Найти в Дзене

ЭКЗОРЦИЗМ

Оглавление

В 2000 году 8-летняя Виктория Климби умерла во время обряда изгнания демонов после длительных психологических издевательств со стороны своей тёти и её брата. В 2005 году трое фанатиков были осуждены за жестокое обращение с девочкой из Анголы во время экзорцизма — её резали ножом, засыпали перец в глаза, избивали и морили голодом.

Чтобы предотвратить подобные трагедии, в 2014 году Ватикан учредил «Международную ассоциацию экзорцистов», которая объединяла 250 экзорцистов из 30 стран. Для многих людей священники по-прежнему выполняют функции психотерапевтов.

Однако это не всегда помогает. В 2017 году в Великобритании более 1500 случаев насилия над детьми связывали с обрядами экзорцизма и колдовством.

Папа Франциск
Папа Франциск

Но в 2018 году Папа римский Франциск в очередной раз призвал духовников без промедлений направлять к экзорцистам прихожан, страдающих от «духовных потрясений».

Священник Винсент Ламперт из Индианаполиса утверждал, что только за 2018 год получил 1700 просьб о проведении экзорцизма. Сегодня, в зависимости от страны, за сеанс просят обычно от 200 до 500 долларов. Экзорцизм по видеосвязи обходится в 75-300 долларов.

Согласно исследованию, проведённому агентством Gallup, более 70% взрослых американцев в той или иной степени верят в сверхъестественные силы, включая демонов и возможность одержимости ими.

Я тут наткнулась на новость, что Ватикан опять собрал курс обучения клириков – экзорцизтов, я вошла сначала в шок, что в 21 веке это вообще еще существует, при нашем уровне медицины, то!

-3

Одержимость - по сути, подчинение кому-либо, чему-либо. Согласно верованиям, одержимость бесами может быть выражена как вселением духа в человека, так и управлением им на расстоянии, хотя подобные мысли, были просто попыткой объяснить некоторые психические заболевания.

Поведению одержимого присуща агрессия и ругательства в адрес церкви, лютая ненависть к любым атрибутам христианства - будь то крест, икона, библия, странное поведение, галлюцинации, непереносимость святой воды, отсутствие чувства стыда, беспокойство при чтении молитв и при проведении церковных обрядов.

Если непредвзято посмотреть на эти признаки, то это похоже на психическое расстройство личности человека, и, возможно, прежде чем проводить обряд экзорцизма, стоит заглянуть к врачу? Но это дело личное.

Подобные обряды очень опасны не только для самого одержимого и его окружения, но и самого экзорциста, проводящего обряд. Потому что их часто судят!

Поэтому ритуал изгнания демона могут проводить далеко не все священники. На это необходимо разрешение «сверху», то есть правящего архиерея. Да и церковь к подобного рода обрядам относится весьма скептически, а то и вовсе отрицает и запрещает подобные манипуляции. Ну допустим наша, православная церковь действительно открыто заявляет о том, что они не поддерживают обряды экзорцизма.

Щас я вам немного выдержки из статейки покажу, про сам обряд)

О том, что обряд должен проводить глубоко верующий человек, и говорить не стоит. Помещение, в котором проводится обряд, необходимо освятить святой водой, при этом читать отрывки из библии, озарять крестным знамением одержимого.

Сам ритуал состоит из трех актов:

-присутствие;
-
притворство;
-кульминация.

Присутствие: начало ритуала

Здесь священник должен убедится, что человек действительно одержим, а не страдает психическим расстройством, демон будет скрывать свое присутствие всеми способами. Священник молиться Богу и призывает на помощь всех святых. Должна влезть в данную ствтью с важной ремаркой! При проведении обряда, на самом деле должен присутствовать врач.

Притворство

Как только демон поймет, что его разоблачили, он может попытаться заставить жертву вести себя так, как нормальный человек. В этой же части и происходит самое главное: священнослужитель должен узнать имя демона, их количество в теле одержимого и то, каким путем дух проник в тело.

Третья стадия, или кульминация

Самая страшная и самая ответственная: даже скептики начинают верить в демона. Он (демон) ведет себя крайне агрессивно, кричит не своим голосом, возникают видения, самые невероятные оскорбления, в общем, все, что присуще темным силам. Священник неустанно молиться Господу об изгнании беса, вокруг одержимого могут происходить самые невероятные вещи, очень важно ни на что не отвлекаться и не прекращать обряд.

На этом же этапе происходит очищение тела одержимого. Важно следить, чтобы распятие было в руках жертвы на протяжении всего обряда.

После стадии очищения от беса, жертве необходимо дать священный обет, в котором клянется, что больше не пустит демона в себя. Важно, чтобы человек стал вести правильный образ жизни, обратился к Богу, старался не совершать грехов, так как при повторном вселении демона положение человека может стать еще хуже, чем в первый раз. А ещё лучше провести обряд крещения в церкви.

Ты почувствовал как в этом отрывке скользит вера в то, что описано. Видимо ребята, которые это описывали никогда не задавались вопросом, что происходит в психиатрических лечебницах…

Но вернемся к сценарию.

Винсент Ламперт
Винсент Ламперт

Однажды к уже упомянутому Винсенту Ламперту пришёл молодой человек, который сказал буквально следующее: «Да, вы можете сказать, что я шизофреник, но не можете объяснить почему. Если всё дело в демонах, то по крайней мере я буду знать причину».

Сами же священники говорят, что около 80% случаев одержимости связаны с психическими расстройствами на сексуальной почве. Ну в конце концов 21 век на дворе!

Часто это приводит к изгнанию «бесов гомосексуализма».

В 2010 году на YouTube появилось видео, ссылку на видео прикрепила, на котором проповедник Патриция Маккинни прямо в одной из церквей Коннектикута изгоняет «демона гомосексуализма» из подростка на протяжении двадцати минут.

Прихожане же прижали несчастного к полу во время чтения молитвы и с такой силой давили на его живот, что его непрерывно рвало. Но давили не от жестокости, конечно же: просто считается, что демон якобы покидает тело вместе с рвотой.

Из репортажа видно, что парня практические избивают, таская по полу и истерично требуя демона убраться из него. Видео облетело все новостные выпуски, и церковь была вынуждена официально запретить такие жестокие формы экзорцизма, но тем не менее они всё ещё проводятся, а видеозаписи нередко попадают в интернет.

Сегодня католическая церковь готовит профессиональных экзорцистов в Чикаго, Риме и Маниле. Только в США «сертифицированных» экзорцистов около сотни, во Франции 70, а в Польше более 350.

В Италии услугами экзорцистов ежегодно пользуются около полумиллиона человек. Правда священники сначала обязаны направить человека к психиатру.

Явное психическое расстройство для некоторых священников превращается в одержимость демонами, а для таких писателей, как Уоррены и голливудских продюсеров, эти истории — отличный повод заработать бабла.

Эд и Лорейн Уоррены
Эд и Лорейн Уоррены

Как можно убедиться, самые известные случаи одержимости всегда имеют объяснение, не требующее вмешательства потусторонних сил. Но в кино ситуация ровно обратная, и ни один известный сюжет ещё не обошёлся без какой-либо чертовщины.

