Решил размещать на своём канале больше материалов о своём основном хобби - моллюсках. Помимо коллекции ракушек, мне, как биологу, интересно всё, что связано с миром моллюсков - любых, будь то гигантские тропические тридакны, обычные речные улитки или крошечные наземные. Статьи несут просветительскую научно-популярную функцию, поэтому без латинских названий - никак. Многие виды просто не имеют русскоязычных имён. А начать я хочу со статьи на общую, но очень важную тему - "Моллюски в жизни человека".
Со школьных учебников знаем, что по видовому разнообразию, моллюски занимают второе место в животном мире. Это, а также их относительная малоподвижность (я не имею в виду головоногих) сделали их доступными древнему человеку, Конечно, в начале древние люди использовали моллюсков лишь в пищу. При раскопках древних стоянок, наряду с костями животных, в так называемых «кухонных кучах» раковины моллюсков встречаются довольно часто.
На более поздних этапах своего развития, наряду с первым, человек нашёл и другое применение моллюскам и, особенно их раковинам. Прочная, красивая, разнообразная по форме и размеру, легко поддающаяся обработке раковина моллюска заняла важное место в жизни не только древнего человека, но в некоторых областях не утратила своего значения и в наши дни.
Разбив раковину на куски, и слегка обработав края, древние легко получали скребки и ножи, столь необходимые в быту. Прочность их, конечно, была ниже, чем кремневых, но в таких местах, как Океания они применялись повсюду. Дело в том, что на атоллах и островах не вулканического происхождения камня просто нет. Так, что жители Океании дольше всех сохранили традиции использования орудий труда из раковин. Из них изготавливали также всевозможные рыболовные крючки, блёсна, свёрла, кухонную утварь, и даже лопаты, для чего использовались крупные раковины двустворчатых моллюсков рода Pinctada.
А музыкальные инструменты? Крупные брюхоногие моллюски, имеющие стройную вытянутую раковину, как Charonia nodifera идеально подходили для сигнальной трубы. Отпилив кончик и приловчившись, можно было извлечь низкий гул, отдалённо напоминающий звук некоторых видов охотничьих рожков. В историю эта раковина вошла под названием «Рог Тритона». В древнегреческой мифологии такой трубой обладал Пан – бог лесов и рощ, молочный брат Зевса, и её звуками наводил ужас на людей. Именно в неё трубит один из персонажей на картине Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды». На островах Океании в качестве труб применяли раковины Charonia tritonis, а также Semiphusus. Островитяне не отпиливали кончик, а высверливали отверстие в верхних оборотах завитка, что позволяло умелым музыкантам получать звуки различных тональностей и исполнять мелодии. Такие музыкальные инструменты играют важную роль в традициях островитян, и используются по сей день. В Индии, отпилив кончик и удалив длинные выросты, с той же целью использовали довольно обычную для этих мест Lambis lambis –«пауковую раковину».
Обитатели Полинезии связывали с раковинами и своих богов. Так, наиболее почитаемый полинезийцами бог Тангароа сотворил сам себя в раковине. В ней он жил некоторое время, а потом она раскрылась, и одна её половинка стала землёй, а другая – небом. Место в религиозных обрядах нашлось и другим раковинам. Встречающиеся реже, чем одна на тысячу среди обычных раковин Turbinella pyrum из Индийского океана, леотропные (то есть левозакрученные) экземпляры вошли в историю под названием “Священный Чанк”. Раковина Чанка являлась одним из четырёх символов бога Вишну - Защитника в Индуизме. Поэтому, леотропные раковины Чанка считаются священными и обладающими божественной силой у индусов. Культ Чанка был так распространён, что попал также в буддизм и ламаизм.
Культовым предметом у папуасов Новой Гвинеи является раковина Ovula ovum. В современной Грузии и сейчас считается важным повесить над кроватью младенца раковину Cypraea tigris, по поверьям обладающую магической силой. Сходные ассоциации раковины Cypraea вызывали и на Востоке. Так называемая Кауши-Гаи («ракушка свободного рождения») в Японии «оказывает» помощь женщинам при родах.
А представители католической церкви нашли применение одной из раковин в качестве церковного атрибута. Во многих старинных храмах в качестве купели для крещения используются створки Tridacna gigas, по своим размерам вполне подходящие для окунания младенцев.
