Найти в Дзене
Геннадий Синицкий

Вынужденные гастроли

Обложка архивного дела, по материалам которого написан этот очерк
Обложка архивного дела, по материалам которого написан этот очерк

Весной 1925 года театральные подмостки Ленинграда потрясла весть о закрытии на ремонт нескольких крупных театров. Около 1000 квалифицированных артистов, пусть временно, но оказались безработными. Посредническое бюро труда работников искусств (ПОСРЕДРАБИС) в срочном порядке начало создавать творческие драматические коллективы, которые на весь летний сезон отправлялись в гастроли, по всем уголкам нашей необъятной Родины.
Одним из таких мест оказался г. Невель, в который приехала драматическая труппа из 14 человек, под руководством известного в то время режиссера, сценариста и драматурга Павла Павловича Дюваля (Дриго).
На пару с г. Невелем для гастролей ПОСТРАБИСом был выбран и соседний г. Городок Витебского округа БССР (договор с белорусами был подписан двумя днями ранее невельчан). Организаторы планировали, что артисты будут перемещаться из города в город ж/д транспортом, каждую неделю, вернее: два дня работают в Невеле, два дня в Городке, остальные 3 дня на неделе отводились на репетиции, пошиву костюмов, переездам, отдыху и т.д.
Договора были заключены на три месяца: с 15 мая по 15 августа.
Причем разорвать договор, заключенный представителями ПОСРЕДРАБИС с общими районными/уездными отделами исполкомов, артисты не имели права, за исключением случаев связанных с нарушениями трудового законодательства и оговоренных положений самого договора, а в случае срыва спектакля либо отказа от него виновная сторона обязана была уплатить правой стороне денежную компенсацию в размере 3-х дневного валового сбора, из расчёта 40% посещаемости. Для наглядности приведу основные пункты договора, подписанного в г. Невеле 25 апреля 1925 г.:

-2

-3


⁃ В случае, если по истечении месячного срока окажется, что посещаемость театра ниже 40% валового сбора по установленной сторонами расценке, сторонам представляется право расторжения договора ранее оговорённого в нём срока;

- Трудоколлектив Драмы обязуется ставить, не менее 2-х премьер в неделю, причем за ним фиксируется три дня отдыха для его постановок, каковые устанавливаются по соглашению сторон на месте, за исключением пятницы, субботы и воскресения;

- общий отдел Невельского УИКа обязуется за свой счёт предоставлять помещение Летнего Театра им. К. Маркса, с электрическим освещением, содержа его в полном порядке, и штатом следующего обслуживающего и технического персонала, как-то: одного кассира, 2-х билетеров, одного машиниста по сцене – с помощником;

- общий отдел Невельского Уисполкома предоставляет Трудоколлективу Драмы, за свой счёт, в его распоряжение: костюмы, бутафорию, реквизит, декорации и мебель;

- общий отдел Невельского УИКа обязуется на время действия договора никаких других зрелищных и театральных постановок профессионально-платного характера в Невеле не допускать;

- общему отделу Невельского УИКа предоставляется право один раз в месяц приглашать на гастроль, в принадлежащие ему дни – украинские или еврейские труппы;

- общий отдел Невельского УИКа принимает меры содействия в предоставлении личному составу Трудоколлектива Драмы помещения – общежития, за плату по ценам обязательных постановлений УИКа;

- расценка мест на театральные билеты устанавливается сторонами по соглашению;

- число разрешенных мест в Летнем Театре им. Карла Маркса устанавливается по соглашению сторон, но не менее 400. Примечание: из установленного количества мест, 15 предоставляется бесплатно для административных лиц;

- количество контромарок, предоставляемых сторонам к выдаче на каждый спектакль, устанавливается не более 10, каждой стороне;

- при производстве расчёта с валового сбора предварительно снимается:

а) местный сбор и Красный Крест;

б) 2% комиссионного вознаграждения Ленинград-ПОСРЕДРАБИСу;

