Ты состоишь в каком нибудь клубе? Ну там… клубе любителей спортивных машин? Или может клуб любителей Ведьмака или Аниме? Клубы – это конечно, классно. Куча, ну или не куча, людей, которым интересно, что то одно и то же. Много разных клубов существует, вон, масонов тоже можно клубом назвать!
Да вот есть один клуб, который объединяет не по интересам, а по жизни и смерти. И просто так туда не попасть. Да и навряд ли члены клуба собирались все вместе после вступление в этот странный клуб. Хотя… кто знает, кто знает.
Итак, в Клубе 27 два условия: быть звездой блюз или рок-музыки, желательно первой величины, и умереть в свои 27 лет. Семеро неоспоримых членов и еще порядка двадцати пяти музыкантов рангом пониже. Старое доброе правило рок-н-ролла: живи быстро, умри молодым или «Секс, наркотики и рок-н-ролл».
Такое понятие как Клуб 27 вошло в обиход с конца 60-х годов. В основном это связано с рок-музыкантами. По странному стечению обстоятельств талантливые музыканты погибали именно в 27 лет или около этого возраста.
Чуть попозже я расскажу о каждом из знаменитых участников клуба, а так же упомяну полный список. А пока, давайте поймем, кто вообще начал образовывать этот клуб, кто решил, быть ему или не быть?
Многие уверены, что смерть всех этих музыкантов в 27 лет просто не могла быть случайной, а подчинялась некому злому року или вообще являлась заговором. По этому поводу даже проводились научные исследования, которые выявили статистический всплеск смертей среди рокеров именно в 27 лет.
Однако все это по большому счету лишь совпадение. На протяжении всей истории рока музыканты умирали в самых разных возрастах, и при желании можно сформировать аналогичные клубы 21, 23, 32 и так далее лет. Единственным здравым вопросом тут может быть лишь: почему вообще музыканты умирали так рано. И ответ на него предельно прост. Главной причиной, по которой они покидали мир до 40, являлся их образ жизни, заключавшийся в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, а также в повышенной склонности к самоубийству. И в связи с этим они действительно уходили из жизни намного раньше обычных граждан. Но цифра 27 тут совсем не при чем.
Да, немного странно, что столько великих рок-музыкантов умерло именно в 27 лет. Однако как раз их известность и короткий промежуток времени между смертями послужили основным поводом для того, чтобы эту историю раскрутили СМИ и превратили ее в миф. Совпадения случаются. И, вероятно, обыкновенная случайность породила один из самых неоднозначных и загадочных феноменов в рок-музыке - феномен Клуба 27.
Итак, кто же состоит в этом загадочном клубе и как они туда попали, черт возьми?!
Роберт Джонсон
Помнишь, мы говорили о нем в выпуске про Вуду.) Один из самых известных исполнителей блюза Роберт Лерой Джонсон стал первым музыкантом, вошедшим в печально известный клуб 27. Его история жизни так же загадочна, как и история его смерти, а творче ство исполнителя по праву считается культурным наследием, оказавшим колоссальное влияние на современников Джонсона и более поздних музыкантов.
Первые шаги на пути к успеху исполнитель начал делать в 1930-х годах — тогда вместе с несколькими приятелями Роберт Джонсон пробовал свои силы в игре на гитаре, однако его усилия не приносили желаемого результата. Большинство его коллег по цеху считало, что старательный музыкант просто тратит свое время, поскольку не обладает должным талантом и навыками.
Однако Джонсон смог переубедить не только своих знакомых, но и весь музыкальный мир — ненадолго исчезнув с радаров, он вновь появился в поле зрения публики в 1931 году и буквально взорвал индустрию. Тот навык игры и талант, который продемонстрировал музыкант, впечатлил общественность и оказал сильнейшее влияние на жанр блюза, однако никто не мог понять, как практически бесталанному исполнителю удалось столь мастерски овладеть игрой?
Ответ на этот вопрос дал сам Джонсон. Однажды он рассказал, что скитаясь по стране в промежутке между 1930 и 1931 годами, он набрел на магический перекресток дьявола, где тот предложил ему сделку всей его жизни — отдать душу в обмен на умение играть блюз.
К слову, память о сделке сохранилась и в творчестве музыканта — культовые композиции «Up Jumped The Devil», «Me and the Devil Blues», «Hellhound on My Trail» стали знаковыми единицами его наследия, в которых он поведал миру правду о встрече с дьяволом и о том, что ему пришлось отдать за свой безграничный талант.
Однако обстоятельства смерти Джонсона являются еще более таинственными, чем его жизнь — музыкант скончался 16 августа 1938 года в штате Миссисипи — на тот момент ему было 27 лет. Согласно официальной версии, выдвинутой полицейскими, причина смерти Роберта — огнестрельное ранение, которое он получил в результате конфликта с супругом своей любовницы. Правда, эта версия имеет массу противоречий — во-первых, ровно половина упоминаний о смерти Джонсона содержит в себе информацию о том, что он был не застрелен, а отравлен ревнивым соперником. Во-вторых, поклонники легендарного музыканта не имели возможности проститься с ним и увидеть официальное заключение патологоанатома, что также беспокоит исследователей его таинственной кончины. Наконец, в-третьих, никто не знает, где находится могила Роберта Джонсона — в настоящий момент известно о трех захоронениях, каждое из которых якобы принадлежит исполнителю, однако никто не может с точностью сказать, в каком из них на самом деле похоронен легендарный блюзмен.
