Найти в Дзене

Диагностика по Мак-Вильямс, глава 1.

Начинаю ряд заметок, посвященных моему прочтению книги Ненси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психодиагностика». Вообще не претендую на то, чтобы мое изложение материала могло быть использовано с познавательной точки зрения – это моя попытка осознать, уложить в голове и потом использовать знания по этой теме. Если кому-то будет полезно – буду рада, но рекомендую каждому читать оригинал. Лично мне просто прочитать – с первого раза не дало ощутимого результата, поэтому решила пересказывать то, что прочитаю).

Глава 1. Зачем нужна диагностика.

Книга, посвященная диагностике, начинается с фразы «Для многих людей, включая некоторых терапевтов, слово «диагноз» является неприличным».

Это воспринимается как некий «ярлык» на человеке, который относит его в категорию больного или психа – со всеми вытекающими.

От себя могу добавить, что это не только в психологии так – многие серьезные диагнозы сложно воспринимаются средне-статистическим человеком. Например, при онкологии так. Я сотрудничаю с фондом Онкологика в качестве волонтера – и слушаю истории людей, которые столкнулись с этим заболеваниям. Часто – «друзья» отворачиваются и перестают общаться, человека начинают сторониться.

Однако – чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем больше у человека шансов на выздоровление и качественную жизнь. И в психологии это стоит воспринимать именно так: зная особенности человека, мы лучше знаем, как ему помочь.

Преимущества диагностических мероприятий по Мак-Вильямс:

1) Польза для планирования лечения

2) Прогностическая ценность

3) Вклад в защиту интересов потребителей услуг по охране психического здоровья

4) Ценная помощь терапевту в выражении эмпатии

5) Снижение вероятности, что некоторые боязливые люди покинут терапию.

Когда грамотная оценка состояния наиболее важна:

1) В начале терапии

2) В моменты кризисов и тупиковых ситуаций, когда переосмысления типа динамики может дать ключ к эффективным изменениям.

Ненси пишет о том, что целесообразно на первой встрече-знакомстве выяснить, готов ли человек идти в терапию, и в случае положительного решения, вторую полностью посвящать сбору анамнеза. Во-первых, чтобы лучше понимать вводные данные, во-вторых, потому что позже, когда с терапевтом будут установлены близкие отношения , клиент может стать менее откровенным и не рассказывать что-то стыдное и негативное.

-2

Пытаюсь это связать с моим опытом и представлением о том, что работать с человеком сложнее, пока нет доверия. Пока не связывается). Может быть, у нас менталитет разный у людей? Мне наоборот, рассказывают что-то более глубокое и сложное, после того, как начинают больше доверять.

Но соглашусь с тем, что действительно, чем больше информации есть о клиенте, тем лучше ему можно помочь. Думаю, возьму в работу более расширенное интервью.

Понравилась метафора того, как отдельные симптомы, указанные в классификаторах болезней (у Ненси это DSM) могут описать состояние человека: «как описание тональности, темпа и длительности музыкального произведения характеризуют саму музыку».

Диагноз не должен применяться вне рамок его практической пользы.

Люди намного сложнее, чем могут допустить самые содержательные категории.

Например, есть проявление манипуляции со стороны клиента. Если у него истерический склад личности – то его внутреннего ребенка нужно поддержать, а если психопатический – то иронично похвалить актерский талант.

Не менее важно различать пограничника при суицидальных попытках. Если в случае невротической организации с человеком нужно выяснять планы и средства (он действительно собирается это сделать), то пограничник таким заявлением отчаянно хочет обратить на себя внимание – и выяснение планов и средств может только подтолкнуть к реальному действию (до этого он хотел ограничиться словами). С суицидниками вообще все очень хрупко, очень надеюсь не столкнуться в практике с этим.

При хорошей диагностике есть понимание, что можно ожидать от клиента в процессе терапии, так как у разных типов проявление положительной динамики сильно отличается.

Ну и последнее, о чем скажу – что это хорошо с этической точки зрения – клиенту можно озвучить чего стоит ожидать, избежать пустых обещаний и не вводить в заблуждение. Клиенты обычно также этому благодарны. Кто готов идти в работу – идет, кто не готов – может с достоинством уйти и не искать волшебства в работе с психологом.