в) расходы по стоимости рекламы;

г) авторский гонорар;

Оставшиеся за вычетом суммы делятся между сторонами следующим образом: 75% - Трудоколлективу Драмы, 25% - общему отделу Невельского УИКа.
За неделю до начала гастролей Ленинград-ПОСРЕДРАБИС утвердил следующий список драматической труппы:

-4

1. Панина Полина Георгиевна – героиня, член Сорабиса № 22847, адрес: Советский пр. 30, кв.10;

2. Данилова Екатерина Семёновна – инженю, чл.кн.№ 22332, адрес: Екатерингофский пр. 15, кв. 3;

3. Лощенкова Наталья Борисовна – инженю, чл.кн.№17022, адрес: ул. Красных Зорь, 54, кв. 29;

4. Рязанцева Евгения Александровна – инженю, чл.кн.№17049, адрес: Сытнинская пл., 14, кв. 16;

5. Лаврова Ольга Семёновна – характерная, чл.кн.№22325, адрес: Бородинская, 2, кв.13;

6. Вербин Сигизмунд Витольевич – комик, чл.кн.№18906, адрес: Лиговка, 63, кв.39;

7. Супруненко Виталий Иванович любовник-простак, чл.кн.№22333, адрес: Подольская ул.,13, кв.7;

8. Девилль Виктор Михайлович – резонер, чл.кн.№18403, адрес: Зверинская, 42, кв.24;

9. Киреев Александр Николаевич – любовник, чл.кн.№17048, адрес: Б.Пушкарская, 8, кв.16;

10. Черкасов Борис Эдуардович – 2-е роли, чл.кн.№2395, адрес: Головинская ул., 13, кв.4;

11. Жегалова Ксения Ивановна – гранд-дам и кокетка, чл.кн.№…., адрес: Моховая ул., 17, кв.5;

12. Романов К.Л. – 2-й резонер, чл.кн.№….., адрес: Греческий пр., 15, кв.19;

13. Вершинская Варвара Владимировна – суфлёр и характерные роли, чл.кн.№22138, адрес: ул.Блохина, 2, кв.25;

14. Дюваль Павел Павлович – ответственный уполномоченный, режиссер и характерный, чл.кн.№21396, адрес: Пр. Слуцкой, 30 кв.10.

Позже в коллективе произошли изменения: в последней декаде июля на место выбывших артистов, в состав членов трупы оставшейся работать в Городке, добавился Писарев В.А., а ответственным руководителем был назначен В.М. Девилль.

Также, руководством посреднического бюро был утверждён репертуар труппы, которая выбрала для постановок следующие пьесы:

-5

1. «Отец» - Стринберга;

2. «Праздник мира» - Гауптмана;

3. «Анна Кристи» - О,Нейля;

4. «Всех скорбящих» - Геерманса;

5. Богомолы и розы» - Зудермана;

6. «Поток» - Гальбе;

7. «В городе» - Юшкевича;

8. «Винирея» - Сутугина;

9. «Тайфун» - Ленгилля;

10. «Чёрная пантера» - Винниченко;

11. «Снег» - Пшибышевского;

12. «Атлантита» - Пьер Бенуа;

13. «Анафема» - Киреева;

14. «Три вора» - Аренского.

Сейчас трудно восстановить подробности путешествия актеров до места назначения, но, картину провинциальных реалий, с которыми столкнулась труппа Дюваля, описаны Павлом Павловичем довольно подробно, в отсылаемых им отчётах, в адрес театрального руководства:

