Найти тему

Величественное Царское Село. Путешествие из Москвы в пригороды Санкт-Петербурга

Пятидневное путешествие из Москвы в пригороды Санкт-Петербурга продолжается. День четвертый. Посетив музеи-усадьбы очаровательного Ораниенбаума, торжественного Петергофа и гостеприимного Павловска, отправляемся 18 мая 2024 г. в величественное Царское Село.

Екатерининский дворец. Вензель на воротах Екатерины I.
Екатерининский дворец. Вензель на воротах Екатерины I.

Своим величием, ныне Государственный музей-заповедник "Царское Село", обязан трем императрицам: Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II.

Золотые ворота. Плац перед дворцом.
Золотые ворота. Плац перед дворцом.

Вспомнился последний визит в Царское Село в 2014 году. 10 лет назад! Как быстро летит время... Золотая осень очень шла золотому Екатерининскому дворцу, частично укутанному на реставрацию фасадов. Камеронова галерея была открыта. Виды вокруг - великолепные!

И вот новая встреча! Перед нами вновь Царское Село во всей своей красе.

Екатерининский дворец.
Екатерининский дворец.

Весной 2024 года всё выглядит по-другому. Молодо, свежо!

-5

Гуляем, наслаждаемся, вдыхаем весенние ароматы.

Камеронова галерея.
Камеронова галерея.

Военный духовой оркестр готовится к выступлению. Поплыли по парку звуки вальса "На сопках Манчжурии", " Амурские волны", "Катюша"... Красиво!

-7

Входные билеты в Екатерининский дворец (Маршрут 1) куплены онлайн заранее. Дата посещения: 18.05.2024. 11:30. Суббота. Место проведения: Екатерининский дворец и парк. Стоимость: 1100.00 руб. для взрослых, 600 руб. для пенсионеров.

Вход. Маршрут №1.
Вход. Маршрут №1.

Не спеша входим во Дворец к началу сеанса, получаем наушники, музейные бахилы; группа сформирована, гид-экскурсовод берет управление в свои руки.

Перед нами роскошная мраморная Парадная лестница, созданная по проекту И. Монигетти в стиле «второго рококо» в 1860–1863 годах, при Александре II.

Главный парадный вход.
Главный парадный вход.
-10

Сколько изменений произошло за более чем 300-летнюю историю Царского села! А начиналось все в 1710 году с небольшой усадьбы Сарская мыза, подаренной Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне.

Китайская гостиная Александра I. Портеры Петра I и Екатерины Алексеевны.
Китайская гостиная Александра I. Портеры Петра I и Екатерины Алексеевны.

Сначала на этом месте построили деревянные хоромы и лишь в 1725 году, став императрицей, Екатерина I повелела возвести "каменные палаты о 16 светлицах". Появился дворец, названный позднее в честь её честь (1725-1727) Екатерининским.

 Портрет Екатерины I с арапчонком. И. Н. Адольский. 1725–1726. Холст; масло
Портрет Екатерины I с арапчонком. И. Н. Адольский. 1725–1726. Холст; масло

Царское село было завещано дочери-цесаревне Елизавете Петровне. С 1727 года она стала его законной владелицей.

Предхорная. Портрет Елизаветы Петровны.
Предхорная. Портрет Елизаветы Петровны.

Основательная перестройка Первого Каменного дворца и превращение палат в царскосельскую резиденцию началось через 7 лет, после того как Елизавета Петровна в 1741 году вступила на престол.

Портретный зал. Портрет Елизаветы Петровны кисти Г. Бухгольца, вмонтировавшего в свое полотно портрет, выполненный Л. Караваком.
Портретный зал. Портрет Елизаветы Петровны кисти Г. Бухгольца, вмонтировавшего в свое полотно портрет, выполненный Л. Караваком.

Она долго подбирала архитекторов и когда в 1748 году строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761) Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания.

Большой зал или Светлая галерея для торжественных приёмов, обедов балов и маскарадов. Арх. Ф. Растрелли.
Большой зал или Светлая галерея для торжественных приёмов, обедов балов и маскарадов. Арх. Ф. Растрелли.

Через 8 лет, в конце июля 1756 года, Ф. Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Екатерининский дворец.
Екатерининский дворец.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхитил всех своими размерами и «живописностью» декора. Дворцовые фасады украсили фигуры атлантов, кариатид, львиные маски. Сияли пять золоченых глав Дворцовой церкви.

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. К сожалению, золото на внешней деревянной скульптуре не может сохраняться долго, поэтому сейчас дворец не блестит, но на металлических решетках, воротах и других элементах золото настоящее, сусальное.

Внутренний деревянный позолоченный декор.
Внутренний деревянный позолоченный декор.

Столь же роскошно Растрелли украсил интерьеры дворца. Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Современные реставраторы долго искали секрет матового и блестящего покрытия деревянных элементов. Как рассказала экскурсовод - до яркого блеска золото полируют камнем-агатом (зубком). Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма зубка из агата напоминает кабаний клык.

