Найти тему
Точка ART

Ночи полчаса: писатели, поэты и художники о белых ночах Петербурга

Белые ночи принято считать одним из символов Санкт-Петербурга. Это волшебное время, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», можно застать в городе с последних чисел мая до начала июля. Издавна белые ночи являются источником вдохновения для многих поэтических и творческих умов. «Время влюбленности и мечтаний», воплощенное в стихах, прозе и живописи, — в обзоре журнала Точка ART.

Н.Б. Павлович «Белая ночь на Неве», 1953 © Частное собрание
Н.Б. Павлович «Белая ночь на Неве», 1953 © Частное собрание

Нина Берберова «Белая ночь»

Часы остановились.
Весы стоят. И ночь светлее дня.
Нет больше времени. Из моря и огня
Недвижно зарево зари. Молчанье
Вдоль этих берегов стоит, как тишина.
Нет больше времени. Висит луна
В небесном зеркале. И воздух ясен
И неподвижен. И весы стоят.
Нет груза лет, нет груза страшных бед,
И чайки улетают в поднебесье.
И равновесие. О, страшно равновесье,
Бесстрастье страшно сердцу моему.

А.К. Беггров «Петербургская биржа», 1891 © ГТГ
А.К. Беггров «Петербургская биржа», 1891 © ГТГ

Художник Александр Бенуа, тонко чувствующий особенность Петербурга, писал: «Белые ночи — сколько о них уже сказано и писано. Как ненавидели их те, кто не могли к ним привыкнуть, как страстно любили другие. Но нигде белые ночи так не властвовали над умами, не получали… такого содержания, такой насыщенности поэзией, как именно в Петербурге, как именно на водах Невы. Я думаю, что сам Пётр, основавший свой Петербург в мае, был зачарован какой-нибудь такой белой ночью, неизвестной средней полосе России».

Б.М. Кустодиев «Фонтанка у Калинкина моста», 1916 © Частное собрание
Б.М. Кустодиев «Фонтанка у Калинкина моста», 1916 © Частное собрание

О нежном, тревожном очаровании белых ночей писал Александр Куприн в рассказе «Белые ночи»: «Их странное томление начинается с восьми, девяти, одиннадцати часов вечера. Ждешь ночи, сумерек, но их нет. Занавески на окнах белые. Тянет на улицу». Но стоит только в белую ночь «сгорбившись, осторожно, крадучись» выйти на петербургскую улицу, как люди, точно в старинной сказке, лишаются тени. Белая ночь виделась писателю как некий портал, через который человек попадает в пропасть, в бездну. Исчезнут жители, но Петербург переживёт их. «И вот будут проходить дни и ночи… И по ночам будут стоять молча огромные дома, и церкви, и статуи с незрячими, устремлёнными вперед глазами, и музеи, и театры… И бессонный свет белых ночей будет таинственно ласкать бронзу и камень».

П.В. Еськов «Белая ночь. Крюков канал»
П.В. Еськов «Белая ночь. Крюков канал»

Константин Паустовский «Белая ночь»: «Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго».

Е.Е. Лансере Е. Е. «Петербург начала XVIII века», 1906 © ГРМ
Е.Е. Лансере Е. Е. «Петербург начала XVIII века», 1906 © ГРМ

Яков Полонский «Белая ночь»

Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой.
Без тени, без огней, над бледною Невой
Идет ночь белая — лишь купол золотой
Из-за седых дворцов, над круглой колоннадой,
Как мертвеца венец перед лампадой,
Мерцает в высоте холодной и немой.
Скажи, куда идти за счастьем, за отрадой,
Скажи, на что ты зол, товарищ бедный мой?!
Вот — темный монумент вознесся над гранитом…
Иль мысль стесненная твоя
Спасенья ищет в жале ядовитом,
Как эта медная змея
Под медным всадником, прижатая копытом
Его несущего коня…

И.М. Проскурнин «Рыбные они в конце Большого проспекта Васильевского острова», 1888 © ГРМ
И.М. Проскурнин «Рыбные они в конце Большого проспекта Васильевского острова», 1888 © ГРМ

Противоречивое настроение по отношению к белой ночи передано в музыке. Фортепианный цикл Петра Чайковского включает пьесу «Май. Белые ночи», эпиграфом к которой взяты строки из стихотворения Афанасия Фета «Какая ночь! На всём какая нега!» Композитор Юрий Буцко в 1968 году написал одноактную оперу «Белые ночи». Она была поставлена в Мариинском театре.

И.Л. Кац «Крейсер Аврора. Белая ночь», 1957 © Частное собрание
И.Л. Кац «Крейсер Аврора. Белая ночь», 1957 © Частное собрание

Белые ночи Петербурга запечатлены самой жизнью, они неотвратимы и неизбежны — как писал поэт Виктор Кривулин, их «ото лба не отнять» и «со щёк не стереть». Человек, находящийся в «окружении гипсовых слепков» архитектуры Петербурга, в его «беспредельной белесой мгле», словно поставлен в условия существования «белого мира», в котором он стремится «согреть онемевшие формы дыханьем и взглядом», осмыслить загадочное явление белой петербургской ночи, тем самым возвысив ум над её бессонницей и мечтанием.

Журнал Точка ART благодарит Президентскую библиотеку за помощь в подготовке материала

Читайте по теме:

«Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761»: глава из книги Пола Kинана
Нескучные каникулы: куда сходить и что посмотреть на свежем воздухе в Санкт-Петербурге
Чтение без ограничений: топ-10 библиотек Санкт-Петербурга