Урал — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него; привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, являвшегося, в свою очередь, копией немецкого мотоцикла BMW R71.
В 2013 году выпускались следующие модели:
- с коляской: «Урал-T», «Турист», «Патруль 2WD», «Gear-UP», «Ретро»;
- одиночки (без коляски): «Ретро Соло» и «Соло sT».
Данные мотоциклы оснащены четырёхтактным оппозитным двухцилиндровым двигателем объёмом 750 см3 мощностью 41 л. с. (30 кВт) (BMW), 4-ступенчатой КПП с задним ходом и карданным приводом заднего колеса.
ИМЗ М-72 (1940—1961) — первый мотоцикл ирбитского завода, копия BMW R71, на протяжении всего выпуска модернизировался, последняя модель получила даже короткорычажную вилку и алюминиевые ступицы колёс;
ИМЗ М-52 (одиночка) (1950—1957 годы) — модель с ходовой от М-72 и двигателем 500 см3. Выпущена только ограниченная партия в 678 мотоциклов. Это редчайший красивый советский серийный мотоцикл. В начале 50-х годов ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове получил задание провести проектно-исследовательские работы, для разработки двух типов дорожных мотоциклов с оппозитным двигателями рабочим объёмом 500 см3, унифицированных с выпускавшимися тогда серийно М-72. В проекте участвовали и два мотозавода, делавшие М-72 — ирбитский и киевский. Примечательно, что на Ирбитском мотозаводе запустили в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на Киевском — абсолютно новую машину[. Первый опытный М-52 получил новый верхнеклапанный двигатель, спроектированный в ЦКБ и новую переднюю вилку с выносом оси и пружинами, расположенными внутри перьев вилки, а не снаружи, как было на М-72. М-52 так же получил новые карбюраторы, которые были специально спроектированы для этого двигателя и получили индекс К-52. Примечательно, что конструкция К-52 был схож по конструкции с немецкими BING, применявшихся на BMW R-51/3. В 1957 году началось производство спортивных модификаций М-52С и М-52К[. Где «С», модификация для шоссейно-кольцевых гонок, а «К»- кроссовая модификация.
ИМЗ М-61 (1957—1963) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³), увеличен ход передней вилки и задней подвески. Передняя вилка изменена. Облегчена экипажная часть;
«Урал» М-62 (1961—1965) — новая коробка передач, увеличенные ходы подвески, введено автоматическое опережение зажигания, изменён профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Изменено рулевое управление (цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза);
«Урал-2» М-63 (1963—1971) — рама с маятниковой подвеской заднего колеса на пружинно-гидравлических амортизаторах (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), значительно увеличен дорожный просвет за счёт внедрения новой выхлопной системы.
«Урал-3» М-66 (1971—1975) — значительно модернизирован двигатель, мощность повысилась до 32 л.с. Увеличена долговечность двигателя за счёт полнопоточной очистки масла и применения новой конструкции коленчатого вала. На мотоцикле установлены указатели поворотов, новые фонари;
«Урал» М-67 (1973—1976 годы) — применено двенадцативольтовое электрооборудование. Изменена конструкция рамы мотоцикла;
«Урал» М-67-36 (1976—1984 годы) — за счёт изменения конструкции головок цилиндров, применения карбюраторов К-301Г с увеличенным диаметром диффузора и увеличения диаметра выхлопной системы мощность двигателя увеличена с 23,5 до 26,5 кВт. (36 л. с.). Убран правый указатель поворота на самом мотоцикле.
«Урал» ИМЗ-8.103-30 (1985—1986) — модернизирована рама и задняя подвеска, оптика, электрооборудование, устанавливался тормоз на колесо коляски, вместо двух глушителей устанавливался один с правой стороны, мощность двигателя 36 л. с.;
«Урал» ИМЗ-8.103-10 (1987—1994) — отличался от предыдущей модели наличием задней передачи, несколько меньшими весом, шумностью и расходом топлива, мощность двигателя составляет 32 л. с.;
«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист — оснащён рычажной передней вилкой; ветровым щитком; защитной дугой с левой стороны; новыми дисками с алюминиевой ступицей с одинаковыми спицами; багажником над запасным колесом. Часть модификаций не были установлены на все мотоциклы данной модели.
