Откройте для себя удивительные связи между обонянием и развитием мозга! Как тренировка обонятельной системы помогает улучшить когнитивные функции и почему это важно не только для пожилых людей, но и для детей?
Часть 1. Зачем нужно обоняние?
Все знают, что у нас есть пять чувств — слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Сюда можно добавить проприорецепцию как глубинную чувствительность, а кто-то может вспомнить и про интуицию, которая на деле является совокупностью неосознаваемого опыта, сообразительности и умения на них ориентироваться. Вряд ли кто-то сомневается, что хорошо владеть всеми этими чувствами — норма жизни. Но когда у людей спрашивают, что же нужно развивать у детей, все обычно называют зрительное и слуховое восприятие, изредка кто-то упомянет и тактильную чувствительность.
Со зрением всё понятно — 80% информации мы получаем через глаза, поэтому очевидно, что зрительное восприятие у нас должно быть хорошим. Мы предъявляем детям картинки, учим складывать пазлы, сортировать по цветам и рисовать, всячески развивая зрительную сферу. Со слуховым восприятием работа тоже идёт — например, на музыке и логоритмике, да и просто на уроках в школе при определении звукового состава слов. Для развития проприорецепции мы отдаём детей в бассейн, на танцы или в спортивные клубы, также дети регулярно посещают физкультуру в школе и в саду. С тактильной чувствительностью занимаются уже гораздо реже, обычно только если с ней что-то не так, но тем не менее, педагоги общего развития нет-нет да дадут детям задания на определение предметов на ощупь (та же игра в волшебный мешочек, например) или на сличение текстур, да и при развитии мелкой моторики тактильная чувствительность сильно задействована.
Но почему-то никто не вспоминает про обоняние и вкус. И если с упоминанием вкусовых качеств ребёнок ещё достаточно часто сталкивается в обычной жизни — например, родители, давая конфету, спрашивают, как она, и сами подсказывают — сладкая или кислая, то про запахи не говорит почти никто. Максимум, какое разделение получает ребёнок, — это вкусно пахнет или невкусно.
А ведь для нашей жизни обоняние и вкус тоже очень важны!
Многие из вас, думаю, переболели ковидом с сопутствующим ему исчезновением (аносмией) или изменением запахов. Понравилось вам это или нет, но наверняка ваша жизнь в этот момент изменилась. Мой парень, например, всякий раз принимался причитать, что чай теперь невкусный, так как он стал весь одинаково горьким, и он, дескать, больше не может его пить. Я к неприятным запахам брезглива до тошноты, и с их угасанием количество действий, которые я могла относительно спокойно делать, значительно увеличилось, так что внезапной аносмии я была скорее даже рада. Правда, я больше не знала, пахнут ли мои руки чем-нибудь после того, как их испачкать, поэтому мне приходилось мыть их чаще и больше - просто на всякий случай. А изменение запахов, когда люди надолго переставали есть мясо или молочные продукты, так как теперь они все казались им испорченными!.. Это же серьёзно нарушает рацион и доставляет дискомфорт - людям приходилось отказываться от любимых блюд. Так что независимо от вашего отношения к исчезновению запахов, вряд ли вы будете спорить, что без них жизнь изменилась. Думаю, до этого вы даже не предполагали, насколько большую роль в вашей жизни играют запахи.
Между тем, обонянием мы пользуемся постоянно.
Мы определяем свежесть еды, реагируем на запах гари, наслаждаемся ароматом цветов и подбираем себе духи. Есть даже эксперименты, показывающие, как сильно наличие запахов влияет на восприятие вкусов - люди с зажатым носом гораздо сильнее ошибаются в определении продукта на вкус (например, желе из различных фруктов), нежели в нормальных условиях. На ком-то это работает в большей, на ком-то в меньшей степени - вы можете проверить это на себе. Этой связкой «запах-вкус» объясняется и то, почему при аносмии для моего парня весь чай стал невкусным - он больше ориентировался на его аромат. Вообще же здоровые обоняние и вкус для нас - жизненно важные функции. Некоторые неприятные запахи (дым, газ, разложение) вызывают у нас ориентировочный рефлекс, игнорировать который опасно. Так, если мы почувствовали запах гари, мы обычно встаём и ищем источник, потому что если мы это не сделаем, то есть риск просто сгореть заживо. Со вкусом дело обстоит сходным образом - горечь или чрезмерная кислота и солёность вызывают рвотный рефлекс, так как имеющие их продукты могут быть опасны, и наш организм просто-напросто отказывается поглощать то, что может оказаться отравой.
Таким образом, без хорошо развитого, нормально функционирующего восприятия во всех его сферах (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) наша жизнь мало того, что становится неполной, так ещё и подвергается опасности.
Так почему же мы пускаем на самотёк развитие этих функций у детей?