Многое для этого сделали Эд и Лоррейн Уоррены. После выхода своих первых книг с «расследованиями» сверхъестественных явлений, они стали желанными консультантами для голливудских творцов. «Заклятие», «Призраки в Коннектикуте», «Ужас Амитвилля», «Проклятие Аннабель» — это всё их труды. Поскольку эти страшилки приносили им деньги почти 40 лет, то и в интервью они естественно утверждали, что показанное в каждом новом фильме правда — если не всё, то почти всё.

-6

«Шесть демонов Эмили Роуз», основанный на истории Анны Михель, начинается как судебная драма, где противопоставляется версия прокурора и священника, обвинённого в убийстве. Но и здесь авторы умудрились встать на сторону человека, который своими обрядами убил молодую девушку. И только немецкий «Реквием», основанный на тех же событиях, обошёлся без демонов.

Анна Михель.
Анна Михель.

Современный экзорцизм в Америке и Европе — это действительно огромное поле для жутких историй, которым не нужен потусторонний мир для создания напряжения. И многие из этих историй заслуживают, чтобы на их основе создали настоящую социальную драму, лишённую мистической шелухи.

Экзорцизм знаком людям ещё с каменного века — в разных частях мира одни люди пытаются изгонять бесов из других. И история этого ритуала полна алчности, жестокости и человеческой доверчивости. На экзорцизм успела сильно повлиять даже параноидальная вера в масоно-еврейский заговор.

Давайте вспомним, как развивался экзорцизм, к чему всё это привело и почему вообще появился миф об одержимости демонами. Это действительно безумный рассказ.

В первобытном обществе люди верили в то, что их окружают всевозможные духи животных, растений, камней, рек, гор, дождя и прочего. Эти сущности наделяли чертами, характерными для людей: они злились и веселились, у них были свои слабости и желания. И порой люди были одержимы духами, которые захотели вселиться в их тела по своей прихоти или чтобы наказать тех, кто в чём-то особо сильно провинился.

В разные времена и в разных частях света у одержимости были свои признаки. Хотя чаще всего жертвы теряли власть над своим телом: это и непроизвольные движения, и конвульсии, и изменения голоса. Порой у одержимых появлялись необычные способности вроде нечеловеческой силы. Так телом словно марионеткой пытался управляться некий дух — или даже несколько.

Впрочем, для того, чтобы человека признали одержимым, ему было достаточно просто резко изменить своё поведение. Болезни, психические расстройства, «грешные» поступки — всё могли посчитать признаками вмешательства нечистой силы. Согласно Джорджу Мёрдоку, почти во всяком обществе хоть когда-нибудь бродили идеи о том, что одержимость вызывает болезни, и примерно в половине культур её некогда считали основной причиной недугов.

Как ни странно, такие взгляды на одержимость актуальны и в каменном веке, и в Израиле при Понтии Пилате, и в США времён Обамы.

-8

Злые духи порой вторгались даже не в отдельных людей, а в дома и даже города, для чего тоже требовался обряд экзорцизма. Перуанские инки устраивали ежегодный праздник Ситуа, призванный изгонять нечисть из столицы. Но, как правило, это была просто упрощённая или слегка изменённая форма изгнания демонов из человека. Хотя люди нередко по своей воле превращались в одержимых — такое было всегда и практически повсеместно.

В храме Аполлона в античном Аргосе жрицы-девственницы пили кровь жертвенных ягнят, чтобы прорицать и пророчествовать. Во время обрядов культа Дионисия греки настолько часто при помощи вина и секса доводили себя до дикой одержимости, что в 186 году до н.э. римские власти запретили эти вакханалии, а нарушителей казнили.

-9

Индийские низшие касты верили, что за жриц, после того, как они высосут кровь из перерезанного горла козы, говорит сама богиня Кали. А с XIX по начало XX века и императоры, и самые распоследние бедняки с удивлением смотрели на то, как мертвецы общались с ними через медиумов во время спиритических сеансов.

Но всё же чаще духи овладевали людьми насильно, после чего над ними проводили ритуалы изгнания нечисти. О том, как примерно всё происходило в древние времена, можно судить по шаманским практикам, бытовавшим у разных народов.

Джеймс Фрэзер
Джеймс Фрэзер

Многое о таких практиках написано в «Золотой ветви» знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера. Мы уже не первый раз о ней говорим. На острове Рук злых духов изгоняли всем селением, размахивая палками и угрожая им, преследуя до тех пор, пока они не уйдут в море.

На острове Ниас при помощи заколотой свиньи выманивали демона из тела больного, чтобы с ним разобрался добрый дух — а если демонов было слишком много, то их пугали стуком кучи палок по дому, чтобы они испугались и убежали.

На юге Индии демонов болезней загоняли в деревянную фигурку и передавали из селения в селение, чтобы затем где-нибудь утопить.

У народов Конго в качестве экзорцистов выступали ведьмы-ндоки. Они устраивали пляски, во время которых якобы обличали одержимых в том, что те сговаривались с духами. А потом выдавшего себя демона изгоняли другим ритуальным танцем.

Куучу.
Куучу.

Ещё во времена царской России в Киргизии было полно куучу — мастеров по изгнанию бесов. Ими могли быть только те, кто хоть раз словил демоницу-албарсту и вынул у неё изо рта печать с заклинаниями — или хотя бы отрезал у нее клок волос. Обычно они боролись с демонами при помощи песни-бадика, молитв и заклинаний — но часто исполняли и другие обряды.

В Вавилоне жрецы обращались за помощью к богам и другим высшим сущностям, чтобы спасти одержимого, у которого могла просто болеть голова, что, по тогдашним поверьям, было проделками демона Ашакку. Считалось, что многие, если не все, болезни вызваны именно одержимостью.

Такого одержимого купали в водах Тигра или Евфрата, поили водой из святого источника, одевали в чёрные одежды и оставляли наедине с жрецом-машмашшу. Если этот древний экзорцист считал, что демона наслала ведьма, то он, для начала, называл её имя и проводил церемонии, противоположные ритуалам по вызову демонов.

В древнем Египте не проводили чёткой границы между богами и демонами — многие божества вроде Сехмет порой сами насылали на египтян бедствия. Поэтому со временем жрецы всё чаще пытались сначала задобрить демонов, чтобы потом изгнать их.

Эпикур
Эпикур

Античные греки считали, что одержимость — кара богов, которые насылали на неугодного им человека злобных даймонов — какодаймонов. Хоть латинское слово «экзорцизм» пошло от греческого exorkismos (введение присяги), экзорцизм считался нечестивым делом, бунтом против богов. К примеру, Эпикура, сына экзорцистки, многие презирали за то, что он помогал матери в её «грязном» ремесле.

Спитама Заратуштра, основатель зороастризма, в VI веке до н.э. молитвами и святой водой изгонял демонов из людей. Да и в обычных практиках зороастрийских жрецов было полно экзорцизма — демонов гнали даже из трупов.

Спитама Заратуштра
Спитама Заратуштра

В итоге христианство на основе ближневосточных ритуалов создало свою традицию изгнания демонов, которую назвала латинским словом с греческими корнями. И чем дольше она продолжалась, тем сильнее сближалась с древними ритуалами.

Христиане называли Иисуса Христа первым истинным экзорцистом, чем он постоянно пользовался. В синагоге он приказал демону уйти из тела человека, ругавшего Иисуса. Сын божий лечил многие болезни, изгоняя бесов.

