Эти звуки появились совсем недавно. Надоедливые, однообразные, они утомляли и раздражали Славкин слух. Слышимые откуда-то сверху, то ли из квартиры справа, то ли слева, повторяющиеся «до-ре-ми-фа...» явно указывали на то, что играющий на пианино делает свои первые шаги в этом непростом деле. Но Славке было совсем неинтересно, кто там учится музицировать. Его интересовало лишь одно: когда же это, наконец, закончится?
Придя после школы, он обычно забрасывал рюкзак с учебниками подальше с глаз долой и садился за комп, появившийся в его жизни на пятый день рождения, и с тех пор ставший его лучшим другом. С ним проводил Славик большую часть своего свободного времени, забывая на какое-то время наскучившие уроки, школьную жизнь, и даже родных. Родных было немного: мама, которую, по словам бабушки, «съела» работа, и, собственно, сама бабушка, «съедающая» маму за то, что она позволила работе её «съесть». Чтобы не слышать бесконечных пререканий между ними, а также занудных нотаций в его сторону, Славка подключал наушники к компу и окунался в мир прыгающих человечков и лихих гонок. Так было, пока у соседей сверху не появилось ОНО. Пианино.
Звуки пианино буквально врывались сквозь наушники, словно жаждали прорваться сквозь множество препятствий к Славкиным ушам. Это было странно. Ведь может же он не замечать криков со двора, постоянно работающего телевизора в бабушкиной комнате, а этих звуков просто не может не слышать? Славка удивлялся, злился, стучал по батарее, и даже шваброй по потолку, но играть не переставали, разве что на несколько секунд. Затем снова: «до-ре-ми-фа... си-ля-соль...»
В доме возмущался только Славка. Бабушке музыка нравилась. «Ах, живой инструмент!.. - повторяла она,- лучше, чем бряцание на какой-то там электронике!». А мама музыку не слышала. Она была в это время на работе.
На третий день Славка не выдержал.
Поднимаясь на этаж выше, он на ходу разрабатывал свой план. Сначала, думал он, нужно сообщить, что живёт снизу, а затем напомнить этим негодяям, что в доме они не одни, пусть и о других подумают. Правда, Славка не знал, кто ему откроет. И вообще, он не знал, кто это там играет с утра до вечера. Над ними давно никто не жил, наверняка это новые жильцы, которые въехали сюда как-то незаметно для всех. Представляя худого бледного мальчишку с тонкими руками, или девчонку с противными рыжими косичками и высокомерным взглядом, Славка еще больше набрался решимости. Он подошёл к двери с номером 46, откуда звучали знакомые звуки, и нажал на звонок.
Дверь отворила невысокая темноволосая женщина в длинном цветастом фартуке.
- Здравствуйте, - сказал Славка.
- Здравствуй, - удивлённо ответила она.
- Я ваш сосед снизу. Я просто хотел сказать, что мне мешает ваше пианино. Нам всем оно уже надоело, и маме, и бабушке, - неожиданно для себя приврал он.
Женщина растерянно вытирала руки о фартук.
- Извини, пожалуйста... Это Ирочка играет, она только учится. Вот и приходится ей повторять одно и то же... - она смущённо улыбнулась, - а я и сама порой немного от этого устаю. А тебя как зовут?
- Славик.
- А я Вера Васильевна, - всё также смущённо промолвила женщина и распахнула шире дверь перед ним, - ты входи, входи, с Ирочкой познакомишься.
Славик входить не собирался. Но было в этой женщине что-то тёплое и заботливое, что заставило его переступить через порог.
В прихожей, снимая ботинки, он уже пожалел, что зашёл. Но, может быть, удастся договориться с этой «Ирочкой»?
Вера Васильевна провела его в большую гостиную. И там Славик увидел то, что никак не ожидал увидеть. Возле злосчастного пианино, в инвалидном кресле сидела худенькая девочка приблизительно его возраста, лет одиннадцати или двенадцати. Волосы у неё совсем не были рыжими, а светло-русыми, и взгляд её не был высокомерным, а смущённым.
- Ирочка, это Слава. Наш сосед снизу. Пришёл познакомиться с нами.
