Так кем же в действительности был этот словенорусский бог? Или у него были разные состояния, которые воспринимались неоднозначно?
В разных русских летописях, а также в богословских сочинениях и поэтических произведениях древности имя этого божества славян, как и Даждьбога, по мнению Михаила Соколова ("Старорусские Солнечные Боги и Богини") известно в разных вариантах: Хърсъ, Хорсъ, Хорсь, Хоръсъ, Харсъ, Хорiй, Хръсъ, Хросъ, Хэрсъ, Хоурсъ, Гурсъ, Корша или Хорсъ=Корсъ.
Соколов это множество названий одного и того же божества славян объяснял следующим образом:
"...многое, по поводу чего любят похитрить, гораздо проще объясняется небрежностью и произволом переписчиков...".
Исследователь, ссылаясь на Е. Барсова, считал, что такие формы написания, как "Хърсъ" (Хорсъ) "Хръсъ" являются русскими.
Далее в своем труде исследователь отмечал как сходство, так и родство русского Хорса с литовским Гурко и считал, что, согласно Подробной летописи, Мамай во время Куликовской битвы призывал себе на помощь именно русского Хорса в виде литовского "Гурса" (Гурка) почему-то наравне с русским Перуном и Магометом одновременно.
По мысли Соколова, саксоно-славянский "Кродо" изображавшийся в виде старца с босыми ногами, стоящего на огромной рыбе, державшего в левой руке колесо, а в правой - сосуд, наполненный цветами и плодами, вполне сопоставим с русским Хорсом и литовским Гурсом (Гурком).
Итак Хорс был богом весеннего солнца и весенней природы.
Передавая мнения других исследователей, Соколов отмечал сходство русского Хорса с главным богом сабинян Kurinos=Марс, то есть богом войны.
А исследователь М.А. Максимович отождествлял Хорса с греческим Гаресом или Ареем, индийским Хари и египетским Горосом старшим, то есть богами войны.
Получается, с одной стороны, Хорс был богом урожая, а с другой стороны - богом войны. Но Соколов здесь не наблюдает ничего странного, когда сопоставляет Хорса с его, как он выразился, двойником, "другим солнечным богом словено-русского народа:
Слово "Хорсъ" по мнению Соколова, как на русском, так и на персидском, осетинском, санскрите, египетском языках означает "...солнце, бог солнца...".
Во времена Соколова имелась и иная версия иноземного происхождения Хорса, в отличие от той, что излагал Забелин (предыдущий очерк автора). Начало такому мнению, по мысли Михаила Соколова, положил филолог-славист П.И. Прейс, который утверждал, что слово "Хорс" чужое, заимствованное из арийской ветви языков. Более того, Прейс даже отождествлял русского Хорса с семитской формой персидского слова "Корешъ", "Хересъ".
О якобы заморском происхождении Хорса также утверждали О. Бодянский, К. Аксаков и А. Пыпин.
Соколов в своем труде приводит высказывание русского историка П.В. Голубовского относительно созвучия Хорса с персидским "Корешъ". И этим ставит точку в вопросе происхождения Хорса:
"Тождественность имени только показывает, что персы и славяне позже разделились, чем другие народы арийской семьи".
Историки Стрыйковский и Татищев считали, что Хорс был богом веселья, пиршеств и разврата, подобно Бахусу или Вакху. Соколов в этом мнении не видит ничего несправедливого, так как Хорс был еще и богом игр и народных забав. А русское слово "хоровод" произошло от корня "хоръ". То есть "круг".
Исследователь прямо пишет:
"Так как весенние игры и хороводы имеют любовное значение, то неудивительно, что древнерусский Хорс был богом любви и разврата".
Вот объяснение Соколова из его монографии:
По мысли Соколова, "Солнечный и земной огонь были вообще символами жизни...".
Народная память о Хорсе сохранилась в имени славянского божка Карачуна. Известен Карачюнов камень, Карачуницкий погост.
При этом Соколов отмечал, что:
"...русские племена рисуют Карачуна слишком уже мрачными красками...", связанными со словами "убить" или "погубить".
Михаил Соколов отмечал следующее, а именно. Если в русских свидетельствах не сохранилось женской ипостаси Хорса, то у сербов была богиня Хора, соответствовавшая древнерусскому богу Хорсу. Она была богиней весенней и летней теплоты.
Дорогие читатели! А как считаете вы?