Экзорцизмом занимался не только сам Христос, но и его апостолы. Бесов могли искоренять даже простые люди, которые уверовали в Иисуса и его именем приказывали демонам уйти. Хотя некоторые иудейские заклинатели умели изгонять демонов и без имени Христа — но порой их всё же постигала неудача.

У раннего христианского экзорцизма не было никаких особых правил — достаточно просто верить и приказывать демонам именем Иисуса. Хотя вдобавок к этому экзорцисты часто дышали на беснующегося и озаряли его крестом.

Тогда жертв демонов никто не ругал и не обвинял, не называл их грешниками, которые сами навлекли на себя эту напасть. Многие болезни считали одержимостями — но излечиться можно было даже от самых запущенных случаев, когда демоны заставляли человека безудержно грешить.

Крещение обычно защищало от демонов — экзорцизм по сути был лишь подготовкой к нему. В ранней христианской церкви даже ввели специальную должность экзорциста — того, кто в перед крещением изгонял из человека демонов, призывая будущего христианина навсегда отречься от Сатаны.

В VIII веке появилась крещальная литургия, где экзорцизм выходил на первый план. Во время литургии маленьких детей на всякий случай очищали от демонов, связанных с первородным грехом. И, в отличие от времён раннего христианства, этот обряд изгнания бесов строго регламентировали.

Священники при поддержке Святого Духа и имён архангелов приказывали демонам уйти, окропляя ребёнка водой. Христианский экзорцизм теперь целиком напоминал древние магические ритуалы.

Потом крещальная литургия породила традицию «незначительного экзорцизма» — то есть изгнания бесов из незначительно одержимых людей.

Впрочем вскоре интерес к экзорцизму среди христианских богословов зачах. Долгие столетия эту тему всерьёз почти никто из церковников не обсуждал.

Зато в народе про неё не забыли: христианские воззрения на одержимость у простого люда перемешивались с древними языческими обрядами и суевериями.

Среди народных экзорцистов ходили истории о ведьмах и сделках с дьяволом, что было смехотворно для многих священников классического Средневековья. К большинству одержимых крестьяне с бедными горожанами относились с пренебрежением — они считали, что демонов особо сильно привлекали грешники. И с XIV века такие взгляды просочились в официальную церковь. А благодаря книгопечатанию они быстро распространились по всей Европе.

Ещё большее внимание к изгнанию бесов привлекла Реформация в XVI веке. Учение Мартина Лютера уменьшало значение чудес, святых и литургий для христиан. Хотя протестанты порой прибегали к ритуалам экзорцизма, даже сам Мартин Лютер этим занимался — но всё это было неофициально.

Протестантские церкви одобряли скорее импровизированные молитвы за выздоровление одержимых, но не насквозь магические ритуалы экзорцистов. Часто протестанты и вовсе запрещали практики экзорцизма.

Тем более к тому времени священники, специализирующиеся на изгнаниях дьявола, окончательно испортили свою репутацию среди светских властей. Их поголовно считали коррупционерами — и не просто так. Ещё Мартин Лютер выступал против обычая католических священников вымогать деньги у прихожан за спасительный обряд экзорцизма, призванный избавить от всякой болезни.

Но католики всячески поощряли экзорцизм. Если раньше каждый монашеский орден относился к практикам экзорцизма по-разному, то после Тридентского собора в середине XVI века все католические священники обязались принять одну точку зрения — положительную.

На том же соборе появились новые правила для экзорцистов. Теперь изгонять демонов могли исключительно священники, что сразу же возвышало их над мирянами и протестантскими духовниками. А сами обряды с тех пор были только публичными — экзорцист больше не смел проводить изгнания без свидетелей.

Это защищало священников от части подозрений в изнасиловании одержимых женщин. А ещё это превратило экзорцизм в массовое зрелище и средство пропаганды католицизма.

Экзорцизм преподносился как нечто, доказывающее чистоту и превосходство католиков над протестантами. Более того, появление одержимости часто связывали с протестантскими воззрениями, а изгнанных демонов посылали в страны, поддержавшие Реформацию.

Лудденский процесс.
Лудденский процесс.

А ещё экзорцизм превратился в удобный способ устранения неугодных людей, что прекрасно видно по самому громкому обряду изгнанию нечистой силы в XVII веке — Луденскому процессу. В то время противники луденского священника Урбена Грандье пытались отыскать способ, как бы от него избавиться. И однажды им представился случай.

Урбен Грандье
Урбен Грандье

В женском монастыре ордена урсулинок несколько монашек затеяли череду розыгрышей. Они слонялись по ночам в коридорах монастыря, закутавшись в белые простыни. Порой они заходили в комнаты послушниц и тайком сдёргивали с них одеяла. Проводили по лицам своих подруг ледяными руками, пока те спали. Завывали и гремели цепями. Остальные монахини страшно испугались, ведь у этого места и так была зловещая репутация, а тут какая непонятная чертовщина.

Каноник монастыря, имевший зуб на Грандье, знал из исповедей, что это на самом деле розыгрыш. Но он всё равно объявил, что в монастыре завелись демоны. По его приказу туда прибыли профессиональные экзорцисты, которые за пару сеансов убедили все семнадцать монахинь в том, что те одержимы дьяволом.

После этого монахини целыми днями бесновались, катались по полу, орали, хохотали и матерились, а монастырь из-за непрекращающейся церемонии экзорцизма ежедневно посещали толпы народа, чтобы полюбоваться такой диковинке. Обряды экзорцистов больше походили на издевательство над бедными девушками. К примеру, демона Асмодея изгнали из настоятельницы при помощи огромной клизмы-клистиры со святой водой. А всего в женщине насчитали семь бесов.

В итоге экзорцисты по наущению каноника заявили, что демонов на монахинь наслал Урбен Грандье. Бесы во время переговоров с экзорцистами через одержимых монашек якобы передавали записки с доказательствами его вины. В итоге Грандье судили за колдовство и сожгли на костре.

Вот такие вот подковерные интриги, ну вот чем не нечисть?) А еще вспомните бедных Тамплиеров!? Ребятам вообще не повезло…

Инструкция по экзорцизму.

На протяжении долгого времени экзорцисты черпали информацию о том, как именно следует изгонять демонов, из некоторых отрывков из Библии, пары церковных обрядов и народных преданий. Но с XIV века появились подробные руководства для экзорцистов, которые пользовались большим спросом.

Якоб Шпренгер
Якоб Шпренгер

Одна из первых популярных инструкций по изгнанию бесов излагалась в нескольких главах «Молота ведьм», первое издание которого напечатали в 1487 году. На страницах книги Генрих Крамер и Якоб Шпренгер писали, что нужно отделить суеверия от истинного католичества — хотя почти весь «Молот ведьм» по сути основывался как раз на суевериях, пришедших из народа.

Генрих Крамер
Генрих Крамер

По «Молоту ведьм», демоны вселялись в человека в пяти случаях: большая личная заслуга (когда добропорядочному христианину кто-то позавидовал), чужой лёгкий проступок, личный простительный проступок, чужой тяжкий грех, личный большой проступок. От этого зависела тяжесть одержимости. Во многих случаях для того, чтобы снять одержимость, человеку достаточно просто причаститься, отправиться в паломничество к святому месту, прикоснуться к мощной христианской реликвии или снять с себя церковное отлучение.