Брайан Джонс
Основатель культовой группы The Rolling Stones Брайан Джонс обрел славу благодаря своему уникальному таланту, который подарил его поклонникам целый пласт музыкального творчества и вечную память о его выдающихся способностях.
Однако судьба Джонсона не была простой — долгие годы поисков своего жанра, неудачи в личной жизни, скитания по миру и неуверенность в собственном будущем оставили серьезный отпечаток на личности музыканта. Его коллеги и друзья не раз говорили, что исполнитель обладал сложным характером и взрывным нравом, что в итоге привело к разногласиям внутри группы и ухода Джонса из The Rolling Stones. Один из членов группы так описал поведение музыканта:
«У Брайна было два разных типа личности. Одна вела себя сдержанно и рассудительно, а вторая — взбалмошно и неадекватно. В конце концов,
общение с ним стало невыносимым»
Кроме того, трудности в личной жизни и карьере усугубляли и другие проблемы Джонса — музыкант, все больше увязающий в состоянии депрессии и паранойи из-за конфликтов в группе, стал злоупотреблять наркотиками и алкоголем — известно, что музыкант регулярно уходил в запой, а также задействовал сильные психотропные вещества.
Пагубная страсть Брайана Джонса отражалась на его карьере и репутации — его музыкальные успехи после отделения от созданной им группы были незначительны, а проблемы с законом все больше влияли на его имидж и круг общения.
3 июля 1969 года 27-летний музыкант, находившийся в тот момент в своем доме в Хартфилде, был обнаружен в своем бассейне в бессознательном состоянии. Позже его девушка Анна Уолин утверждала, что когда Джонса вытащили из воды, он был все еще жив, однако судебные медики не подтверждают эту версию.
Официальной причиной смерти стал несчастный случай, однако большинство знакомых музыканта считали, что он совершил самоубийство. Кроме того, спустя три года после смерти Джонса, Уолин публично призналась в том, что причиной смерти стало убийство — согласно ее словам, исполнитель был убит строителем, ремонтировавшим его дом, Фрэнком Торогудом.
Но, несмотря на усилия и сбор доказательств, версия Уолин не была подтверждена — все свидетели, которых девушка собиралась привлечь к делу, отказались давать официальные показания в полиции и даже не пожелали раскрыть свои имена, используя псевдонимы для заявлений в прессе.
Джонс был похоронен на Челтнемском кладбище, а на церемонию прощания с музыкантом из его некогда близких друзей пришли только Чарли Уоттс и Билл Уаймен. Мик Джаггер объяснил свое отсутствие строгими условиями контракта, а Кит Ричардс и бывшая возлюбленная Брайана Анита Палленберг решили пропустить похороны, поскольку посчитали свое присутствие «неуместным».
Джими Хендрикс
Один из самых талантливых рок-гитаристов нашего времени Джими Хендрикс стал третьим культовым музыкантом, пополнившим клуб 27. Еще при жизни его способности признавались феноменальными, а его исполнение подарило миру совершенно новое звучание электрогитары, а также звание величайшего гитариста всех времен по версии издания Times ему самому.
Музыкальная карьера Хендрикса началась довольно рано — пережив трагическую потерю матери в возрасте шестнадцати лет, Джими потратил с трудом накопленные пять долларов на акустическую гитару, и это изменило его историю.
Влюбившись в звучание инструмента, будущий легендарный музыкант стал уделять своему хобби все свободное время — он использовал каждую минуту, пробуя новые аккорды и приемы, а позже участвовал в небольших концертах, которые давали неизвестные рок-группы того времени. Осваивая все новые техники и все больше практикуясь в искусстве игры, Хендрикс постепенно знакомился с миром музыки и его главными героями — так, в Нью-Йорке он встретил Фрэнка Заппу, который многому его научил, а позже был представлен экс-участнику коллектива The Animals Чессу Чандлеру, благодаря чему в его жизни начался новый этап.
Чандлер стал продюсером музыканта и помог ему основать собственную группу под названием The Jimi Hendrix Experience, в состав которой вошли Ноэль Реддинг и Митч Митчелл. В период с 1966 года по 1969 коллектив записал несколько культовых композиций, включая «Hey Joe», «Purple Haze», и легендарный кавер на песню Боба Дилана «All Along the Watchtower», который очень быстро обошел по популярности оригинал.
К сожалению, группе музыканта не суждено было просуществовать вечно — очень скоро внутренние конфликты участников и пристрастие Хендрикса к наркотикам привели к расколу, и в 1969 году коллектив распался. В том же году музыкант основал новую группу Gypsy Sun and Rainbows , вместе с которой Хендрикс дал легендарное выступление на фестивале в Вудстоке, которое было признано одним из лучших в истории исполнителя.
