писатели работали только в трезвом виде, то возможно состояние опьянения сравнимо для них с переменой обстановки или вообще с перевоплощением в другое существо. Что впоследствии стимулировало их творчество.
Надо сказать, что сама алкогольная тематика присутствовала в их творчестве в самых минимальных количествах.
Говорим мы об алкоголе, именно как стимуляторе творческих процессов.
Но не только об алкоголе.
Оноре де Бальзак был кофеинистом. Есть информация, что он выпивал до 50 чашек кофе в день.
Но с кофеином всё легче объяснимо. Это вещество действительно является стимулятором, в том числе и умственной деятельности. Причём, это научно обоснованно.
Сложнее с игроманией. Например, Достоевского или Некрасова.
Они свою зависимость также не скрывали.
Некрасов говорил Чернышевскому при первом знакомстве
- Видите ли, я играю в карты; веду большую игру. В коммерческие игры я играю очень хорошо, так что вообще остаюсь в выигрыше. И пока я играю только в коммерческие игры, у меня увеличиваются деньги. В это время и употребляю много на надобности журнала
Возможно, стимулятором для творчества являлся всплеск эмоций, который неминуемо сопровождает каждую игру.
Часто говорят о сексомании Байрона, который, по легенде мог за год переспать с 250 женщинами. Это чаще, чем новая женщина в каждые полтора дня.
Тоже – всплеск эмоций.
А про Есенина и вовсе говорят, что он многие свои стихи написал в психиатрической лечебнице. Правда мы достоверно не знаем, как он туда попал. Возможно, просто прятался от ответственности за очередные скандалы.
В мире артистов с зависимостями можно встретиться ещё чаще, чем в среде писателей.
Часто говорят о смерти от алкоголя Владислава Галкина, от наркотиков – Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и так далее.
Мы не знаем, насколько это всё правда. Вся информация – на уровне слухов и легенд.
Но если мы говорим о психоактивных веществах, как о прямой причине смерти – в этом случае, я думаю, зависимость оправдать невозможно. Никакими вдохновляющими её свойствами.
А для остальных ситуаций – хочу сделать вывод из статьи.
Многократно я писал, что не являюсь моралистом. По крайней мере, в отношении “официальной морали”. Она ограничивает человека в его стремлениях, а значит, и в возможностях созидательной деятельности.
Когда мы говорим о вреде зависимостей, то в первую очередь – о вреде для окружающих, для других людей, для общества в целом. Во вторую – о вреде человека самому себе.
Но если зависимости не несут в себе глобальных разрушений, а, напротив, способствуют созидательной деятельности – наверное, с ними можно мириться.
Это моё личное мнение, никому его не навязываю.