Историческая жемчужина, архитектурный ансамбль, вероятное место создания Лаврентьевской летописи и просто красивое место в полугоре над Волгой – всё это нижегородский Вознесенский Печерский монастырь.
Удивительно, но далеко не все нижегородцы не то, что тут не побывали, многие о монастыре и не слышали. Да и туристы сюда забредают нечасто. А зря. Во многих отношениях монастырь интереснее кремля.
Дадим-ка серию репортажей с этого удивительного места.
Дионисий. Исход из Киева
Начало монастырю положил пришедший с берегов Днепра на берега Волги инок Киево-Печерского монастыря Дионисий. Ни даты точной нет, ни подробностей. По косвенным признакам зарождение обители можно отнести приблизительно к 1330 году.
Кто таков этот Дионисий? Сколько ему было лет? Ничего неизвестно. Обычно пишут, что родился он около 1300 года. Если учесть конец жизни Дионисия, я бы сказал: рановато, можно бы скинуть лет десять. Но всё это гадание за неимением фактов.
Что такое первая треть XIV века в Киеве? Запустение и литовская угроза. Митрополит Киевский уже давно перебрался во Владимир и далее в Москву. В 1324 году Киев был захвачен Гедимином Литовским. Чем не причина монаху киевской обители бежать в низовые земли?
А что такое Нижний Новгород в те же годы? Малозначительный город. Скорее, пригород более значимого Городца. Переходил из рук в руки между московскими и суздальскими князьями.
В 1332 году хан Узбек отдал Городец и Нижний Ивану Калите. В 1341 году перераспределил земли, отобрав Нижний у москвичей и передав его Константину Васильевичу Суздальскому. В 1350 году тот перенес в Нижний свой стол. Наступил краткий период расцвета Нижегородского (или Суздальско-Нижегородского) княжества.
Так что Дионисий удачно попал во время и место. С собой из Киева он принес список иконы Божией Матери "Печерская". Список старый – примерно 1100 года. Почитаемый. Так что новая обитель сразу обзавелась святыней.
Основание и расцвет Печёрского монастыря
По примеру первых киевских монахов, Дионисий (возможно, со сподвижниками) в 4 верстах от кремля выкопал в обрывистом волжском берегу пещеры (печёры) для проживания и молитвы.
Отсюда и пошло название – Печёрский. Да и районы города у нас теперь Печёры – не все и знают о происхождении слова.
Постепенно слава монастыря растет, приходят новые иноки. Строятся первые деревянные здания. Разумеется, церковь. Заглавной церковью монастыря стал храм во имя Вознесения Господня. Оттого и монастырь Вознесенский.
Теперь об удачном времени и месте. Новой столице большого княжества нужна сильная духовная опора. Так уж естественно вышло, что к 1350 году такой безусловной опорой становится крепнущий монастырь. А духовным лидером его игумен Дионисий.
Пошли монастырю вклады и пожертвования. Бояре, наверное, жаловали материально, а князья приписывали обители волости. Появились средства для новых построек. Монастырь стал расти.
Вес Дионисия растет вместе с весом княжества и князя Дмитрия Константиновича. В 1374 году митрополит Алексий возвел Дионисия в сан епископа Суздальского и Нижегородского.
По одной из версий, Дионисий был энергичным сторонником противления татарам. В 1374 году к Нижнему Новгороду подошло татарское посольство некоего Сарайки. Немалое, полторы тысячи человек. Князя Дмитрия Константиновича в городе было.
Возможно, за главного в городе был епископ Дионисий. Некоторые историки приписывают ему инициативу истребления посольства Сарайки. Хотя кто знает, может само собой дело пошло. Подняли/поднялся народ, да и истребил он татар.
Лаврентьевская лепись
Монастырь становится центром культуры. Считается, что весной 1377 года в Печёрском монастыре завершил работу над летописью инок Лаврентий.
Это один из древнейших сохранившихся списков русского летописания. Именно с этого пергаментного листа можно прочитать слова «откуду есть пошла Руская зем[л]я, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Если отбросить теории заговора и подделки, то судьба списка вкратце такова. Каким-то чудом он пережил татарские разорения. Позже, в XVI веке перевезли список в Рождественский монастырь во Владимире.
Оттуда в XVIII веке он пошел по частным рукам и был подарен императору Александру I. Тот отдал драгоценную находку в библиотеку. Там она хранится по сей день.
Знаете, как прекрасно завершил свою работу Лаврентий? Какими словами?
«Радуется купец, прибыль получив, и кормчий, в отишье пристав, и странник, в отечество свое придя. Так же радуется и книгописец, дойдя до конца книг. Так же и я, худой недостойный и многогрешный раб Божий Лаврентий монах».
Любой писатель подпишется.
Татарское разорение
Летопись доведена Лаврентием до 1305 года. То ли это и вправду сам по себе был конец труда, то ли планировалось писать дальше, но помешало татарское разорение.
1377 год отмечен еще одним важным событием. Припомнилось нижегородцам убийство посла Сарайки и уничтожение его отряда.
Летом налетел на нижегородчину царевич Арапша (Араб-шах). 2 августа произошло сражение на реке Пьяна. Нижегородская рать была уничтожена. 5 августа татары разграбили и пожгли город.
Скорее всего вместе с Печёрским монастырем. Никоновская летопись отмечает 32 сожженные в Нижнем Новгороде церкви. Вряд ли деревянный монастырь, пусть и стоящий на отшибе, уцелел.
В том же году пограбила нижегородцев и мордва. В 1378 году татары повторили набег на город. С этого времени Нижний Новгород начал клониться к закату. Но на этом не заканчивается ни история Печёрского монастыря, ни даже Дионисия Суздальского.
Продолжение:
-------------
Все публикации рубрики "История Нижнего Новгорода":
Все публикации рубрики "Монастыри России":