Экзорцизм мог проводить только священник. Во время экзорцизма ему было нельзя призывать дьявола, упоминать неизвестные имена, хоть как-то искажать свои слова, использовать какие-либо особые жесты кроме знамения креста, или сомневаться в чудодейственной силе написанных заклинаний.

Также следовало делать так, чтобы «обращалось внимание исключительно на святые слова». Таким образом Крамер и Шпренгер предостерегали священников от колдовских ритуалов.

Пожалуй, о том, как проводился сам обряд, более красноречиво расскажут сами авторы:

Как совершается экзорцизм? Прежде всего околдованный должен исповедаться. После этого надо произвести подробный осмотр дома, где больной помещается, не пропуская ни одного уголка. Следует также поискать, не спрятаны ли в кроватях, в мягкой мебели или под порогом какие-либо орудия околдования. Найденные орудия тотчас бросают в огонь. Лучше всего, если больной вообще перейдёт в другое помещение. Если ничего подозрительного не было найдено, то больной должен пойти рано утром в церковь. Также и священник-экзорцист, если он исповедался и не осквернился во сне, будет иметь больший успех. Больной держит в руках свечу, сидя или стоя, а присутствующие в церкви за него громко молятся. После литии священник окропляет больного святой водой, кладёт ему вокруг шеи епитрахиль. Следует лития о больных, а затем священник произносит экзорцизмы, я не буду приводить примеры, если что – интернет вам в помочь)

Экзорцизм повторяют 2-3 раза. Под конец больного причащают. Большую силу изгнания бесов имеет чтение страстей Господних. Напиши также слова из Евангелия Иоанна: «В начале бес слово», надень на шею больного и ожидай от бога благодати выздоровления.

«Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер.

-18

Если ритуал оборачивался неудачей, вызывали другого экзорциста. А когда не помогало и это, то одержимого крестили повторно, что уж точно должно было помочь.

Сразу же после первого тиража «Молот ведьм» был раскритивован церковью, а где-то даже и запрещён. Но на протяжении долгих веков это не останавливало практикующих экзорцистов от того, чтобы использовать эту книгу как руководство к действию.

-19

В 1523 году Альберто Кастеллани написал книгу для экзорцистов Liber sacerdotalis, которую одобрил Папа римский как одно из руководств для борьбы с нечистой силой.

В XV веке самый знамений экзорцист той эпохи, Иероним Менго, написал Flagellum daemonum, Fustis daemonum, Eversio daemonum и другие труды, которые изучал каждый уважающий себя экзорцист. Он призывал церковь готовить специалистов по изгнанию дьявола, которые занимались бы только экзорцизмом.

В конце концов в 1614 году Святой Престол выпустил первое официальное руководство для экзорцистов — Rituale Romanum, «Римский ритуал», что было призвано раз и навсегда внести порядок в обряды изгнания дьявола.

Rituale Romanum
Rituale Romanum

По Rituale Romanum, перед изгнанием дьявола экзорцист сперва исповедовался и одевался в стихарь и лиловую накидку, очищал разум и прогонял страх. Затем ему надлежало понять, действительно ли человек одержим, ведь, как говорил епископ Альфонс Лигуори, «в большинстве случаев одержимость — лишь игра воображения, выдумка или слабость».

Признаками одержимости считали безумное поведение, внезапно объявившиеся сверхъественные способности, разговоры на языках, ранее неизвестных человеку, упоминание фактов, которые одержимый просто не мог знать заранее. Одними из признаков одержимости называли и чрезмерную мастурбацию, и сексуальное влечение к людям своего пола.

Если всё-таки человек был одержим, священник приступал к церемонии.

Молитвами, латынью, что сильно мучила бесов, и простыми разговорами экзорцисту следовало узнать количество вторгнувшихся демонов — как-то раз священник Гаспар Нейбек насчитал у одной одержимой целых 12 652 чёрта. И у каждого из них экзорцист узнавал имя и причину, по которой он вторгся в тело жертвы.

Во время ритуала жертву демонов держали физически сильные мужчины. Чтобы избежать скандалов, при обрядах присутствовал глава семейства. Также экзорцист не мог давать одержимому лекарств, а потому рядом постоянно стоял лекарь.

Всё это напоминало ментально и физически сложный поединок, где каждый неверный шаг приводил к провалу. Поэтому священнику следовало постоянно сохранять концентрацию и не отвлекаться на посторонние разговоры с одержимым.

Когда священник узнавал все имена демонов, он окроплял одержимого святой водой, держа перед собой распятие. Следом он накладывал свою руку на одержимого и именем Христа призывал демона уйти. Постоянно читалась молитва и псалом 53, которые перемежались с молитвами, крестными знамениями и отрывками из священного писания.

Это всё повторялось до тех пор, пока не спадали все признаки одержимости и человек своими поступками мог доказать, что он больше не во власти демонов. Тогда священник просил у Господа, чтобы он в будущем защитил человека от нечистой силы. На этом ритуал заканчивался.

Интересно, что при такой сложности правил церемонии, церковь считала, что успех экзорцизма всё равно зависел исключительно от божьей воли.

Несмотря на все правила, указанные в Rituale Romanum, церковь разрешала использовать дополнительные руководства для экзорцизма, не противоречащие официальной инструкции. Впрочем многие священники просто игнорировали Rituale Romanum.

С разрешения местной церкви в особо запущенных случаях экзорцисты обращались за помощью к колдунам и ведьмам, чтобы они своей магией изгнали демонов. Нет, ну вот вы серьезно сейчас, да? К ведьмам и колдунам… Священники…

Порой экзорцисты бранили демонов, чтобы узнать их имена. По стенам мелом рисовали кресты, везде разбрызгивали святую воду, все щели в помещении заделывали церковным воском и в темноте зажигали лампады. Иногда одержимого привязывали к кровати или стулу, обмазывали маслом и благовониями, обкладывали пахучими травами и опаивали магическими зельями.

А что самое ужасное, несчастных часто пытали, чтобы сломить сопротивление демонов. Многие не выдерживали таких мучений и умирали.

Часто, чтобы заработать денег или заполучить побольше славы, священники заставляли самых обычных людей верить в то, что они одержимы. Нечистые на руку экзорцисты, например, подкладывали рядом со своей жертвой кусочки серы, чтобы она якобы ощущала запах преисподней — это считалось одним из знаков одержимости.

После пика своей популярности в начале XVII веке экзорцисты из-за начавшейся эпохи Просвещения растеряли весь свой авторитет. В глазах значительной части образованных людей церковь окончательно превратилась в сборище алчных болванов, верящих во всякую чепуху. Хотя в сельской местности страсть к экзорцизму и не думала идти на спад.

Но в XIX веке всё переменилось.

Прежде, чем окунуться в странную историю экзорцизма последних двух столетий, стоит немного отвлечься от католиков и протестантов и посмотреть, как изгоняли демонов в остальном мире.

Хоть до православия в XVII веке частично дошло новое видение экзорцизма с Запада, ортодоксальная церковь всё равно не уделяла такого пристального внимания обрядам изгнания бесов. В православии не делали чётких описаний признаков одержимости, а демонов из людей гнали в основном только святые.