Чуть позже Джими проникся идеями радикального движения за права афроамериканцев, в результате чего сформировал коллектив, состоящий исключительно из темнокожих участников. Параллельно с этим музыкант работал над новыми направлениями в своем творчестве и все больше замыкался в себе, считая себя недостаточно талантливым и перезаписывая свои композиции по несколько десятков раз.
Последнее выступление исполнителя состоялось 6 сентября 1970 года — поначалу провальный концерт превратился в один из самых ярких перформансов группы и произвел настоящий фурор.
Жизнь культового музыканта оборвалась 18 сентября того же года — около одиннадцати утра его тело было найдено в лондонском отеле(САМАРКАНД) «Samarkan», причина смерти — аспирация рвотными массами после приема снотворных препаратов. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают разногласия — дело в том, что в момент смерти Хендрикс находился в компании своей девушки Моники Шарлотт Данеман, которая сообщила, что исполнителю стало плохо около пяти утра, однако, побоявшись обнаружения наркотических веществ в их номере, она позвонила в скорую только в одиннадцать. Позже возлюбленная Джими утверждала, что тот был жив на момент прибытия медиков, однако сами врачи опровергали ее слова.
В 1990-х годах журналисты и близкие друзья музыканта провели собственное расследование обстоятельств его смерти и выяснили, что в 5:30 утра Хендрикс был уже мертв, а, кроме того, им удалось узнать и другие странные детали — согласно данным патологоанатома, в его легких были обнаружены следы вина, в то время как токсикологический отчет не показал наличия алкоголя в крови.
Тело легендарного гитариста было захоронено на Гринвудском кладбище, но память о нем до сих пор живет в сердцах его поклонников.
Дженис Джоплин
Культовая блюз-исполнительница Дженис Лин Джоплин начала свой путь к музыкальному Олимпу еще в школе — девочка, восхищавшаяся водевильным блюзом 1920-х годов, начала записывать собственные композиции в возрасте 19 лет и вскоре достигла небывалых высот в своем творчестве.
С 1963 года Джоплин начала путешествовать по городам Америки, выступая в местных забегаловках и знакомясь с разными представителями мира музыки — очевидцы, присутствовавшие на первых концертах исполнительницы отмечали ее невероятный голос, пробирающий до самых костей, а также ее внутреннюю свободу и раскованность, что очаровывало не меньше, чем талант Дженис.
Правда, как выяснилось позже, уже тогда начинающая певица боролась со своими внутренними демонами с помощью запрещенных препаратов — как оказалось, девушка страдала от неуверенности в себе, депрессий и комплексов по поводу лишнего веса, а среди веществ, которые она принимала на тот момент, уже были тяжелые наркотики.
В 1965 году Дженис твердо решила отказаться от пагубной страсти и вернулась в родительский дом в Техасе, однако вскоре покинула его ради участия в создании музыкальной группы Big Brother & the Holding Company . Работа в новом коллективе принесла артистке колоссальный успех — после нескольких выступлений название группы было у всех на слуху, а сама Джоплин обрела толпы поклонников по всему миру, которые восхищались ее талантом и уникальным тембром голоса.
В последующие годы в карьере Дженис произошел целый ряд успешных творческих взлетов, включая культовое выступление группы на фестивале в Монтерее, совместные концерты с известными музыкантами и турне. Однако в 1968 успешный коллектив распался в результате продолжительного противостояние между Дженис, стремительно набиравшей популярность, и остальными музыкантами, которые чувствовали себя запасными игроками в группе.
Далее исполнительница выступала в составе группы Kozmic Blues Band, которая не произвела должного эффекта на публику и распалась в 1970-м году, а позже стала частью основанного ей же коллектива Full Tilt Boogie Band, успех которого был значительно выше.
В следующие месяцы группа провела ряд успешных выступлений и записала несколько композиций, а новый продюсер исполнительницы Пол Ротшильд отмечал, что Джоплин была счастлива как никогда раньше и находилась на пике собственного успеха. Чуть позже коллектив приступил к записи альбома в Sunset Sound, что стало еще одним шагом вперед как для самой исполнительницы, так и для ее коллег. 3 октября 1970 года Дженис пришла в восторг от прослушанной заключительной композиции диска, для которой должна была записать вокальную партию на следующий день, однако ее планам не суждено было сбыться.
На следующий день 27-летняя Дженис Лин Джоплин была обнаружена мертвой в номере отеля Лэндмарк Мотор. Причиной смерти стала передозировка наркотических веществ, однако многие поклонники певицы посчитали, что обстоятельства ее смерти слишком подозрительны.
В первую очередь их смутил идеальный порядок в номере исполнительницы — несмотря на то, что в крови Джоплин были обнаружены наркотики, в ее вещах не было ни намека на запрещенные вещества, из чего следовало, что на момент смерти в ее номере находился кто-то еще, кто принес и, главное, забрал все улики.
