Пятидневное путешествие из Москвы в пригороды Санкт-Петербурга продолжается. День четвертый. Посетив музеи-усадьбы очаровательного Ораниенбаума, торжественного Петергофа и гостеприимного Павловска, отправляемся 18 мая 2024 г. в величественное Царское Село.
Своим величием, ныне Государственный музей-заповедник "Царское Село", обязан трем императрицам: Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II.
Вспомнился последний визит в Царское Село в 2014 году. 10 лет назад! Как быстро летит время... Золотая осень очень шла золотому Екатерининскому дворцу, частично укутанному на реставрацию фасадов. Камеронова галерея была открыта. Виды вокруг - великолепные!
И вот новая встреча! Перед нами вновь Царское Село во всей своей красе.
Весной 2024 года всё выглядит по-другому. Молодо, свежо!
Гуляем, наслаждаемся, вдыхаем весенние ароматы.
Военный духовой оркестр готовится к выступлению. Поплыли по парку звуки вальса "На сопках Манчжурии", " Амурские волны", "Катюша"... Красиво!
Входные билеты в Екатерининский дворец (Маршрут 1) куплены онлайн заранее. Дата посещения: 18.05.2024. 11:30. Суббота. Место проведения: Екатерининский дворец и парк. Стоимость: 1100.00 руб. для взрослых, 600 руб. для пенсионеров.
Не спеша входим во Дворец к началу сеанса, получаем наушники, музейные бахилы; группа сформирована, гид-экскурсовод берет управление в свои руки.
Перед нами роскошная мраморная Парадная лестница, созданная по проекту И. Монигетти в стиле «второго рококо» в 1860–1863 годах, при Александре II.
Сколько изменений произошло за более чем 300-летнюю историю Царского села! А начиналось все в 1710 году с небольшой усадьбы Сарская мыза, подаренной Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне.
Сначала на этом месте построили деревянные хоромы и лишь в 1725 году, став императрицей, Екатерина I повелела возвести "каменные палаты о 16 светлицах". Появился дворец, названный позднее в честь её честь (1725-1727) Екатерининским.
Царское село было завещано дочери-цесаревне Елизавете Петровне. С 1727 года она стала его законной владелицей.
Основательная перестройка Первого Каменного дворца и превращение палат в царскосельскую резиденцию началось через 7 лет, после того как Елизавета Петровна в 1741 году вступила на престол.
Она долго подбирала архитекторов и когда в 1748 году строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761) Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания.
Через 8 лет, в конце июля 1756 года, Ф. Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхитил всех своими размерами и «живописностью» декора. Дворцовые фасады украсили фигуры атлантов, кариатид, львиные маски. Сияли пять золоченых глав Дворцовой церкви.
На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. К сожалению, золото на внешней деревянной скульптуре не может сохраняться долго, поэтому сейчас дворец не блестит, но на металлических решетках, воротах и других элементах золото настоящее, сусальное.
Столь же роскошно Растрелли украсил интерьеры дворца. Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Современные реставраторы долго искали секрет матового и блестящего покрытия деревянных элементов. Как рассказала экскурсовод - до яркого блеска золото полируют камнем-агатом (зубком). Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма зубка из агата напоминает кабаний клык.
Анфиладное расположение залов, неизвестное в России до середины XVIII века, поражало своей роскошью, обилием зеркал и статуй. Протяженность парадных комнат по длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
В следующих трех прекрасных залах, называемых антикамеры 1,2,3 (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенных у Парадной лестницы, гости ожидали приемов или выходов императрицы.
Новая хозяйка резиденции императрица Екатерина II к 1770-м годам, увлеченная классическим античным искусством, пожелала изменений в отделке в соответствии с модными вкусами. Знаток античной архитектуры Ч. Камерон (1743–1812), стараясь не нарушить первоначальный замысел, добавил новые элементы. Причудливые завитки барокко здесь сочетается с четкими классическими линиями.
Из антикамер прекрасно просматривается вся анфилада дворцовых комнат. Туда мы и устремились, вновь оказавшись в Большом зале. Здесь потоки туристов регулируют смотрители музея, посылая друг другу сигналы веером. Взмах веера вверх- дорога свободна.
Через Кавалерскую столовую, сервированную знаменитыми орденскими сервизами в честь орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира, предназначенную для торжественных обедов с награжденными, проходим в Белую Парадную столовую для обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.
В Белой Парадной столовой по традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, сервирован сервизом, изготовленным на Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Далее через Малиновую и Зеленую столбовую переходим в портретный зал и устремляемся в Янтарную комнату!
В 1755 года Елизавета Петровна приказала Ф. Растрелли создать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце.
Янтарный кабинет, подаренный Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом в 1716 году в связи с заключением союза между Россией и Пруссией, стал «восьмым чудом света» в России — на своей второй родине.
Всем известна судьба Янтарной комнаты и Царского села во время Великой Отечественной войны...
На эти фотографии невозможно смотреть при выходе из дворца. Но!
Воссоздание шедевра современными российскими мастерами восхищает также, как и их предшественники. "Вся комната янтарным блеском озарена...".
Непостижимо, как вновь явилась первозданная красота в своём прежнем обличии, а мы и поныне любуемся величественным Царским Селом.
При Екатерине II будет построен Александровский дворец для внука Александра и Зубовский флигель, возведены: Орловские ворота, Грот, Морейская и Чесменская колонны, Кагульский обелиск, Китайский театр, Адмиралтейство, Мраморный мост, Башня-Руина, Скрипучая беседка, Термы Камерона, Китайская деревня.
После прогулки по царскосельскому парку вокруг Больших прудов нам надо было посетить Дворцовую церковь Воскресения Христова и апартаменты великого князя Павла Петровича.
Билет стоит для взрослых- 400 руб., для пенсионеров - 200 руб. Выдают аудиогид. Давно не встречались такие музейные тапочки, только пластиковые. Осторожно по ступеньках спускаемся в святая-святых... И, ах!!!
Церковь Воскресения Христова сказочно, ошеломляюще нарядна – синяя берлинская лазурь стен ярко контрастирует с золоченой резьбой иконостаса, роскошными рамами многочисленных образов-икон XVIII века.
Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе.
В 1768 г. был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, состоялось крещение будущего императора Николая I, прощание с императором Александром I.
Бережная реставрация подчеркнута отсутствием золочения на деревянных украшениях. Видны утраты и их воссоздание. Красота и труд вдохновенный!
Из храма переходим в Предхорную. Эта последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.
Золотистым шелком с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей, обтянуты стены и мебель.
Из Предхорной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Во время Великой Отечественной войны гостиная была разрушена: китайский шелк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли. В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной.
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды.
Автор интерьеров Зеленой столовой Ч. Камерон. Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл, рельеф которых подчеркнут розовым фоном.
Бронзовая каминная решетка и приборы, выполнены по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны.
Мы покидаем величественную резиденцию. Проходим по Большому китайскому мосту, расположенному у Екатерининского дворца. Любуемся ограждением из гранитных ваз и переплетенными коваными ветками розовых кораллов.
На постаментах, раскрашенные фигуры китайцев с фонарями, провожают нас сочувствующим взглядом.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были воссозданы по фотографиям к 2010 году. Как раз в 2011 году мы впервые увидели их после реставрации во всём своём ярком сиянии. Сейчас, конечно, краски поблекли, но так они ближе к окружающей природе.
Идём на парковку через Александровский парк. Опять мечтаем о скамейке, о машине, об ужине... Проза жизни! Но впереди ещё пятый день путешествия - Гатчина и 700 км до Москвы. Готовы ко всему!