И, конечно же, можно много говорить об украшениях из раковин. Всевозможные бусы, серьги и браслеты из мелких ракушек были и остаются прекрасным дополнением к женской красоте. Их изготовление и продажа туристам, у которых они пользуются неизменным спросом, существенно пополняют бюджет семей островитян.
Нельзя не упомянуть и о камеях. Эти великолепные произведения искусства, которыми так славилось Средиземноморье, изготавливались из твёрдых камней – оникса, агата, сардоникса. Однако примерно с XVI века, когда из дальних стран стали привозить новые экзотические раковины, именно моллюски семейств Cassidae и Cyprea стали основным материалом для камей. Камеи из раковин были особенно популярны в эпоху неоклассицизма , когда вспыхнул интерес к античному искусству. В настоящее же время их вырезают только в маленьких мастерских Торре-дель-Греко в Италии.
С развитием общества появилась потребность в обмене товарами, и, как следствие, образование ценового эквивалента и денег. Человечество перепробовало множество вариантов, пока не остановилось на современной монетарной системе. Но можно смело утверждать, что использование раковин моллюсков в качестве денег или материала для их изготовления имеет наиболее долгую историю.
Историки подсчитали, что в качестве денег, человек использовал более 150 видов моллюсков. Но, конечно же, самые известные из них – каури. Чаще всего под этим названием подразумеваются раковины ципрей Monetaria annulus и Monetaria moneta. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, они уже играли роль денег в Китае. Именно оттуда началось их триумфальное шествие по Старому Свету. Они были удобны в обращении – небольшие, прочные, гладкие, да и к тому-же их практически невозможно подделать, хотя такие попытки в истории известны. Поэтому, они так долго и просуществовали в качестве средства оплаты, даже в странах, где они не встречаются – Турции, Германии… Даже древние скифы не минули этого. Сыграли свою роль они и в освоении Нового Света – ведь множество рабов с Африканского континента для отправки в Америку были куплены именно за эти ракушки.
Моллюски семейства Nassaridae использовались для изготовления денег “ тумбо”, имевших хождение в Новой Гвинее. Лопатоногие моллюски рода Dentalium, нанизанные на шнуры, имели хождение на Тихоокеанском побережье Америки и Новой Зеландии под именем “ кор-коп”. А из крупных двустворчатых моллюсков (Tridacna, Spondylus) и некоторых брюхоногих (Conus) на Тихоокеанских островах изготавливались денежные диски с отверстиями, носившие название “ пела”.
И хотя металлические деньги появились гораздо позднее, только из-за колониальных захватов, проводимых европейскими государствами, ракушечные деньги постепенно утратили своё значение. В настоящее время, лишь среди народов, сохранивших первобытно-общинный уклад, например на Тихоокеанских островах, на Новой Гвинее и в Центральной Африке, ракушки продолжают выполнять не только ритуальную, но и экономическую задачу. Кстати, изготовление денежных “шнуров”, известных в Меланезии под именами “галия”, “фуру”, “исаглия” и “ронго” , хорошо описано у чешского этнографа Милослава Стингла.
До сих пор мы говорили в основном об использовании самих раковин. Но на разных этапах своего развития человек использовал не только целые раковины, но и их производные – перламутр, виссон, пурпур и жемчуг.
Как мы уже говорили, раковины наиболее примитивных брюхоногих моллюсков и некоторых двустворчатых обладают хорошо развитым перламутровым слоем. В зависимости от вида моллюска он бывает белый, розовый, зелёный и других цветов, вплоть до чёрного. Основные два направления использования перламутра были изготовление пуговиц и инкрустация. Во многих музеях мира хранятся удивительной красоты вещи, инкрустированные перламутром. Это и мебель, и шкатулки, и табакерки, а для мужчин – оружие: ружья и пистолеты. Чрезвычайно популярное прежде производство перламутровых пуговиц в настоящее время является довольно редким промыслом, так как ему трудно конкурировать с современными технологиями по разнообразию. Однако и сейчас в изготовлении некоторых видов одежды используют пуговицы только из натуральных материалов, и, прежде всего, из раковин, Кстати, пуговичный промысел с давних пор был распространён и на территории нашей страны, где в качестве сырья использовали пресноводные виды рода Unio - Перловиц. Слово «перловица», английское «pearl» и само слово перламутр – мать жемчуга имеют один корень, относящийся к вершине природного совершенства – жемчугу.