-6

«…О том, что в Невеле не может всё лето существовать коллектив даже в 10 (не только в 14) человек прекрасно знает каждый умеющий считать, но уполномоченный ПосредРабиса Спарский, не интересовался этим вопросом, ему было важно заключить договор и он снял «сарай» ибо Невельский театр – это сарай, без мебели и реквизита*. Но как мог Исполком приглашать к себе в город труппу зная, что ей угрожает «голодовка»? Спарский конечно даст отчёт о своих действиях перед ПосредРабисом. Товарищ Павлинов также даст отчёт, как председатель Невельского Рабиса, перед Губернским Рабисом о том, что он не предупредив Спарского, что в Невеле просуществовать коллективу всё лето немыслимо – этим самым обрёк прибывших сюда артистов на «голодовку». Но как компенсирует в данном случае Исполком? Вот вопрос, который задал мне коллектив после третьего спектакля…»;

«…Для того, чтобы труппа в 10 человек могла кое-как жить в Невеле надо дать на каждого артиста минимум 35 рублей в месяц, следовательно, 350 рублей на весь коллектив...»;

«…Обвинить Посред Рабис в том, что он, заключив договор с Невелем, и отправил сюда Коллектив, обрёк таковой на голодовку, я и мои товарищи не имеем право, по той причине, что Посред Рабис отправляя в провинцию Коллективы, имел целью разгрузить большое количество безработных, находящихся у него на учёте артистов, принимая для этого все старания, вплоть до выдачи дорожных денег. Виновным лицом является, безусловно, тов. Спарский, который своё посредничество проявил только в том, что заключил договор и этим самым ввёл в невыгодную сделку, как Посред Рабис, так и актёров...»;

«…Если бы тов.Спарский навёл справки у местного Зав. Рабисом тов. Павлиновым о посещаемости театра местной публикой и взял точные цифр. Сведения, то конечно Лен.Посред.Рабис не заключил бы договора, так как посещаемость театра здесь выражается в 10% (на круг) валового сбора. За три спектакля (23, 24 и 25 мая - пятница, суббота, воскресенье) было всего валового сбора (19 р. 40 к. + 25 руб. + 10 руб. = 54 р. 40 к.) и рассчитывать на большие сборы, по мнению всех Невельцев, невозможно. Увеличить сборы или вернее «сорвать» два, три сбора постановкой таких пьес, как «Николай 2-й» и «Заговор Империи», во-первых не привело бы ни к чему, так как максимум можно рассчитывать было бы на сбор в 40-50 рублей, каковая сумма ушла бы почти вся на специальные расходы по постановке этих пьес (костюмы и прочее) и во 2-х, постановка их не мыслима в здешнем театре, так как вся театральная мебель выражается в 2-х кухонных столах и 7 ломаных стульях, двух венских диванах и пианино...»;

«…Реквизита и костюмов нет никаких (с нас берёт реквизитор 1-1,5 рубля за спектакль, за самых не сложный реквизит), в местном театре не 400, а 280 мест. За расклейку афиш мы платим 1 руб., за разрешение афиши Цензор Главного Лита берёт 2 руб. 20 коп., требуя деньги вперёд, печать афиши 6 руб. от комплекта. Бесплатным проживанием Исполком нас не обеспечил, и актёры сняли комнаты по 10 руб., по 7, 6 и 5 руб. в месяц...»;

«…От трёх спектаклей получили по 1 р. 50 коп. на контрамарку. В пятницу, субботу и воскресенье – 29, 30 и 31 мая, объявлены три рядовых спектакля в Городке (расклеены даже афиши), но выехать в Городок коллектив не может за отсутствием средств, надо на дорогу 15 руб., а также расплатиться в Невеле за квартиры 25 руб…»;

«…Прошу Посред. Рабис перевести срочно 40 руб., дабы не отменять в Городке 3-х спектаклей, т.к. только одна надежда на Городок, с Невелем же придётся кончить, ибо много параграфов договора нарушаются Исполкомом...»;

«…Из предшествующего заявления видно, что в Невеле дел быть не может, так как три спектакля дали валового сбора 54 руб. 40 коп., из коих Коллектив разделил на марку по 1 р. 50 к. Далее: я продал за 40 руб. спектакль Профсоюзу, который при сём старании привлечь публику сделал сбор в 27 руб. т.е. взял порядочный убыток, так как помимо уплаты нам 40 рублей понёс по спектаклю все расходы...»;