Однако эти версии так и остались лишь версиями — смерть легендарной исполнительницы была признана несчастным случаем, а ее друзья и коллеги позже писали, что ее кончина стала трагической ошибкой, оставившей глубокий след в истории музыки.
Джим Моррисон
Лидер группы The Doors, вошедший в список ста величайших певцов всех времен по версии издания Rolling Stone, также стал членом печально известного клуба 27 — музыкант умер 3 июля 1971 года в результате сердечного приступа.
Его творческий путь был весьма непростым — поначалу увлекшийся миром кино, Моррисон поступил на кинематографический факультет Калифорнийского Университета, однако его работы в качестве режиссера не возымели успеха. Несколько лет неопределенности, поиск себя и конфликт с родителями, не желавшими признавать талант Джима, — университетские годы будущей легенды музыки были сложными.
Тем не менее, несмотря на оглушительный провал в киноиндустрии, Моррисон не покинул стены учебного заведения и продолжил курс — во многом именно это его решение повлияло на его дальнейшую судьбу. В стенах университета Джим познакомился с Рэем Манзареком, талантливым клавишником, с которым они основали легендарный коллектив The Doors в 1965 году. Позже к группе присоединилось еще несколько участников, и начинающие музыканты стали пробовать себя на небольших сценах баров Лос-Анджелеса.
Поначалу их выступления не имели большого успеха — никто из участников коллектива не имел музыкального образования, их исполнение было робким и скомканным, а вокалист и лидер группы Джим Моррисон нередко выходил в зал в состоянии алкогольного опьянения, поскольку был жутко застенчивым и неуверенным в себе.
Тем не менее симпатичные музыканты все же смогли найти свою первую целевую аудиторию — у группы появилась целая армия поклонниц, видевших их выступления в местных ночных забегаловках, и многочисленные просьбы фанаток вынуждали владельцев заведений раз за разом приглашать The Doors в клубы.
Именно так начался путь коллектива к большой славе — постепенно отработав технику выступлений до мелочей, музыканты стали держаться увереннее и привлекли внимание влиятельного представителя музыкальной индустрии — продюсера Пола Ротшильда (который позже будет сотрудничать с Дженис Джоплин).
Сотрудничество с Ротшильдом открыло для группы новые горизонты — очень скоро о них уже говорили по всему миру, а поклонники буквально боготворили коллектив и его лидера. Стоит сказать, что успех The Doors во многом обусловлен именно лидером группы — по признанию современников, Джим Моррисон был необыкновенным человеком, в нем сочетался невероятный талант, харизма, мистика и эпатаж, эрудиция и галантность, страсть и трепет. Вокалист The Doors очаровывал каждого, кого встречал на своем жизненном пути, однако у всего этого была и оборотная сторона.
К сожалению, Моррисон, и ранее употреблявший алкоголь и запрещенные вещества, стал злоупотреблять ими. Его образ и выходки на сцене становились все более эксцентричными, а поведение огорчало не только поклонников, но и остальных участников группы.
Его последним путешествием стала поездка в Париж со своей подругой Памелой Курсон — во время отпуска Моррисон планировал отдохнуть от суеты своих будней и поработать над сборником поэзии (музыкант писал очень талантливые стихотворения и тексты песен, а некоторые исследователи ставят его имя рядом с такими авторами, как Блейк и Рембо).
Величайшего музыканта не стало 3 июля 1971 года — в тот день он проводил время с Памелой (а чуть раньше прогуливался со старым другом Аленом Роне), с которой они смотрели фильмы, болтали и строили планы на будущее. В три часа ночи пара приняла большую дозу тяжелого наркотического вещества, после чего музыканту стало плохо, однако он отказался от госпитализации. Спустя несколько часов его тело было обнаружено в ванной — в качестве причины смерти была указана острая сердечная недостаточность.
Однако версия следствия не убедила поклонников исполнителя — фанаты выдвигали самые разные предположения, начиная от убийства и заканчивая самоубийством, а в 2014 году певица Марианна Фейтфулл и вовсе заявила, что в кончине Моррисона виноваты его драгдиллер и ее экс-бойфренд Жан де Бретей, которые преподнесли музыканту слишком большую дозу запрещенных препаратов.
Так или иначе, официальной причиной смерти культового исполнителя все еще считается сердечная недостаточность. Примечательно, что, по словам других участников The Doors, во время одного из разговоров о смертях Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, которые вошли в список клуба 27, Моррисон сказал:
«Вероятно, вы сейчас говорите с еще одним членом этого клуба»
Курт Кобейн
Один из самых известных рок-музыкантов мира, талантливейший гитарист и основатель культовой группы Nirvana Курт Кобейн также умер в возрасте двадцати семи лет, и именно его смерть обратила внимание широкой публики на феномен клуба 27.
Кобейн начал проявлять любовь к музыке будучи еще ребенком — по словам родственников музыканта, в два года он напевал композиции группы The Beatles, а в четыре уже создал собственную песню, посвященную путешествию в небольшой парк развлечений. Одновременно с этим Курт Кобейн увлекался живописью, учился играть на барабанах, а чуть позже начал осваивать свою первую гитару, положив начало целой главе в истории музыки.