Те, кто когда - либо пробовал оторвать обыкновенную черноморскую мидию, приросшую к какому либо камню или столбу, помнят, насколько это не просто. Но человек всё равно сильнее, и когда мидия оказалась в ваших руках, можно увидеть чёрные плотные нити, которыми она так цепко держалась. Эти нити, продуцируемые специальной железой, расположенной в ноге, называются биссус. Конечно, у мидий он короткий, но у других моллюсков – средиземноморских Pinna nobilis и Atrina pectinata он гораздо длиннее – у старых раковин до 20 сантиметров. И толщиной от 10 до 30 микрон. Эти нити при определённой обработке годятся для изготовления очень прочной и лёгкой ткани, называемой «виссон». Технология изготовления ткани из биссуса моллюсков известна с глубокой древности и широко использовалась в Древней Греции и Риме. А особенного размаха производство виссона приобрело в средневековой Италии, где из него шили перчатки, чулки, галстуки и даже камзолы. Этому способствовали также определённые терапевтические свойства виссона. С его помощью лечили простуду, и даже ревматизм. Такое производство было достаточно дорого, поэтому в дальнейшем оно уступило место дешёвым тканям. В небольших объёмах в качестве сувениров для туристов на юге Италии виссон производится и сейчас. А в некоторых арабских странах виссон остаётся аптекарским товаром.
И ещё одним уникальным продуктом, производство которого в настоящее время уступило достижениям современной химии, мы обязаны моллюскам. Я говорю о пурпуре. Пурпур – это природный краситель, получаемый из бесцветного секрета так называемой гипобронхиальной железы некоторых брюхоногих моллюсков.
Такой секрет выделяется моллюсками, относящимися к семействам Thaisidae и Muricidae. Кстати, назначение этой железы для самого моллюска не выяснено до сих пор. Но ещё три тысячи лет назад, лучшие мореплаватели древнего мира - финикийцы уже знали тайну получения пурпура. И совершенно независимо от них, на другом континенте – древние обитатели Центральной Америки также стали красить свои ткани пурпуром. Традиционно считается, что пурпур – это краска ярко-красного цвета. Однако различные виды моллюсков дают разные по цвету и оттенку красители. Использовавшийся жителями Средиземноморья Murex brondaris давал пурпур красно-фиолетового цвета, Murex trunculus - от голубого до фиолетового, Thais haemastoma – темно-красный. А у рапаны, обитающей в Чёрном море и также относящейся к семейству Thaisidae , пурпур фиолетового цвета, напоминающий насыщенный раствор марганцовки. Но в древнее время она здесь не обитала, и пурпур из неё не получали.
Процесс получения пурпура и окрашивания тканей дошел до нас в описании Плиния Старшего в его «Естественной истории». Улиток ловили с помощью небольших плетёных корзин, используя в качестве приманки двустворчатых моллюсков. Процесс ловли напоминает «верши» или «краболовки» мальчишек из черноморских городов. Пойманных моллюсков извлекали из раковин, в течение трёх дней вымачивали в соли, а затем кипятили на медленном огне. Первая проба на качество красителя проводилась только на десятый день варки. Для получения одного грамма пурпура необходимо было переработать 10 тысяч (!)моллюсков. Не удивительно, что пурпур стоил очень дорого. Знаменитый Тирский пурпур, добывавшийся на средиземноморском побережье Азии, продавался за 1000 динариев за фунт! (А теперь пересчитайте, сколько для этого понадобится моллюсков?). Одежду, окрашенную пурпуром, могли позволить себе носить только очень богатые люди, например римские патриции. А в Средневековой Европе пурпуром окрашивались мантии и шапочки кардиналов католической церкви и королей. С изобретением дешёвых синтетических красителей процесс приготовления пурпура практически забыт.
А теперь снова вернёмся к началу нашего рассказа об использовании моллюсков человеком. Для многих народов моллюски были и остаются важным компонентом в их пищевом рационе. Блюда из моллюсков входят в кулинарию множества стран и являются деликатесами. Даже в тех странах, где не существовало таких традиций, в настоящее время наблюдается на них устойчивый спрос.