Часть 2. Как устроено обоняние
Основная обонятельная система
Обоняние - очень древняя функция. Ещё не было зрения и слуха, ещё не было и вкуса в полной мере, а обоняние уже существовало. Думаю, правильным будет даже сказать, что обоняние - это древнейший вид восприятия. Оно есть у всех и каждого животного. У существа может не быть даже носа, но схема реакций, сходная с таковой у обонятельной системы, у него есть обязательно. Даже у растений есть восприятие, по принципу своему не отличающееся от нашего обоняния. Этот принцип прост - организм распознаёт мельчайшие частицы вещества в окружающей среде, определяет, что это такое, и соответствующим образом реагирует. Вот, в целом, и всё, что нам нужно, чтобы различать ароматы. Однако, очевидно, что в процессе эволюции эта система тоже развивалась и усложнялась.
Обонятельная система млекопитающих (в том числе и нас с вами) состоит из двух частей - основной и дополнительной. Их строение во многом схоже, отличаются лишь вещества, на которые они реагируют.
Основная система начинается с обонятельного эпителия, расположенного в носовой полости. Рецепторные клетки этого эпителия улавливают находящиеся в воздухе летучие химические вещества, причём эти клетки специфичны - каждый рецептор реагирует лишь на определённый тип веществ и игнорирует все остальные. Чем больше рецепторов среагировало, тем сильнее запах, который мы чувствуем.
Далее информация, полученная от рецепторов, по обонятельному нерву (I пара черепно-мозговых нервов) отправляется в обонятельную луковицу - первичный центр обоняния в головном мозге. Их у нас две, по одной с каждой стороны, и они, как и вся обонятельная система, представляют собой очень древнее образование; клетки луковиц во многом не дифференцированны. Поэтому информация из обонятельных луковиц нуждается во вторичной и третичной обработке и для этого отправляется в другие подкорковые (гипоталамус, лимбическая система и ретикулярная формация) и корковые структуры головного мозга.
Так устроена основная обонятельная система. Она очень развита, например, у собак. Мы пользуемся ею не с таким усердием, но для нас она тоже очень важна, ведь, как видно, она имеет связи почти со всеми структурами в головном мозге.
Вторичная обонятельная система
Однако у нас есть ещё и вторая обонятельная система, о существовании которой мало кто подозревает. Связана она с восприятием феромонов.
Она начинается с якобсонова (или вомероназального) органа, имеющего выход в полость рта. Клетки эпителия якобсонова органа реагируют только на феромоны, специфичные виду носителя, и игнорируют все остальные. Получаемая ими информация передаётся через терминальный нерв (0 пара черепно-мозговых нервов) в миндалину и гипоталамус - структуры лимбической системы. Якобсонов орган не имеет связи с корой больших полушарий головного мозга, но всё равно оказывает значительное влияние на наше поведение - в частности, миндалины отвечают за запуск паттернов «бей/беги» в ситуациях опасности, а гипоталамус тесно связан с половым поведением. Поэтому вторичную обонятельную систему также нельзя игнорировать.
Кроме полового поведения, эта система также обеспечивает определение «свой/чужой». Как известно, животные в природе часто делятся на группы/прайды/стаи/своры и так далее. В одной такой группе, особенно у грызунов, могут быть тысячи особей, и естественно, что они не могут все знать друг друга «в лицо». А взаимодействовать между собой как-то надо. Поэтому животным в определении «своих» и «чужих» помогает как раз якобсонов орган - члены одной стаи имеют общий запах, благодаря которому и держатся вместе. Эта система работает безотказно.
В одном из экспериментов крысу из одной стаи поместили в клетке в другую стаю. Она напрямую с ними не контактировала (клетка мешала), но воздух циркулировал свободно. Через несколько дней испытуемую крысу вернули обратно в родную стаю, и… сородичи её не приняли! За несколько дней она настолько пропахлась другим запахом, что теперь определённо распознавалась как чужак! И они нападали и прогоняли её, а бедная крыса даже не понимала, за что, и всё равно тянулась к ним - ведь для неё-то они пахли как свои! Зато если эту крысу снова поместить в чужую стаю, рядом с которой она была в клетке, то те её примут, так как теперь она пахнет как они. Вот только сама крыса будет думать, что вокруг одни враги. Воистину, свой среди чужих, чужой среди своих…
У человека вомероназальный (он же якобсонов) орган значительно редуцирован. Но это не значит, что второй обонятельной системы у нас нет. Есть! И якобсонов орган есть, пусть и не у всех он полноценно работает и сообщается с полостью рта, и терминальный нерв есть, и лимбикокомплекс у нас тем более есть! А значит, и информацию от вторичной обонятельной системы мы получаем. И принимаем решения, ориентируясь на неё, просто не осознаём это.