Девочка приветливо улыбнулась:
- Привет.
- П.. привет.. - промямлил Славка.
- Ну, вы тут знакомьтесь, общайтесь, а я чай приготовлю, - сказала Вера Васильевна и поспешила на кухню.
Славик не знал, о чём говорить. И больше всего ему хотелось поскорее уйти. Но Ира в ожидании смотрела на него, заметно радуясь возможности пообщаться с кем-то из сверстников.
- В каком классе ты учишься? - наконец спросила она, по прежнему улыбаясь. Славик заметил, что глаза у Иры ясные, серого цвета, и улыбка искренняя и приветливая.
- Я в шестом. А ты?..
- А я в пятом, хотя должна быть в шестом. Но я долго болела... ну, это долгая история. Ко мне приходят учителя на дом, - вздохнула Ира.
- А-а... Понятно...
Он старался не смотреть на инвалидную коляску, но глаза не слушались его. Видно, Ира догадалась об этом.
- У меня отказали ноги, после аварии... А мои родители... они... - неожиданно улыбка исчезла с её лица, и она с трудом проговорила: - они погибли в этой аварии.
Славкино сердце заколотилось. Что ответить девочке? Что говорят в этом случае? Славка знал много чего, не раз он сам решал разные компьютерные проблемы, но как утешить человека, с которым случилась беда, он не знал. Он даже пожалел, что никогда не искал подобную информацию в интернете.
- Вот так... - продолжала Ира взволнованно, - меня взяла под опекунство тётя Вера. Она добрая, и очень хорошо ко мне относится. Но я никогда не забуду моих папу и маму. Они были самыми лучшим на свете. Я даже сочинила песню про них и хочу научиться играть на пианино, чтобы спеть эту песню, потому что я очень их любила и люблю...
Ира не выдержала и заплакала.
Славка заёрзал на стуле, подыскивая хоть какие-то слова. К счастью, в комнату вошла Вера Васильевна с подносом в руках. Увидев плачущую Иру, она торопливо поставила поднос с чашками на стол, подошла и обняла девочку:
- Ну, солнышко... ну, что же ты... Всё будет хорошо, всё будет хорошо, - Вера Васильевна сама еле сдерживала слёзы.
- Я пойду? У меня ещё дела дома... - нерешительно спросил Славка.
Ира вытерла рукавом глаза и, отвернув лицо от Славки, ответила:
- Не уходи. Ты ведь только пришёл.
- Слава, присаживайся к столу, - облегченно вздохнув, сказала Вера Васильевна, - сейчас будем пить чай.
- Ладно, только ненадолго.
Они пили чай и говорили о многом: о необычайно тёплой осенней погоде, о школе, о Славкином увлечении компьютерами... Про аварию и родителей Иры больше не вспоминали. Славка понял одно: девочка со своими родителями недавно попала в автокатастрофу, и выжила только она, оставшись калекой. Теперь она находится под опекунством Веры Васильевны и живёт этажом сверху, прямо над ним.
Уходя, Славка сказал «спасибо» за чай и общение. И ни слова о пианино.
- Приходи ещё, Слава, будем рады, - на прощание сказала Вера Васильевна и взглянула на Иру. Девочка тихо добавила:
- Конечно, приходи.
Оставшийся вечер Славка провёл в тишине. Звуков пианино не было слышно, но он почему-то не радовался этому.
А весь следующий день он думал о девочке-сироте. Представлял её снова и снова, сидящую в инвалидном кресле за пианино, хрупкую, застенчивую и грустную....
«Ну и зря я злился! - размышлял он, идя со школы домой, — может быть, для Иры пианино - это как раз то, что помогает ей не отчаиваться. Музыка - великая сила, и даже говорят, есть целебные мелодии, способные излечить человека... Так что, пускай скорее научится играть и споёт свою песню про папу и маму!»
Возле книжного магазина Славка остановился. Неожиданная идея пришла к нему в голову. Он решительно вошёл в магазин, и долго выбирал там самую лучшую, самую красивую, по его мнению, нотную тетрадь. А затем поспешил домой, чтобы поскорее подняться на этаж выше и позвонить в квартиру номер 46...
© Ольга Казьмина