В странах Западной Европы к моллюскам, и особенно к устрицам, относились всегда очень трепетно. В Древнем Риме считалось недостатком воспитания, если гурман ни мог по вкусу определить сорт или происхождение устриц. И сейчас их подают даже в самых роскошных ресторанах, а ранее в их честь слагали стихи, или даже восторженные опусы. Вот один из них, написанный в XVIII веке неизвестным ценителем: ”Устрицы! При одном упоминании о них у меня появляется ощущение чего-то сочного и ароматного во рту: такое это прекрасное, полезное и вкусное блюдо, сколько радости доставляет оно в процессе еды, как легко чувствуешь себя после неё, как хорошо спится после сытного обеда из устриц! О устрицы, я люблю вас больше всего на свете!”
Так, как спрос на моллюсков в некоторых странах всегда был на высоком уровне, люди с давних пор не только собирали, но и пытались их выращивать. Конечно, такие попытки не всегда были удачными, так, что по-настоящему, промышленное культивирование моллюсков началось лишь в XIX веке.
Выращивание моллюсков экономически выгодно: оно проще, чем выращивание любых других беспозвоночных, не требует больших затрат и сложных конструкций, моллюски обладают высокой плодовитостью и темпами роста, ведут оседлый или малоподвижный образ жизни. В различных странах налажено выращивание различных видов моллюсков. Это зависит как от спроса, так и от биологии культивируемых видов. Но всё же бесспорные фавориты, на долю которых приходится более 90% всех культивируемых моллюсков, конечно есть - это устрицы и мидии. Их выращивание наиболее просто и успешно налажено. Выращивание же брюхоногих моллюсков – требует специальных кормов, поэтому их в основном промышляют в природных условиях. В настоящее время налажено культивирование только наземных улиток – хелицид (сем. Helicidae) – очень популярных в Европе виноградных улиток и морских ушек (Haliotis rufescens, H.discus, H.fulgens и H. gigantea) . Последних, используют как в пищу, так и для культивирования очень оригинального жемчуга.
Налажено выращивание также нескольких видов жемчужниц с целью культивирования жемчуга.
Искусственное выращивание моллюсков состоит из трёх основных этапов: получения посадочного материала, подращивания его до товарных размеров и подготовки к реализации. Моллюски в своём развитии проходят стадию свободноплавающей личинки. В это время их собирают, используя для этого специальные устройства именуемые коллекторами. По своей сути, это просто дополнительная поверхность, на которую оседают личинки – канаты, шнуры с нанизанными пластинками или пустыми створками тех же моллюсков, черепица, деревянные колья и шесты и даже просто ветки деревьев. Всё зависит от вида моллюска и местных условий. При этом молодь можно подращивать как на месте сбора, так и за сотни километров от него. Так, например, в Чёрном море, молодь устрицы Ostrea edulis собирают на северо-западе в Джарылчагском заливе, где находится крупнейшая устричная «банка» (колония), а выращивают в восточной части, у кавказских берегов, где условия более благоприятны для искусственного разведения.
До товарных размеров молодь подращивают в толще воды или на грунте. При выращивании в толще воды они лучше защищены от хищников, лучше обеспечиваются кормом, и поэтому имеют выше темпы роста. При этом они не засоряются песком и донными отложениями. Естественно, что выращиванию моллюсков в толще воды отдаётся предпочтение. Это касается большинства видов, за исключением закапывающихся в грунт Mercenaria или Mya - их выращивают только на грунте.
Для выращивания моллюсков в толще воды используются в основном те же коллектора, на которые собирали личинок, закреплённые как на грунте - колья, ветки, шесты, черепица, так и подвешенные к плотам. Иногда используют специальные садки – для таких видов, как жемчужницы и гребешки.
В зависимости от района выращивания и биологических особенностей вида|, товарных размеров моллюски достигают в срок от 3 месяцев (Mytilus smaragdinus на Филиппинах ) до 4 лет ( Crassostrea virginica в США).
Моллюсков, достигших товарного размера, снимают с коллекторов, очищают от нарастаний и сортируют, после чего они поступают в продажу или на переработку. Наиболее ценные виды моллюсков продаются в свежем виде, а менее ценные – в консервированном, замороженном или сушеном. В развитых странах все моллюски проходят биологическую очистку и строжайший санитарный контроль. Дорогим устрицам, предназначенным для элитных ресторанов, даже придают голубой цвет. Для этого уже товарных моллюсков помещают в специальные бассейны и кормят диатомовыми водорослями, которые называются Навикула голубая.
Как видите, моллюски не только оставили заметный след в истории человечества, но и продолжают играть в ней довольно важную роль.
В следующих статьях я расскажу обо всём этом более подробно.