Период взросления стал трудным возрастом для музыканта — развод родителей, депрессии, уход из дома и скитания по родственникам и друзьям. По словам самого исполнителя, некоторое время он даже обитал под мостом, что вдохновило его на создание композиции «Something In The Way». Тем не менее Кобейн был одержим музыкой и не упускал возможности попробовать что-то новое в своем творчестве.
Так, гитарист вскоре увлекся направлением гранж, которое сочетает в себе элементы панка и хард-рока, и познакомился с некоторыми представителями этого направления — одним из них стал Крис Новоселич, который позже вошел в состав легендарной Nirvana.
Начиная с 1985 года Кобейн начал грезить идеей создания собственной группы — непростая задумка музыканта претерпела несколько неудачных реализаций, однако уже спустя два года Курт вместе с Новоселичем организовали собственный коллектив Nirvana, и это стало началом новой эпохи рок-музыки.
Многочисленные концерты, записи новых альбомов, попадание на верхние строки музыкальных чартов, мировое признание группы и нарекание Курта Кобейна «голосом поколения» — успех Nirvana был колоссальным, однако сам вокалист был недоволен вниманием широких масс. В его планах коллектив должен был стать представителем независимого течения рок-музыки, а не превращаться в популярную группу «для всех» — с целью сменить имидж Nirvana Кобейн выпустил альбом In Utero в 1993 году, который был гораздо мрачнее и «тяжелее», чем предыдущие записи группы, что, впрочем, не повлияло на его популярность и успех.
Что касается личных отношений музыканта, его роман с главной возлюбленной его жизни Кортни Лав начался в 1991 году, хотя будущие супруги познакомились за год до этого — по признанию самого Курта, он сразу был очарован Кортни, но хотел провести еще некоторое время в статусе холостяка, чтобы сосредоточится на карьере. Отношения пары развивались стремительно — молодые люди были влюблены в друг друга, а уже в 1992 году Лав узнала, что ждет ребенка, и музыканты поженились.
Их отношения не были похожи на тихую семейную жизнь — супруги постоянно скандалили друг с другом, а общее положение усугубляло их обоюдное пристрастие к алкоголю и запрещенным веществам. К слову, один из главных скандалов, связанных с зависимостью пары, случился за несколько недель до рождения их дочери Фрэнсис — тогда Кортни была приглашена изданием (ВАНИТУ ФАЙР) Vanity Fair для интервью, ведущей которого выступила журналистка Линн Хиршберг. В рамках беседы Лав рассказала о некоторых аспектах своей жизни, в том числе упомянув, что употребляла тяжелые наркотики в начале беременности, не подозревая о своем положении.
Однако журналистка восприняла слова супруги Кобейна по-своему — она сообщила, что Лав злоупотребляла запрещенными веществами и после того, как узнала о беременности, что вызвало целую волну критики в адрес Кортни и Курта Кобейна.
Уже после рождения дочери их семья попала в поле зрения правоохранительных органов и опеки, что грозило им лишением родительских прав, но супругам все же удалось отстоять свои права на дочь, с условием регулярного прохождения тестов на содержание наркотических средств в крови.
К слову, проблемы с наркотиками у музыканта начались еще в юности — страдавший от целого ряда психических заболеваний Кобейн (включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, биполярное расстройство и склонность к депрессии) начал употреблять запрещенные вещества в тринадцать лет, а со временем его зависимость только усугублялась. Музыкант пережил несколько серьезных передозировок, некоторые из которых рассматривались поклонниками Курта как попытки самоубийства, а также нервных срывов, в ходе которых Кобейн запирался в ванной с ружьем и грозился убить себя.
К 1994 году состояние гитариста ухудшилось — несмотря на то, что Кобейн согласился на уговоры жены лечь в реабилитационный центр и вел себя очень спокойно в стенах заведения, вскоре он совершил побег и скрывался от Кортни Лав и своих знакомых на протяжении нескольких дней. 8 апреля того же года тело Курта Кобейна было обнаружено в оранжерее собственного дома — легендарный музыкант совершил самоубийство в возрасте двадцати семи лет.
Его смерть была окутана тайной — многие поклонники полагали, что в кончине Курта была виновна его супруга Кортни Лав, а другие выдвигали теории относительно инсценировки самоубийства, однако ни одна из этих версий не нашла реального подтверждения.
После смерти музыканта один из его друзей почтил память Кобейна несколькими словами, отражающими действительность:
«Несомненно, Курт Кобейн оказал сильнейшее влияние на историю музыки, а память о его жизни и творчестве живет в его работах, находящих отклик в сердцах людей и по сей день»
Эми Уайнхаус
Музыкальная исполнительница Эми Уайнхаус, признанная одной из лучших певиц современности, также умерла в возрасте двадцати семи лет — судьба талантливой артистки закончилась трагично, но ее творчество оставило глубочайший след в истории современной музыки.