Отчитка, православный обряд экзорцизма, проводились наедине с одержимым, её расценивали скорее как дополнение к избавлению от греха и исповеди. Каких-то особых правил для этого не придумали.

Кликуши.
Кликуши.

В деревнях спокойно проводились обряды, языческие по своей сути. Одержимых крестьяне звали кликушами. Во время припадков за кликуш, как верил люд, говорил сам дьявол, отчего тогда кликуш расспрашивали о предсказаниях и том, где найти некогда потерянные вещи.

А вот все таки бесстрашие в крови у нашего народа, всмысле: Я прокляну весь твой род! Я сам Дьявол!? Устрашись мне! Да мне плевать кто ты там такой, ты мне скажи, я где сережку потеряла?)

В священном писании иудаизма почти не говорилось об одержимости демонами. Лишь вскользь упоминалось, что Соломон умел изгонять бесов.

Хотя в Талмуде и в книгах Абода Зара и Санхедрин экзорцизм описывали на порядок чаще. Там даже приводились конкретные заклинания, которые использовали для таких обрядов.

В XVIII веке из Эфиопии постепенно распространился по всей Восточной и Северо-Восточной Африке культ Зар, вышедший из слияния ислама и разных местных верований. Зар практически целиком построен на той или иной одержимости, добровольной или нет.

В исламе акт изгнания нечистой силы зовут рукъйа. В целом он напоминает христианские обряды — вот только мусульманские экзорцисты изгоняют джиннов.

Во время рукъйи одержимого окропляли водой Зам-Зам и над ним читали отрывки из Корана, восхваляющие Аллаха. В таких обрядах особенно популярны суры Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас.

Амулеты и магические артефакты во время такого экзорцизма были недопустимы.

Атхарваведа
Атхарваведа

В «Атхарваведе», четвёртой части вед, индуисты раскрывали секреты борьбы с одержимостями. Главное для экзорциста — заниматься киртан, то есть читать нужные мантры, давать духам яджну, огненное жертвоприношение, и в рамках пуджи опрыскивать одержимого водой из священного источника. В некоторых практиках экзорцизма во время сеанса жгли свиной помёт.

В буддизме во время одержимости демоны одновременно испытывают и человека, и самих себя, ведь бесы вполне могут быть реинкарнациями каких-то умерших людей. Кроме того, с точки зрения буддизма, они точно такие же живые существа, как и люди, так что было бы неправильно их убивать во время экзорцизма — хотя в некоторых буддистских сообществах встречалось и такое.

Так что для борьбы с демонами буддисты прежде всего пытались восстановить душевное равновесие, ведь нечистая сила символизировала искушения на пути к Нирване и исчезала, когда находила умиротворение. Если же человеку не удавалось справиться самому, на помощь приходили монахи. Именем Будды они уговаривали демона уйти — а то и вовсе пытались обратить его в буддийскую веру. Вот истинные радикальные буддисты!

Пока есть эго, есть демоны. Когда не будет эго, больше не будет демонов.

Впрочем всё сильно зависело от того, где проводился экзорцизм. Особенно много ритуалов придумали тибетские экзорцисты. Они могли совершить глуд — дать подношение и успокоить демона. Или провести глуд-цхаб — сделать чучело человека из риса, заманить туда духа, после чего выбросит фигурку и сжечь.

Как говорят, одна из причин возникновения даосизма — обряды по изгнанию демонов и обозлившихся призраков неупокоенных мертвецов, что мстили людям, непочтительным к ним. Для экзорцизма постоянно использовали святую воду и огонь.

Китайцы не особо разделяли богов и демонов — даже между добрыми духами, шэнь, и злыми, гуй, была не слишком большая разница. Так что даосские монахи для обрядов изгнания часто обращались за помощью к повелителю демонов Чжун Куй. Ведь логично же, что лучшим в изгнании демонов будет их прямой начальник.

монах-ямабуси
монах-ямабуси

У японцев среди монахов-ямабуси, живущих в горах, были гэндзя, священники-экзорцисты. Во время изгнания демона гэндзя загонял его из одержимого в медиума, через которого он расспрашивал имя и причины такого вторжения. Затем гэндзя как-то пытался решить эту проблему при помощи молитв.

Но вот, экзорцизм снова входит в моду и уже в 1848 году сёстры Фокс в своём доме установили контакт с духом мёртвого торговца — как позднее рассказала одна из сестёр, всё это было обманом. А уже 1849-м они показали это чудо спиритизма широкой публике.

С тех пор всего за несколько лет по всему миру возникло огромное число спиритических сообществ, а сами спиритические сеансы вплоть до 30-х годов прошлого века считались одним из самых модных способов досуга.

Взлёт популярности спиритизма во всех слоях общества привлёк внимание к эзотерическим практикам и вообще всему сверхъестественному.

Многие, насмотревшись сеансов с призывами злых духов, захотели на всякий случай изгнать из себя нечисть. А богословы снова погрязли в обсуждениях экзорцизма, раз уж спиритисты так любили призывать самых разных духов. К примеру, в 1852 году священники англиканской церкви массово отринули свои предубеждения по поводу существования злых духов и назвали спиритистов одержимыми.

Папа Лев XIII
Папа Лев XIII

Возрождение интереса к экзорцизму ещё сильнее сказалось на католицизме. В 1878 году новым Папой римским избрали Льва XIII, а он захотел сплотить церковь под угрозой какого-нибудь внешнего врага. Вскоре понтифик нашёл такого противника и в 1884 году опубликовал энциклику «Род человеческий», с которой начал свою кампанию против масонов.

Он утверждал, что масонами руководят одержимые дьяволом евреи, которые строят козни против Святого Престола, а протестантизм — якобы один из их проектов. Против масонов нужно было бороться при помощи регулярных обрядов экзорцизма — причём каждый ритуал делался от лица всей католической церкви и был направлен против космического зла вообще.

По монастырям разослали печати с метками, по которым определялись одержимые. В 1890 году Лев XIII весомо дополнил список молитв для экзорцизма.

Лео Таксиль
Лео Таксиль

Самое анекдотичное в этой ситуации, что информацию обо всех дьявольских обрядах, которые будто бы проводили масоны, Лев XIII почерпнул из рассказов Лео Таксиля. Этот французский журналист активно критиковал церковь, но в 1895 году внезапно для всех покаялся и задался целью раскрыть мировой сатанинский заговор масонов. Он сочинил много самых абсурдных историй про них и даже возглавлял антимасонские конференции. Всё, что он писал, Папа римский вместе со своими кардиналами принимали за чистую монету.

Когда в 1897 году Лео Таксиль публично объявил о том, что это всё был розыгрыш, призванный показать глупость церковников, Лев XIII ужасно разозлился и предал журналиста анафеме.

Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренности его, поясница его, пах его с прилегающими частями, бедра его, колени его, ноги его, ногти его. Да будет он проклят во всех суставах, членов его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног […] Аминь. Да будет так, да будет так. Аминь.

отрывок текста отлучения Лео Таксиля от церкви за авторством Льва XIII.