Так, стриптизёрши в период овуляции получают больше чаевых. (Не верите? Вот вам статья! Живите теперь с этой информацией.) Наоборот это тоже работает - наверняка же с вами бывало так, что вам просто не понравился какой-то человек и вы никак не можете обьяснить, почему. Так вот, это скорей всего феромоны так сработали. Они не требуют рационального объяснения и не надо им противостоять - организм нас предупреждает и защищает: это не ваш человек, поищите другого.
У детей эта система тоже есть, и ориентируются на неё они даже немного больше, чем мы, взрослые. В детском возрасте кора головного мозга ещё не так сильна и частенько не может перебороть сигналы подкорки. Ребёнок весь во власти лимбической системы. И когда вы пытаетесь насильно заставить его подружиться или полюбить кого-то, возможно, вы просто переламываете весь его организм. Оставьте ему право на отказ от взаимодействия с теми, кто ему не нравится.
Часть 3. Как обоняние развивает мозг?
Как мы с вами выяснили, обонятельная система имеет связи почти со всем головным мозгом, поэтому когда мы её задействуем, мы в некоторой степени тренируем наш мозг в целом. В нашем организме вообще всё взаимосвязано, и улучшение одной функции неизбежно влечёт за собой и развитие другой. Однако это, конечно, не означает, что мы можем ограничиться только тренировкой обоняния или слуха, например. Гармоничное развитие лучше всего. Да, во взрослом возрасте мы уже можем уйти в определённую специализацию, однако в детстве нужно развивать всё в комплексе. Это способствует оптимальному росту нервных волокон во всём головном мозге, из-за чего мы начинаем думать быстрее и гибче. Да и вообще - вы же хотите, чтобы у вашего ребёнка при выборе профессии был широкий спектр возможностей? Вдруг он парфюмером решит стать? Сложно ему будет, если в детстве его обоняние проигнорировали!
Но и во взрослом возрасте тренировка обоняния может быть полезной. Несколько лет назад группа авторов провела систематический обзор статей, посвящённых развитию обоняния у взрослых. В основном испытуемые были пожилыми людьми или лицами с аносмией. Результаты оказались поразительными. Умеренная тренировка обоняния способствовала развитию общих когнитивных функций у пожилых или, по крайней мере, отсутствию когнитивного снижения у лиц с дегенеративными заболеваниями, такими, например, как болезнь Альцгеймера. Имейте в виду, что отсутствие деградации высших психических функций (ВПФ) на подобной выборке - это отличный результат, все современные лекарства и методики при деменции направлены на замедление регресса, а не на улучшение состояния. Среди ВПФ в работах исследовались память, внимание, речевые навыки и, конечно же, обоняние - то есть на первый взгляд совершенно не связанные между собой функции. Однако здоровые испытуемые показали улучшение всех этих функций! Эти результаты открывают для нас новые возможности для развития и нейропсихологической коррекции ВПФ.
Но дети - не пожилые люди, можете сказать вы. Разве мы можем быть уверены, что всё то же самое сработает и на детях?
Сомнения вполне резонны, так как подобных исследований на детях практически не проводили. Но мозг у нас с вами у всех одинаков. Ничего кардинально нового с возрастом в нём не появляется, и все прежние механизмы продолжают действовать. Кроме того, у детского мозга пластичность выше, а дифференциация - меньше. Это означает, что детский мозг лучше приспосабливается к изменяющимся условиям, а каждое событие задействует чуть больше структур, чем у взрослых. Поэтому, думаю, я не ошибусь, если предположу, что тренировка обоняния у детей будет давать даже больший эффект, чем у пожилых. Почему бы не попробовать?
Кто-то, может быть, даже вспомнит, что раньше в детских садах обоняние всё же развивали. По крайней мере меня в саду учили определять по запаху, что лежит в закрытых непрозрачных колбочках с дырочками (вроде перечниц или солонок). Надпись, что же именно находится внутри, находилась снизу на донышке, поэтому понюхав, свою догадку всегда можно было проверить. У нас даже соревнования по этому проводились! И колбочек было много - штук десять. Я помню, как это было весело и увлекательно! К сожалению, насколько мне известно, сейчас в садах такого делают. Боятся аллергий, наверное, да и времени это требует много. А жаль. Ведь это самый лучший способ развить обоняние. И вы можете сделать своему ребёнку такую игру дома тоже.
Но даже если у вас нет времени и сил организовывать все эти колбочки дома, вы всегда можете просто стимулировать обоняние ребёнка, и это тоже будет очень хорошо. Наполняйте свою комнату запахами и меняйте их периодически. В один день нарежьте апельсин и поставьте его в тарелочке на стол, где вы занимаетесь, завтра - порежьте туда мяту, а послезавтра - насыпьте корицу. Можно использовать аромадиффузоры или лампы. На что фантазии хватит! И главное - не забывайте обсуждать со своим ребёнком, чем же именно сейчас пахнет и как сильно.
И пусть с вашим обонянием всё будет в порядке!