Свои первые композиции Уайнхаус начала записывать в подростковом возрасте — вместе со школьными приятелями девушка, «болевшая» музыкой с детства, писала песни в смешанных жанрах, сочетающих в себе элементы джаза, соула и R'n'B. В то же время Эми впервые попробовала запрещенные вещества — и, к сожалению, быстро увлеклась этим.
Уже через год Уайнхаус заключила свой первый контракт и отправилась в небольшое турне, а в 2003 году публике был представлен дебютный альбом исполнительницы под названием «Frank», который возымел невероятный успех.
В последующие годы Эми Уайнхаус с невероятной скоростью покоряла музыкальный Олимп — в 2006 году певица представила второй альбом «Back to Black», который произвел эффект разорвавшейся бомбы и мгновенно обрел признание музыкальных критиков и поклонников творчества исполнительницы. Кроме того, Уайнхаус также была удостоена пяти премий «Грэмми», а ее колоссальный вклад в развитие соул-музыки подарил ей звание лучшей британской исполнительницы.
К сожалению, творческие успехи не помогали Уайнхаус в борьбе против зависимостей — в 2007 году Эми связала себя узами брака со своим бойфрендом Блэйком Филдером-Сивиллом, который также страдал от ряда пагубных привычек. В какой-то момент родственники пары даже обращались к поклонникам творчества исполнительницы с просьбой игнорировать ее выступления до тех пор, пока она и ее супруг не примут решение отправиться на реабилитацию.
Однако состояние певицы становилось все хуже — к 2011 году число скандалов, связанных с именем Уайнхаус, стало превышать все допустимые нормы, а ее последний концерт в Белграде, на котором Эми вышла на сцену в неадекватном состоянии и не спела ни строчки, после чего ей пришлось покинуть зал, вызвал целую волну критики.
В том же году Эми Уайнхаус умерла — 23 июня ее тело было найдено в ее лондонской квартире. Официальная причина смерти была установлена лишь спустя несколько месяцев после трагедии — как оказалось, певица умерла из-за остановки сердца, вызванной чрезмерным употреблением алкоголя.
Память об Эми была увековечена в нескольких концертах, проведенных в ее честь, кинокартинах, снятых о ее жизни, а в 2014 году в Лондоне певице был установлен памятник, который стал знаковым местом для поклонников Уайнхаус.
И еще несколько музыкантов, погибших в возрасте 27 лет.
Луи Шовен – американский музыкант в стиле регтайм. Умер от «рассеянного склероза», хотя, вероятнее всего, причиной смерти стал нейросифилис.
Даты жизни: 13 марта 1881 – 26 марта 1908.
Джесси Белвин – американский R&B певец, пианист, автор песен. Погиб в автомобильной катастрофе.
Даты жизни: 15 декабря 1932 – 06 февраля 1960.
Руди Льюис – американский ритм и блюз вокалист, участник группы (ЗЕ ДРИФТЕРС) The Drifters. Умер от передозировки.
Даты жизни: 23 августа 1936 – 20 мая 1964.
Дикки Прайд – британский певец рок-н-ролла. Умер от передозировки снотворного.
Даты жизни: 21 октября 1941 – 26 марта 1969.
Арлестер Христиан – фронтмен, вокалист и басист американской группы (ДЬЮК АНД ЗЕ БЛЕЗЕРС) Dyke & the Blazers.
Даты жизни: 13 июня 1943 – 13 марта 1971.
Линда Джонс – американская соул-певица. Умерла вследствие осложнений диабета.
Даты жизни: 14 декабря 1944 – 14 марта 1972.
Лесли Харви – гитарист нескольких шотландских групп, наиболее известной из которых была Stone the Crows. Умер на собственном концерте от удара электрическим током, прикоснувшись мокрыми руками к не заземленному микрофону.
Даты жизни: 13 сентября 1944 – 03 мая 1972.
Сесилия – испанская певица и автор песен. Погибла в автомобильной катастрофе.
Даты жизни: 11 октября 1948 – 02 августа 1976.
Хельмут Коллен – немецкий бас-гитарист, участник группы Triumvirat. Погиб от выхлопных газов в гараже. Предположительно несчастный случай.
Даты жизни: 02 марта 1950 – 03 мая 1977.
Джейкоб Миллер – ямайский рэгги-музыкант, участник группы Inner Circle. Погиб в автомобильной катастрофе.
Даты жизни: 04 мая 1952 – 23 марта 1980.
Д. Бун (Деннис Дэйл Бун) – американский вокалист, автор песен и гитарист панк-рок трио Minutemen. Ехал без пристегнутого ремня безопасности и сломал шею, когда его выбросило из минивэна, вылетевшего в кювет.
Даты жизни: 01 апреля 1958 – 22 декабря 1985.
Пит да Фрейтас – музыкант, продюсер, барабанщик британской группы Echo&the Bunnymen. Разбился на мотоцикле.
Даты жизни: 02 августа 1961 – 14 июня 1989.
Игорь Чумычкин («Чума») – российский рок-музыкант, гитарист, участник группы «Алиса». Выбросился из окна своей квартиры, находясь под воздействием наркотиков.