Несмотря на то, что Лев XIII приказал втайне ото всех отозвать печати с дьявольским клеймом, он всё равно не отказался от своего мнения о пользе экзорцизма. Некоторые церковники и вовсе продолжали верить в россказни Таксиля.

Эта история прекрасно показывает то, какие дремучие нравы царили в те времена в католической церкви — причём в последующие десятилетия ситуация если и улучшалась, то очень медленно. Изгнания демонов проводились регулярно, Святой Престол это одобрял. Папа Пий X даже поддерживал Годфри Рауперта, совмещавшего богословие с парапсихологией, который называл главным признаком одержимости отрицание святынь.

С 1962 по 1965 год католики провели Второй Ватиканский собор — он сильно либерализовал церковь и ударил по экзорцизму, к которому теперь относились с неприятием. Многие богословы посчитали изгнания дьявола древним суеверием, от которого следовало избавиться. И хотя экзорцизм не запретили, с тех пор демонов из людей гнали всё реже и реже. Это был закат экзорцизма.

-26

Но уже в 1973 году всё изменилось, а экзорцизм пережил новый бум популярности. Всё из-за того, что в прокат вышел «Изгоняющий дьявола».

Режиссёр Уильям Фридкин снял этот фильм под большим впечатлением от реальной истории 1949 года про изгнание дьявола из маленького мальчика, которого журналисты звали то Роландом Доу, то Робби Мангеймом. Многие детали обряда перекочевали в фильм непосредственно из реальной истории, из-за чего картина неплохо передавала общую атмосферу экзорцизма.

Если одержимость мальчика, как посчитали многие специалисты, была притворной, то в фильме священники боролись с реальным демоном Пазузу. Который, правда, в мифологии народов Междуречья, наоборот, помогал людям бороться со злыми духами.

Да, в кино и до «Изгоняющего дьявола» показывали обряды экзорцистов — например, в «Матери Иоанны от ангелов» 1961 года. Но фильм Фридкина стал одной из самых кассовых картин своего времени. И при этом он сильно понравился критикам: достаточно сказать, что это первый хоррор, который номинировался на главный «Оскар».

Ошеломляющий успех «Изгоняющего дьявола» открыл поток очень похожих друг на друга фильмов ужасов про экзорцистов и одержимых, который не прекращается до сих пор.

Причина такой выдержки кроется в нескольких вещах. Это, как правило, очень камерные фильмы, которые легко снимать. Изгнание дьявола — предельно ясный сюжет, в нём понятны причины всех действий, много опасностей и весомая ставка — жизнь и сама душа одержимого. Такой вид хорроров одновременно показывает физическую угрозу со стороны могучего одержимого, так и духовную от незримого демона.

Фильмы про нечистую силу удовлетворят запросы той части аудитории, которая жаждет прикоснуться хотя бы через кино к чему-то мистическому. А одержимость и последующее изгнание дьявола легко трактуется как то, что с любой проблемой (которую тут символизирует демон) можно справиться.

Хотя эти истории можно интерпретировать и как то, что в конце концов восторжествует консерватизм и всё реально вернуть на круги своя. Такой подтекст особенно легко заметить, если в роли одержимых выступают дети, а взгляд на беснования идёт со стороны других персонажей. В такой ситуации демонов можно рассматривать как метафору полового созревания, а изгнание дьявола — как подсознательное желание родителей, чтобы их ребёнок остался прежним.

Из-за популярности «Изгоняющего дьявола» резко подскочил спрос на экзорцизм. Неопятидесятники тут же включили элементы экзорцизма в свои обряды. Англиканская церковь открыла службу по изгнанию демонов. В харизматическом христианстве начали изгонять бесов при помощи молитв и наложения рук. Протестантские священники быстро превратили экзорцизм в прибыльный бизнес, своего рода шоу для верующих. На Кавказе пошла мода на изгнание джиннов.

В Африке и Латинской Америке христианские практики экзорцизма слились с местными верованиями и суевериями, что только усилило популярность изгнаний бесов. В Мозамбике священники из церкви Сиона обвязывали одержимых специальной верёвкой тичакачакой, в которой заключена божественная сила, чтобы помучить демонов. В эфиопской православной церкви проводили массовые обряды экзорцизма: при этом в одной руке у экзорциста был шланг, из которого он поливал всех освящённой водой, а в другой — крест, который священник подносил ко лбу каждого встречного.

Габриэле Аморт
Габриэле Аморт

В такой ситуации Святой Престол отказался от своих планов борьбы с экзористами и начал их поддерживать, чтобы воспользоваться истерией и пропагандировать таким образом христианство. Священник Габриэле Аморт превратился в суперзвезду экзорцизма: он утверждал, что провёл 160 000 обрядов изгнания дьявола в ходе своего служения.

Ритуалы всё сильнее стремились сделать похожим на то, что видели зрители в кино. Тот же Габриэле Аморт назвал «Изгоняющего дьявола» главным источником своего вдохновения. А многие фильмы стремились показать то, что делали современные священники во время обряда. Получилась парадоксальная ситуация: кино копировало реальные обряды, которые копировали кино. Новые одержимые вели себя так же, как персонажи фильмов об одержимых, которых теперь списывали с новых одержимых.

Экзорцизм настолько сильно превратился в шоу, что в 1991 году американский канал ABC провёл первый в истории прямой эфир ритуала экзорцизма. Одержимая девушка во всём, кроме совсем уж сверхъестественных деталей, копировала поведение героини «Изгоняющего дьявола». Правда экзорцисту не удалось ей помочь и она отправилась в психиатрическую лечебницу.

К концу 90-х церковь решила осовременить обряд экзорцизма. В 1999 году Святой Престол впервые с Тридентского собора изменил правила проведения обрядов экзорцизма, которые к тому же перевели с латыни на все основные языки мира.

А с 2005 года в Ватикане раз в несколько лет проводятся масштабные курсы для новоиспечённых экзорцистов, где изучаются теологические, психологические и антропологические аспекты экзорцизма, что призвано внести ещё больше цивилизованности в процесс изгнания дьявола.

Вот только такие изменения со стороны официальной церкви ничего не могут сделать с теми, кто занимается экзорцизмом, так сказать, «неофициально», отчего до сих случаются ужасные истории. Так в январе этого года в Панаме члены секты «Новый свет бога» в ходе обряда экзорцизма убили девушку, беременную женщину и пятерых детей — те так и не раскаялись в своих грехах, что требовалось для успеха ритуала.

А сейчас я расскажу о самых громких случаях смерти в ходе ритуала, по моему личному мнению, это те примеры, когда религия и суеверия напрямую виновны в смерти людей.

Аннелиза Михель

-28

Анна Элизабет Михель, больше известная как Аннелиза, погибла от рук экзорциста 1 июля 1976 года. Ей было всего 23 года.

Аннелиза родилась в семье Йозефа и Анны Михель, глубоко верующих и очень религиозных католиков. Три сестры Йозефа были монахинями, и ему самому пророчили карьеру священнослужителя, но он предпочел стать плотником. У Анны была внебрачная дочь по имени Марта, которая в детском возрасте скончалась от рака. Тем не менее мать Аннелизы так стыдилась незаконнорожденной дочери, что даже на собственной свадьбе была в черной вуали.

