Понятие и сущность аттестации государственных служащих
В современных условиях алгоритм организации и проведения аттестации государственных служащих определяется нормами, закрепленными в ряде законов и положений о статусе определенных категорий служащих, а также другими нормативно-правовыми актами федеральных и региональных органов государственного управления.
Данное обстоятельство привело к тому, что под аттестацией, как правило, понимается урегулированная нормами права оценка профессиональной служебной деятельности государственного служащего, проводимая с целью выявления его соответствия замещаемой должности государственной службы[1].
В связи с этим процесс аттестации государственных служащих можно представить в качестве деятельности, в рамках которой аттестационная комиссия путем осуществления установленных, а также научно обоснованных операций (процедур) обеспечивает объективное исследование степени соответствия служащего занимаемой должности, а также дает оценку деловых, личностных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его профессиональной деятельности.
Кроме того, необходимо отметить, что для достижения максимальной эффективности и объективности рассматриваемого процесса в процессе проведения аттестации большое внимание уделяется соблюдению государственным служащим служебной дисциплины, наложенных на него ограничений, а также отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральными законами и государственной службе.
Таким образом, процесс аттестации государственных служащих содействует оптимизации деятельности, направленной на поиск, повышение квалификации, расстановку и использование государственных служащих, а также выявление степени их профессиональной компетентности и соответствия занимаемой должности и присвоения очередного квалификационного разряда[2].
В связи с этим для дальнейшего рассмотрения целесообразно выделять, во-первых, общую аттестацию, которая реализуется в рамках механизма оценки работы государственных служащих, а также формирования и развития у данной категории работников чувства ответственности.
Во-вторых, персональную аттестацию, организуемую для решения аспектов, связанных с присвоением государственному служащему очередного звания, назначении государственного служащего на иную должность, об увольнении служащего, как следует из названия, персональная аттестация проводится в отношении отдельных государственных служащих[3].
Исходя из вышеперечисленного, аттестация может рассматриваться в качестве административно-правовой процедура по оцениванию профессионального соответствия государственного служащего, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого.
Таким образом, еще одной составляющей аттестации является создание благоприятных условий для обеспечения процесса формирования кадрового состава государственной службы Российской Федерации, а также повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности государственной службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданской службы.
Таким образом, аттестация государственных служащих представляет собой достаточно сложный и многогранной процесс основным содержанием которого выступает выявление уровня профессиональной подготовки и оценки эффективности деятельности государственных служащих.
Цели, задачи и алгоритм проведения аттестации государственных служащих
В рамках определения степени профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда один раз в три года организуется его аттестация, основной целью которой является обеспечение проверки профессиональной готовности служащего, а также его соответствия занимаемой должности, определение перспективы дальнейшего роста гражданского служащего.
Таким образом аттестация представляет собой важнейший механизм стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и системы совершенствования государственной службы.
В связи с этим выделяют следующие задачи рассматриваемого процесса, во-первых, установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки), во-вторых, присвоение квалификационного разряда[4].
Таким образом, аттестация в более глобальном восприятии определяет и решает следующие проблемы:
- соблюдение практических принципов государственной гражданской службы;
- обеспечение законодательства в системе функционирования государственной службы;
- формирование профессионального кадрового состава государственных органов;
- применение к государственным служащим мер ответственности и поощрения;
- увеличение дисциплины и ответственности;
- обеспечение реального функционирования механизма карьерного роста и прохождения вверх по служебной лестнице;
- поддержание нормального функционирования государственной службы;
- предупреждение и методы борьбы с правонарушениями и коррупционными действиями в системе государственной службы;
- выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей государственных служащих;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки государственного служащего;
- регулирование и материальное поощрение государственного служащего. Дополнительная аттестация гражданского служащего вне установленного времени может осуществляться после принятия законодательно решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе и об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, при проведении аттестации непосредственный руководитель представляет полноценный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за определенный аттестационный период. С ним прилагаются сведения об исполненных гражданским служащим за определенный аттестационный период заданиях и выполненных им различных документов, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв его руководителя.
Необходимо также отметить, что аттестации не проводится в отношении определенные категории гражданских служащих, к которым относятся:
- служащие по возрасту в 60 лет;
- проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
- беременные женщины;
- находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация данной категории гражданских служащих должна быть не ранее чем через год после выхода из отпуска);
- замещающие должности гражданской службы категорий руководители и помощники, с которыми подписан срочный служебный контракт;
- если не прошел год со дня сдачи последнего квалификационного экзамена. Для проведения аттестации гражданских служащих приказом - государственного органа, где проходит аттестация выбирается аттестационная комиссия.
В состав аттестационной комиссии входят работодатель и (или) уполномоченные им гражданские служащие - государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, выполняет должностные обязанности, представитель органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, профсоюзов и других организаций, которые приглашаются государственным учреждением письменно по запросу руководителя этого учреждения в качестве независимых экспертов.
Число независимых экспертов должно быть не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии при проведении аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, образуется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В том случае, если гражданский служащий не является на аттестацию без указанных им уважительных причин или отказывается от аттестации, то он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на ближайшее время. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендован к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии переквалификации в определенном для занимаемой должности гражданской службы высшем учебном заведении;
- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам пишется приказ государственного органа о том, что гражданский служащий:
- подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
- понижается в должности гражданской службы.
В том случае, если гражданский служащий отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы руководитель органа может освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы. Гражданский служащий может оспорить результаты аттестации в суде. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что аттестация не должна проходить с целью проведения этой самой процедуры. Она может иметь результат, если не будет проводиться для формальности, будет реальной и доступной.
В результате аттестации рассматриваются знания государственного служащего, профессионализм, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов).
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
- аттестация государственных служащих представляет собой достаточно сложный и многогранной процесс основным содержанием которого выступает выявление уровня профессиональной подготовки и оценки эффективности деятельности государственных служащих;
- процесс аттестации государственных служащих содействует оптимизации деятельности, направленной на поиск, повышение квалификации, расстановку и использование государственных служащих, а также выявление степени их профессиональной компетентности, эффективности профессиональной деятельности и соответствия занимаемой должности и присвоения очередного квалификационного разряда;
- аттестация государственных служащих проводится в полном соответствии с действующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.
[1] Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. - М.:Норма, 2015 . - С. 180
[2] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2012 . - С. 249-253
[3] Куракин А.В., Савостин А.Л. Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации. //Право и политика, 2014 г. №8, С. 19-20
[4] Охотский Е.В. Государственная и муниципальная служба. -М., 2014. - С. 182-183