Даты жизни: 13 ноября 1965 – 12 апреля 1993.
Патрик Хоукинс, более известный как Fat Pat, – американский рэпер, участник группы Screwed Up Click. Застрелен.
Даты жизни: 04 декабря 1970 – 03 февраля 1998.
Рэймонд Роджерс, известный как Freaky Tah, – ямайский рэпер , участник хип-хоп группы Lost Boyz.
Даты жизни: 14 мая 1971 – 28 марта 1999.
Джереми Уорд – звукооператор группы The Mars Volta и De Facto, гитарист и художник. Передозировка героином.
Даты жизни: 05 мая 1976 – 25 мая 2003.
— Тебе сколько лет?
— Двадцать восемь.
— И как ты после этого можешь играть рок-н-ролл?
Мифологизация истории рок-музыки — процесс бурный и неуправляемый. Одним из его обязательных пунктов является трагически-роковое представление о классическом отрезке времени, отмеренном для жизни всякому великому рок-музыканту. В данном случае это 27 лет. Считается, что на этом рубеже ушло из жизни больше всего рок-звезд. Но это заблуждение.
Согласно его концепции, которую раскручивают психологи, этот возраст является наиболее опасным в жизни человека, поскольку представляет собой черту, за которой начинается неминуемое взросление, или старение. Люди творческие, обремененные талантом, болезненно и остро переживают такую революцию, а потому часто склонны к суициду, сознательному саморазрушению. Однако основой заблуждения в данном случае стоит считать не эти умозаключения, а биографии четырех далеко не последних в истории рок-музыки персонажей — Джима Моррисона, Дженис Джоплин, Курта Кобейна и Джими Хендрикса. Все они действительно умерли, не дожив до 28 лет. Значительность данных фигур и их влияние на умы миллионов несомненны. Но достаточно банального обзора биографических данных хотя бы пары тысяч известнейших рок-музыкантов, чтобы убедиться, что роковой смысл, придаваемый отметке 27 лет, является абсолютно надуманным. (Это я попозже более подробно расскажу)
Мик Джаггер, Пол Маккартни, Питер Гэбриэл, Роберт Фрипп, Ян Андерсон, Брайан Мэй, Марк Нопфлер, Оззи Озборн, Эрик Клэптон, Игги Поп, Дэвид Боуи, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, полные (либо же практически полные) и до сих пор здравствующие составы легендарных групп — это только очень скромная часть списка, который не имеет смысла продолжать из-за его бесконечности. В противовес заблуждению можно даже утверждать, что многие рок-музыканты проявляют завидную тягу к долгожительству и, несмотря на солидный возраст, выглядят еще очень даже ничего. Поразвлекавшись по молодости наркотиками и всем, что было под рукой, они стали вести поразительно здоровый образ жизни. Рок-идолов, разменявших шестые, седьмые и даже восьмые десятки, — тьма тьмущая.
Впрочем, то, что выжили далеко не все, отрицать тоже было бы странно. Но сухие биографические данные многих умерших или погибших в сравнительно молодом возрасте рок-кумиров тоже никак не укладываются в канонический 27-летний отрезок. Смерть Элвиса Пресли была констатирована, когда ему исполнилось уже 42, Майк Науменко успел прожить 36 лет, авария с летальным исходом подстерегла Марка Волана уже 30-летним, Фредди Меркьюри дотянул до 45. Едва-едва не угодил в список «избранных» Виктор Цой, который успел отметить свое 28-летие за пару месяцев до автокатастрофы.
Примером самой яркой и жесткой иронии по поводу рокового статуса 27 лет мне кажется история с экс-лидером группы «Sepultura» Максом Кавалерой. Был у парня не самый веселый период в жизни. Во-первых, ему стукнуло как раз 27. Во-вторых, он ушел из старой группы. В-третьих, в автомобильной катастрофе погиб его приемный сын. Помня о недавнем финале Курта Кобейна, Кавалера тоже мысленно засобирался на тот свет. Как-то незаметно за суетой ему стукнуло 28. Осмыслив и тщательно переварив эту неожиданную новость, Кавалера решил, что, коль уж все так сложилось, пришло время начинать новую жизнь, и собрал группу «Soulfly». Жив и поныне.
Давайте разберем некоторые теории, которые могут просвятить нас о знаковом возрасте – 27 лет.
- Статистическая теория:
В 2011 году British Medical Journal опубликовал статистическое исследование на тему «Клуба 27». Вывод был таков: побочные эффекты ранней славы увеличивают риск смерти среди знаменитостей именно в молодом возрасте, но фатальная цифра вовсе не ограничивается 27 годами. Тем не менее именно она встречается чаще всего: в этот период жизни трагически погибли или покончили жизнь самоубийством более 40 молодых талантов, большинство из которых были музыкантами.