Маленькая Аннелиза воспитывалась в строгости, несмотря на то что девочка была слабым и болезненным ребенком. Впрочем, сама Аннелиза с удовольствием принимала подобное воспитание: пока другие подростки бунтовали, она исправно посещала мессу дважды в неделю и регулярно молилась за своих заблудших ровесников. Проблемы девочки начались только в 1968 году, когда Аннелизе уже исполнилось 16 лет.

Однажды Аннелиза прикусила язык из-за странного спазма, который вдруг сковал ее тело. Через год подобные приступы стали регулярными: девушка внезапно теряла возможность просто пошевелиться, чувствовала тяжесть в груди, у нее начались проблемы с речью и артикуляцией — порой она даже не могла позвать на помощь кого-то из близких. Родители немедленно отправили дочь в больницу, где ей сделали электроэнцефалограмму. Обследование не выявило никаких изменений в мозгу Аннелизы, но врачи тем не менее диагностировали височную эпилепсию, а в феврале 1970 года девушка была госпитализирована в клинику с диагнозом «туберкулез». Там, в больнице, и случился серьезный припадок. Врачи пытались купировать его противосудорожными препаратами, но они по какой-то причине не действовали. Сама же Аннелиза утверждала, что видит перед собой «лицо дьявола». Врачи назначили девушке препарат, использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Но он тоже не сработал: девушка впала в депрессию, во время молитв у нее начались галлюцинации, а так же она слышала голоса, которые обещали ей, что она будет «гнить в аду».

Аннелизу перевели в психиатрическое отделение, но лечение ей не помогло. Тогда девушка решила, что одержима дьяволом. Выписавшись из больницы, девушка совершила паломничество в Сан-Джорджо-Пьячентино с подругой семьи Теой Хайн. Хайн подтвердила опасения Аннелизы насчет одержимости: Аннелиза отказалась прикасаться к распятию и пить воду из святого источника, и потому Хайн убедила девушку в том, что в ней действительно «сидит дьявол». Вернувшись домой, Аннелиза рассказала об этом семье. Вместе они принялись искать священника, который провел бы обряд экзорцизма.

Несколько священников отказали семье Михель в этом, объяснив, что для такого обряда, во-первых, требуется разрешение епископа, а во-вторых, полная уверенность в одержимости больного. Аннелиза же между приступами психического расстройства вела совершенно нормальную жизнь обычной девушки — с поправкой на повышенную религиозность. Но ее состояние неуклонно ухудшалось.

В какой-то момент приступы расстройства Аннелизы стали по-настоящему пугающими: она разрывала на себе одежду, ела насекомых, мочилась на пол и слизывала мочу, однажды откусила голову птице. В припадке девушка вдруг начинала говорить на разных языках и называть себя Люцифером, Каином, Иудой, Нероном, Адольфом Гитлером и другими именами. Периодически «демоны» внутри нее начинали ругаться между собой — на разные голоса. Врачи назначили Аннелизе другой препарат, но и он не помог. Позже исследователи этого случая пришли к выводу, что дозировка была недостаточной для такого серьезного расстройства. Тогдашняя психиатрия в принципе не могла вылечить Аннелизу, но могла ей помочь: расстройство можно было контролировать. Но Аннелиза отказалась от лечения, а ее семья не настояла на нем. Вместо этого они начали искать экзорциста.

Священник по имени Эрнст Альт был первым, кто откликнулся на просьбу Аннелизы избавить ее от одержимости. Он писал девушке, что она не похожа на больную эпилепсией и он постарается найти возможность избавить ее от одержимости. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль позволил Альту и другому священнику Вильгельму Ренцу провести обряд. 24 сентября это случилось впервые. После первого обряда Аннелиза перестала принимать лекарства и посещать врачей. Она полностью доверилась экзорцизму.

За 10 месяцев священники провели 67 обрядов изгнания дьявола. Раз или два в неделю Аннелизу ждал очередной обряд, некоторые из них длились до 4 часов. 42 обряда были запечатлены на камеру, и потом эти записи использовались в качестве доказательств в суде.

Утром 1 июля 1976 года Аннелизу обнаружили мертвой в постели. Когда Альту сообщили об этом, он сказал её родителям: «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего».

На момент смерти Аннелиза весила около 30 килограммов при росте 166 сантиметров. Все ее тело было в синяках и незаживающих ранах, связки были разорваны, а суставы изуродованы от постоянных коленопреклонений. Аннелиза уже не могла самостоятельно передвигаться, но тем не менее даже в ночь перед смертью ее привязали к кровати. Это приходилось делать, чтобы девушка сама не наносила себе увечий. Вскрытие показало, что Аннелиза была страшно истощена и больна пневмонией, которая, по всей вероятности, ее и убила.

Формально Аннелиза скончалась не от обряда экзорцизма. Но до этого состояния ее довели именно обряды - вкупе с отсутствием медикаментозной терапии, необходимой при психическом расстройстве.

Судебный процесс по этому делу начался через 2 года, в 1978 году. Альту, Ренцу и родителям Михель были предъявлены обвинения в преступном бездействии, которое привело к причинению смерти по неосторожности. Все обвиняемые были признаны виновными. Им было назначено наказание в виде шести месяцев тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

Именно по этому члучаю снят фильм «Шесть демонов Эмили Роуз».

Александра Кошимбетова

-29

Эта страшная история случилась совсем недавно, в 2011 году. Жители Воронежской области, супруги Елена Антонова и Сергей Кошимбетов, убили собственную 26-летнюю дочь Александру, проводя обряд «изгнания дьявола».

Мать Александры Елена страдала психическим расстройством и при этом была очень религиозна. Она не раз сообщала окружающим, что «послана на землю богом для особой миссии». В какой-то момент ей показалось, что ее дочь одержима дьяволом. При этом женщина верила, что дьявол пришел к ее дочери в образе мужа, и теперь Александра влюблена в «нечистую силу». Отец Александры Сергей сразу же поверил своей жене.

Из показаний Сергея Кошимбетова: «Я ее положил. Мне давали бокал воды. Она руками все это отбрыкивала. Лена говорит: ты чего, не можешь справиться, что ли, с ней? Воды только залей, она успокоится». Из показаний Елены Антоновой: «Я стала кусать живот, потом он мне говорит: схвати за пупок ее. Я схватила пупок и держала, я не должна была его отпустить».

Сергей и Елена заставили дочь «выпить» около пяти литров воды. Мать, все это время продолжавшая истязать дочь, голыми руками вырвала у дочери часть кишечника. И даже после этого родители не успокоились: они продолжили избивать Александру и прыгать на ее израненном теле. В результате девушка скончалась от множественных переломов ребер и массивного внутреннего кровотечения.

«Освобожденное от нечистой силы» тело родители уложили в собственную кровать. При этом в квартире, помимо них, находились бабушка Александры и их младшая тринадцатилетняя дочь. Бабушке и внучке супруги сказали, что все в полном порядке и девушка воскреснет через три дня. Только тогда бабушка решилась вызвать полицию. До этого, по ее словам, она опасалась вмешиваться, потому что жертвами сумасшедших супругов могли стать и младшая внучка, и она сама.