«…Исполком пошёл навстречу моему ходатайству и дал 100 рублей авансом, в уплату коего, с проданного спектакля я выдал Исполкому 20 руб. Далее, пока мы находились в Городке, Исполком нарушил договор с Посред Рабисом и сдал театральную площадку на 2 дня еврейской труппе…»;

«…По моему мнению следует:

1) Договор с Невельским Исполкомом считать нарушенным;

2) Взыскать с Исполкома неустойку, согласно договора;

3) Неуплаченный нами долг Исполкому от аванса в 80 руб. зачесть в уплату неустойки, и спектакли в Невеле прекратить, т.к. абсолютно на сборы рассчитывать бесполезно...»;

«…Сегодня труппа разделена мною на два состава, 8 человек играют третий спектакль в Городке состоящий из одноактовых пьес репертуара революционно-бытовой сатиры, а 6 человек с тем же репертуаром едут в село Кошелевку Володарской волости (21 верста от Невеля)…»;

«…Всё что я мог сделать для Коллектива: схлопотал аванс в Исполкоме, отстоял лучшие дни как в Невеле (пятница, суббота и воскресенье) так и в Городке...»;

«…Работа переездов из города в город сильно отозвалась на моём здоровье и я совершенно не могу более работать, а посему прошу Посред Рабис освободить как меня, так и жену мою (П.Г. Панину) не позже как к 7-му числу Июня, думаю, что из 12 человек оставшихся в Коллективе найдется и уполномоченный и героиня, т.к. 12 человек слишком достаточно для Городка…»;

«…Прилагая при сем отчет по Невелю ставлю в известность Посред Рабис, что после раздела Коллектива на две труппы (согласно протокола заседания Коллектива) 10 человек уехали в Городок на постоянную работу, а 4 (я, Панина, Киреев и Рязанцева) пробыли в Невеле до 17-го июня включительно, период (с 1 июня) поставили всего два спектакля, после чего решили уехать из Невеля, т.к. в четвером спектакли ставить нельзя, а выписывать ещё актеров значило бы обрекать их на голодовку...»;

«…Будучи представителем Коллектива я сделал более чем от меня зависело:

- схлопотал 100 рублей аванс в исполкоме;

- при разделе Коллектива уступил 10 актерам лучший город – Городок, а сам остался в худшем – в Невеле;

- дал возможность Кирееву и Рязанцевой выехать из Невеля.

Следуемые 2% Посред Рабису в размере 5 руб. 81 коп. вручены мною актёру А.Н. Кирееву.

17 июля 1925 года П.П. Дюваль»

г. Городок, первая четверть 20 века.
г. Городок, первая четверть 20 века.

Несмотря на фиаско в Невельском турне, чаяния Дюваля оправдались относительно Белорусского Городка. Там ситуация складывалась иначе.

Как я упоминал ранее, договор ПОСРЕДРАБИСа с исполнительным комитетом в этом городе, был подписан двумя днями ранее невельчан, а именно - 23 апреля 1925 года. На первый взгляд он является идентичным с Невельским. Однако это не так, и при всём сходстве пунктов соглашений, в них имеются существенные различия.