Скорее всего, корень проблемы нужно искать не в особенности числа 27, а в том, что все они достигли славы в достаточно раннем возрасте. По статистике, им было по 20 с небольшим. Через четыре-пять лет они все добрались до пика своей карьеры. Такой быстрый подъем, столь юный возраст и сложная творческая натура в большинстве случаев идут бок о бок с чрезмерным употреблением алкоголя и запрещенных веществ. Разумеется, это увеличивает риск смерти, и в этом нет ничего непредсказуемого.
2. Психологическая теория:
С точки зрения психологии, такие совпадения вызваны комплексом саморазрушения, своего рода спланированным самоубийством, причем далеко не всегда осознанным. Согласно теории личности Эриксона, жизнь человека делится на восемь этапов становления личности индивидуума. Период с 26 до 64 лет является предпоследним, и основная его проблема — выбор между продуктивностью и инертностью человека.
В этот период человек уже узнал о себе все, что мог. Маловероятно, что он осознает что-то новое о своих возможностях. А 27 лет, практически возраст вхождения в этот долгий период, и является одним из кризисных этапов становления личности. Человек пытается найти себя в социуме и окончательно самореализоваться. Вполне возможно, что талантливые люди, достигшие определенного успеха, просто не знали, как развиваться дальше, и это приводило их к неосознанному самоуничтожению.
Такое поведение может быть вызвано множеством различных психологических проблем — от сублимации и скрытой депрессии до апатии, мании величия и других отклонений.
3. Мистическая теория:
Одним из первых участников «Клуба 27» стал Роберт Джонсон — самый известный блюзмен ХХ века. У Джонсона не было таланта игры на гитаре, и ему трудно давалась учеба. Но все изменилось в 1931 году. Он ненадолго пропал, а после возвращения внезапно стал лучшим блюзменом своего времени. Согласно словам самого музыканта, он заключил сделку с дьяволом на перекрестке 61-й и 49-й дорог городка Кларксдейл. Этот перекресток всегда являлся своеобразным местом поклонения меломанов: в 1937 году в результате автомобильной аварии здесь погибла известная исполнительница блюза Бесси Смит.
После распространившихся слухов Роберта почти официально прозвали Дьяволом. Также говорили, что он общался со жрецами культа кандомбле. В 27 лет музыкант погиб от рук ревнивого мужа одной из своих любовниц. Но многие считают, что просто контракт с дьяволом истек, и он забрал душу Джонсона. Приверженцы теории утверждают, что именно после сделки с Джонсоном дьявол забирает всех талантливых музыкантов именно в 27 лет.
В начале 2000-х гг. появилась женщина, утверждавшая, что она состояла в тайном «Клубе 27», представители которого якобы занимались сатанизмом и заключили договор с дьяволом, чтобы получить славу, богатство и талант. Конечно, ее слова никто не воспринял всерьез, однако о проклятии говорить продолжали.
Этой закономерностью интересовались многие исследователи. Чарльз Р. Кросс писал: «Число музыкантов, погибших в возрасте 27 лет, примечательно с любой точки зрения. Люди постоянно умирают, причем в любом возрасте. Но статистика отмечает всплеск смертей музыкантов именно в возрасте 27 лет».
Психологи уверены: никакого проклятия не существует. Большинство погибших музыкантов злоупотребляли наркотиками и алкоголем. Кроме того, люди творческих профессий отличаются подвижной психикой и склонны к депрессиям. Социологи изучили биографии 1046 музыкантов, которые занимали вершины британского хит-парада в период с 1956 по 2007 гг., и выяснили: в 27 лет смерть наступает не чаще, чем в любом другом возрасте. Но рок-музыканты действительно часто не доживают до 40-летнего возраста в силу вредных привычек.
И все таки каков итог то? В Чем мораль? В чем «прикол»? В том, что бы беречь свое физическое и психическое состояние?
Ну, знаете, для того, что бы попасть в Клуб 27 не достаточно сдохнуть от передоза в 27. Сталь тем, кто впишет себя в историю. Не обязательно музыки, в историю хотя бы чего нибудь. А там, может и умирать то и не захочется)
Возможно, я позволю себе некоторый цинизм, но иногда, когда человек полностью сжигает себя, делает все, что должен и может сделать, как, например, в случае Моррисона или Кобейна, – смерть, даже такая ранняя, выглядит логичной точкой. Программа выполнена. Да и для имиджа это весьма полезно. Ничто не делает музыканта легендой вернее, чем смерть в нужной точке карьеры, достаточно вспомнить Цоя.
Гораздо печальнее, когда нелепая смерть обрывает дело гения на самом пике. Подумайте, если бы Хендрикс или Джоплин смогли творить еще с десяток лет – вся современная музыка сейчас выглядела бы совсем иначе. Совершенно иначе…
Впрочем, я впадаю в патетику.
Да, немного странно, что столько великих рок-музыкантов умерло именно в 27 лет. Однако как раз их известность и короткий промежуток времени между смертями послужили основным поводом для того, чтобы эту историю раскрутили СМИ и превратили ее в миф. Совпадения случаются. И, вероятно, обыкновенная случайность породила один из самых неоднозначных и загадочных феноменов в рок-музыке - феномен Клуба 27.