В суд Елена Антонова явилась с Библией и сразу же начала проповедовать. Женщина заявила, что она — богоизбранная, и попыталась найти доказательства этого в Библии. Свою вину женщина отрицала и заявляла, что поступила абсолютно правильно. Ее муж придерживался той же точки зрения. По их мнению, дочь они не убивали, а просто освободили от одержимости. Родители уверяли всех, что Александра скоро воскреснет.

Экспертиза признала обоих супругов невменяемыми. Диагноз — тяжелая форма шизофрении. Оба приговорены к принудительному лечению.

Марика Ирина Корнич

-30

В 2005 году настоятель румынского православного монастыря, 31-летний священник Даниел Петру Корогеану убил свою душевнобольную прихожанку. Своей вины на суде священник не признал и раскаявшимся не выглядел.

23-летняя Марика Ирина Корнич выросла в детском доме, а в монастырь попала всего за три месяца до своей гибели. Девушка страдала шизофренией, и потому священник счел ее одержимой дьяволом. Чтобы спасти несчастную «жертву нечистой силы», священник решил провести обряд экзорцизма. Для этого он приковал ее к кресту, заткнул рот кляпом, чтобы она «не призывала дьявола своими криками», и запер в подвале на три дня без еды, питья и света. На исходе третьих суток какая-то монахиня не выдержала и вызвала полицию. Врачи, прибывшие в монастырь в сопровождении полицейских, обнаружили девушку уже мертвой. Юная послушница скончалась от обезвоживания и удушья.

Церковь осудила действия священника и отстранила его от должности настоятеля. Арестован отец Даниел был лишь месяц спустя после гибели девушки. На вопрос следователей о том, подозревал ли он, что послушница могла быть не одержимой, а страдающей ментальным расстройством, священник ответил: «Дьявол не может быть изгнан из человека при помощи таблеток».

Священник и монахини, которые помогали ему проводить обряд экзорцизма, отвечали на вопросы следователей в течение 11 часов. Суд признал всех виновными в убийстве с отягчающими обстоятельствами. Даниел Корогеану был приговорен к 14 годам тюремного заключения.

Джанет Мозес

-31

22-летняя Джанет из Новой Зеландии погибла во время традиционного обряда народа маори, который провели члены ее семьи. Родственники, убежденные в том, что Джанет одержима дьяволом, решили провести «церемонию» в доме ее бабушки и дедушки. Всего в обряде участвовало около 30 человек. Несколько часов родственники жестоко истязали девушку, в частности, они пытались высосать глаза Джанет, полагая, что это избавит ее от проклятия. Во время обряда пострадала еще одна девушка, 14-летняя родственница Джанет. Но она, к счастью, выжила. А Джанет скончалась после того, как ей в горло начали заливать воду, чтобы таким образом «изгнать дьявола». Девушка захлебнулась.

Перед судом предстали девять членов семьи Мозес. Все они уверяли, что не желали убивать девушку, а, напротив, пытались ее спасти.

Жертва, имя которой не названо

Последняя известная жертва экзорцистов скончалась около полугода назад, в феврале 2017 года. Пастор из Никарагуа Хуан Грегорио Роча Ромеро вместе с тремя пособниками заживо сжег 25-летнюю женщину, объявив ее одержимой дьяволом. Когда на место преступления прибыли врачи и полицейские, несчастная была еще жива. Медики диагностировали ожоги 80% тела. Несмотря на усилия врачей, девушка скончалась.

Пастор был приговорен к 30 годам тюрьмы. Трое его пособников, среди которых была одна женщина, приговорены к такому же сроку каждый.

Я не часто становлюсь на сторону закона и тут тоже не согласна в большинстве случаев. По моему мнению это слишком мягкие наказания за убийства людей, умышленные или нет, но по большей части эти люди были либо больны и нуждались в лечении, либо были полностью здоровы и просто не выписывались в образ «нормальности» для людей, которые их окружали. Возможно, которые сами нуждались в лечении.

Гиппократ одним из первых предположил, что заболевания вызваны не одержимостью, а какими-то физиологическими проблемами. Асклепиад и Цицерон заявляли, что такие недуги, как депрессия, вызваны эмоциями. Но уже во втором веке нашей эры Цельс заявлял, что болезни — это божественное наказание.

Только в Новом времени на официальном уровне отказались от идеи того, что болезни вызваны одержимостями. В 1838 году французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль назвал какодемономанией чрезвычайную увлечённость идеей того, что человек одержим демонами. Термин прижился надолго, так что ещё в 1923 году Зигмунд Фрейд считал, что у больных какодемономанией демоны — результат подавления желаний.

Сейчас в психиатрии нет таких терминов, как какодемономания и демономания. То, что в древности (а кое где и до сих пор) принимали за одержимость, на самом деле могло быть одним из психических или неврологических расстройств. Хотя жертвой экзорцистов мог стать вообще любой.

При шизофрении человеку могут чудиться демоны, которые ему что-то нашёптывают. При эпилепсии случаются судороги, сопровождаемые ощущением, что кто-то чужой управляет твоим телом, случаются краткие помрачения сознания, во время которых приходят бредовые идеи. При биполярном расстройстве человек резко меняет своё поведение.

При расщеплении личности появляются посторонние голоса в голове. Люди с синдромом Туретта в некоторых случаях неожиданно начинают неконтролируемо ругаться или как-то странно двигаться. Во время приступов некоторых расстройств у больного случается гипертонус мышц, из-за чего человек принимает неестественные позы, у него появляется гиперчувствительность к свету, брызгам воды. Люди в изменённом состоянии сознания часто демонстрировали чрезмерную силу.

Всё это накладывается на образы из мировой культуры, из-за чего многие галлюцинации приобретают такие знакомые нам черты демонов. Окружающие часто сами заставляли человека верить в то, что у него одержимость. Многие и вовсе просто притворялись одержимыми по той или иной причине. Ну а часть случаев борьбы с демонами — и вовсе полная выдумка.

И хотя порой срабатывал лечебный эффект плацебо, успехи экзорцизма — полная случайность. Демоны существуют лишь в воображении людей. А придумали их для того, чтобы объяснить, почему этот мир, который задумывался идеальным, полнится грехами и болезнями.

Павел Тугаринов
Павел Тугаринов

Научный сотрудник Государственного музея истории религии Павел Тугаринов рассказал о том, как наука относится к понятию «одержимость дьяволом», то и дело мелькающему в религиозной среде. Он заявил, что, даже если рассматривать религиозные темы исключительно в практической плоскости, остаются вопросы, которые невозможно сразу разрешить.

«Наука это определяет очень просто: это может быть эпилептический припадок, обцессивно-компульсивный синдром, расстройство личности. Но есть определенные нюансы: когда мы говорим о научном подходе к изучению человеческой души и к работе с болезнями души, все не просто. Наука не может четко разграничить, где начинается одна болезнь, а где другая. И тут нет никаких конкретных решений», - прокомментировал ученый.

По словам Тугаринова, это продиктовано тем, что издревле как одержимость воспринимали самые разные и в целом привычные человечеству болезни, такие как эпилепсия, шизофрения и даже обычная икота.

«Причем это один из самых распространенных “демонов”, которые вселяются в человека. Считалось, что его насылает какой-то злой маг. И это не та икота, когда съели что-то не то. Считалось, что икота - это особая сущность, которая живет в людях, потихонечку вызревает и начинает жить своей жизнью», - рассказал ученый.