«Урал» ИМЗ-8.123 Соло — одиночка на базе ИМЗ-8.103-10, мощность двигателя 40 л. с., 18-дюймовые колёса;
«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP — оснащён подключаемым карданным приводом на колесо коляски и имеет военизированный дизайн.
«Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж;
«Урал» ИМЗ-8.1024 Кобра;
«Урал» ИМЗ-8.1238 Волк (1999—2011 годы) — мотоцикл в стиле чоппер;
«Урал» ИМЗ-8.1036 «Ретро»
«Урал Патруль» — базируется на узлах модели GEAR-UP и отличается от неё наличием множества хромированных элементов.
«Урал Ретро» M70 — был выпущен к семидесятилетию завода; базировался на узлах модели «Ретро»; отличался от неё отсутствием хромированных элементов и более утилитарным внешним видом.
В настоящее время всего лишь 3 % выпускаемых мотоциклов «Урал» продаются в России и СНГ. Основным рынком сбыта для ИМЗ являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, куда предприятие экспортирует до 97 % производимых мотоциклов. Перспективными рынками являются Япония и Корея, так как в этих странах есть спрос и нет конкурентов для моделей с коляской (боковым прицепом).
Внешний облик и многие технические решения мотоцикла восходят к разработкам довоенной Германии. Большинство мотоциклов продаются в версии с коляской.
Вследствие обвала спроса на мотоциклы в начале 1990-х годов предприятие перешло с полного цикла производства на OEM-производство. В последние годы был внесён ряд изменений в конструкцию и комплектацию мотоциклов, призванных существенно улучшить надёжность и потребительские качества мотоцикла. По состоянию на 2011 год серийные мотоциклы «Урал» оснащаются следующими комплектующими иностранного производства:
- телескопическая передняя вилка Marzocchi (Италия);
- гидравлические амортизаторы Sachs (Германия);
- дисковые тормоза Brembo (Италия);
- карбюраторы Keihin (Япония);
- бензокран TAIYO GIKEN (Япония);
- электронное зажигание Ducati Energia (Италия);
- генератор Denso (Япония);
- аккумулятор YUASA;
- свечи и высоковольтные провода NGK-Ducati (Италия);
- шестерни (маслонасоса, ГРМ, КПП) и валы КПП Herzog (Германия);
- манжеты NAK (Тайвань);
- провода для мотоциклов с коляской ELECTREX (США);
- топливные шланги SEMPERIT (Австрия);
- звуковой сигнал LEB (Италия).
Несмотря на модернизацию, мотоциклы «Урал» практически не пользуются спросом в России вследствие высокой цены (500 000—650 000 рублей по состоянию на 2016 год). Высокая цена мотоциклов объясняется широким использованием иностранных комплектующих и малым объёмом производства (сократившееся с 130 000 в 1990 году до 800 мотоциклов в 2010 году), что негативно сказывается на себестоимости продукции. По состоянию на 2011 год на предприятии работало 155 человек, из которых 145 — на ИМЗ.
В настоящее время самым крупным рынком для мотоциклов «Урал» является США, где ИМЗ имеет развитую дилерскую сеть (58 дилеров) и до начала мирового кризиса продавал около 650 мотоциклов с коляской в год (около 60 % выпуска). В 2010 году ИМЗ продал на 39 % больше мотоциклов в США, чем в предыдущем году, в то время как спрос в России продолжает сокращаться. В России было продано всего 20 из 800 выпущенных мотоциклов в 2010 году. ИМЗ запланировал построить и продать 1100 мотоциклов по цене $9 999-13 999 в 2011 году.
В ноябре 2011 года Ирбитский мотоциклетный завод отметил своё 70-летие. В честь памятной даты были выпущены две юбилейные модификации мотоцикла: M70 Sidecar (30 мотоциклов) и M70 Solo (10 мотоциклов) по цене $14 200 и $9 150 соответственно.