Во-первых, белорусская сторона изначально поставила в известность представителей ПОСРЕДРАБИСа о том, что не сможет обеспечить артистов бесплатным проживанием, но примет меры содействия в предоставлении жилья, за плату, по ценам обязательного постановления РИКа (районного исполнительного комитета);

Во-вторых, договором предписывалось заранее (не менее чем за пять дней) явиться в Городок представителю драматической труппы и заняться решением организационных вопросов на месте;

В-третьих, дата досрочного прекращения договора обозначалась не ранее как через два месяца, при условии посещаемости театра ниже 35% валового сбора;

В-четвёртых, Трудоколлективу Драмы предписывалось ставить, один раз в неделю, спектакль, помимо двух обязательных, для местных профорганизаций, со скидкой в 50% от нормальной цены билета (что естественно, обеспечивало постоянный наплыв публики из различных организаций, как в городе, так и на селе. /Прим. автора/);

В-пятых, труппе оставили право организовывать бенефисные спектакли, с правом повышения цены билета;

г. Городок, 1930-е гг., учащиеся сельской школы приехали в райцентр на культурно-просветительное мероприятие
г. Городок, 1930-е гг., учащиеся сельской школы приехали в райцентр на культурно-просветительное мероприятие

Далее:

- Городокский исполнительный комитет освободил артистов от повершкового и афишно-плакатного налога, а также, определил местный сбор не выше 3% от валового;

- Число разрешенных мест в Народном Доме им. Ленина составляло 330 единиц, а именно: партер – 270, балкон – 60;

- Количество бесплатных мест, для административных лиц, устанавливалось в 10 единиц, плюс к этому по 8 контрмарок, каждой из сторон договора.

Вот как описывал П.П. Дюваль итоги первых постановок в Городке, перед тем, как принять решение о делении труппы на два состава (дословно):

«…В Городке были сборы:

- спектакль «Отец» - 61 руб. 60 коп.;

- спектакль «Праздник Мира» - 35 руб. 90 коп.;

С этих сборов выдано на марки Коллективу 54 руб. 25 коп. (15.5 марок по 3.50 на марку) и оставлено на дорогу всем до Невеля.

Мебель и реквизит в Городке есть**, и работать два раза в неделю возможно; но может ли Коллектив существовать только одним Городком, так как на Невель не только нельзя рассчитывать, но даже невозможно переезжать из города в город, затрачивая на переезд труппы 33 рубля 60 коп. еженедельно (1 руб. 20 коп. дорога на человека) и занимать две квартиры: одну в Городке, а другую в Невеле (бесплатных квартир нет, в Городке мы платим по 40 коп. в сутки с человека за помещение) следовательно на расход (40 х 14 в день 5 руб. 60 коп.), а в три дня, т.к. мы приезжаем на два спектакля и должны пробыть около 3 дней в Городке ибо поезд обратный в 5 вечера, это составит 16 руб. 80 коп. таким образом приезд в Городок обойдется Коллективу каждый раз в сумму (16 р. 80 коп. + 33 руб. 60 коп. = 50 руб. 40 коп., каковая сумма падет на расход двух спектаклей...».

Как бы там ни было, а гастроли в Городке состоялись, и завершились в последней декаде августа 1925 года. В фондах Центрального Государственного архива литературы и искусства (г.Санкт-Петербург) хранится Отзыв Городокского районного исполнительного комитета Витебского Округа БССР, в адрес драматической труппы:

-9

«Коллектив Ленинградских Артистов под управлением и режиссерством тов. Де-Виля в течение минувшего летнего сезона этого года работал на сцене Городокского театра, при чем пьесы, которые им сыграны, отвечали культурным запросам публики, а постановка их всегда отличалась строгой продуманностью и свидетельствовала о добросовестном отношении к своей работе т.т. артистов, а также о большом опыте и знании дела режиссера, что подписями и приложением печати удостоверяется».

Примечание:

*Согласно документов государственного архива Витебской области, с момента свершения Октябрьской революции в Невельском уезде существовало 16 народных, передвижных, любительских театральных студий и коллективов;

**В сентябре 1920 года, уроженец г. Невеля, известный актёр и сценарист Фёдор Моисеевич Рябчик, перебравшийся на постоянное место жительство в г. Городок, под руководством профессиональной артистки и театрального инструктора Марии Васильевны Бахметовой организовал городской театр.

Из книги "Страницы истории Невеля. Книга вторая":

litres.ru
litres.ru