-18

Анфиладное расположение залов, неизвестное в России до середины XVIII века, поражало своей роскошью, обилием зеркал и статуй. Протяженность парадных комнат по длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

-19

В следующих трех прекрасных залах, называемых антикамеры 1,2,3 (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенных у Парадной лестницы, гости ожидали приемов или выходов императрицы.

Многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Печи, созданные по эскизам Ф. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
Многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Печи, созданные по эскизам Ф. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

Новая хозяйка резиденции императрица Екатерина II к 1770-м годам, увлеченная классическим античным искусством, пожелала изменений в отделке в соответствии с модными вкусами. Знаток античной архитектуры Ч. Камерон (1743–1812), стараясь не нарушить первоначальный замысел, добавил новые элементы. Причудливые завитки барокко здесь сочетается с четкими классическими линиями.

Антикамера.
Антикамера.

Из антикамер прекрасно просматривается вся анфилада дворцовых комнат. Туда мы и устремились, вновь оказавшись в Большом зале. Здесь потоки туристов регулируют смотрители музея, посылая друг другу сигналы веером. Взмах веера вверх- дорога свободна.

Парадная голубая гостинная. В. Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1757.  Холст, масло.
Парадная голубая гостинная. В. Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1757. Холст, масло.

Через Кавалерскую столовую, сервированную знаменитыми орденскими сервизами в честь орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира, предназначенную для торжественных обедов с награжденными, проходим в Белую Парадную столовую для обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Кавалерская столовая. Многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Печи, созданные по эскизам Ф. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
Кавалерская столовая. Многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Печи, созданные по эскизам Ф. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

В Белой Парадной столовой по традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, сервирован сервизом, изготовленным на Мейсенской фарфоровой мануфактуре.

Белая парадная столовая.
Белая парадная столовая.
Белая парадная столовая.
Белая парадная столовая.

Далее через Малиновую и Зеленую столбовую переходим в портретный зал и устремляемся в Янтарную комнату!

Успеть запечатлеть!
Успеть запечатлеть!

В 1755 года Елизавета Петровна приказала Ф. Растрелли создать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце.

Флорентийская мозаика из серии "Пять чувств". Обоняние и осязание.
Флорентийская мозаика из серии "Пять чувств". Обоняние и осязание.

Янтарный кабинет, подаренный Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом в 1716 году в связи с заключением союза между Россией и Пруссией, стал «восьмым чудом света» в России — на своей второй родине.

Вензель короля Фридриха I в раме.
Вензель короля Фридриха I в раме.

Всем известна судьба Янтарной комнаты и Царского села во время Великой Отечественной войны...

-29

На эти фотографии невозможно смотреть при выходе из дворца. Но!

Воссоздание шедевра современными российскими мастерами восхищает также, как и их предшественники. "Вся комната янтарным блеском озарена...".

Зеркальные пилястры Янтарной комнаты.
Зеркальные пилястры Янтарной комнаты.

Непостижимо, как вновь явилась первозданная красота в своём прежнем обличии, а мы и поныне любуемся величественным Царским Селом.

Чесменская колонна на Большом пруду.
Чесменская колонна на Большом пруду.
Мраморный мост открыт после реставрации.
Мраморный мост открыт после реставрации.
Турецкая баня открыта после реставрации.
Турецкая баня открыта после реставрации.
Камеронова галерея.
Камеронова галерея.

При Екатерине II будет построен Александровский дворец для внука Александра и Зубовский флигель, возведены: Орловские ворота, Грот, Морейская и Чесменская колонны, Кагульский обелиск, Китайский театр, Адмиралтейство, Мраморный мост, Башня-Руина, Скрипучая беседка, Термы Камерона, Китайская деревня.

Парковые аллеи.
Парковые аллеи.
Липовые аллеи.
Липовые аллеи.
Цветет черемуха.
Цветет черемуха.

После прогулки по царскосельскому парку вокруг Больших прудов нам надо было посетить Дворцовую церковь Воскресения Христова и апартаменты великого князя Павла Петровича.

Музейный экспонат)
Музейный экспонат)

Билет стоит для взрослых- 400 руб., для пенсионеров - 200 руб. Выдают аудиогид. Давно не встречались такие музейные тапочки, только пластиковые. Осторожно по ступеньках спускаемся в святая-святых... И, ах!!!

Алтарь церкви Воскресения Христова.
Алтарь церкви Воскресения Христова.

Церковь Воскресения Христова сказочно, ошеломляюще нарядна – синяя берлинская лазурь стен ярко контрастирует с золоченой резьбой иконостаса, роскошными рамами многочисленных образов-икон XVIII века.

Царские врата.
Царские врата.

Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе.

-41

В 1768 г. был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, состоялось крещение будущего императора Николая I, прощание с императором Александром I.

-42

Бережная реставрация подчеркнута отсутствием золочения на деревянных украшениях. Видны утраты и их воссоздание. Красота и труд вдохновенный!

Из храма переходим в Предхорную. Эта последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.

Предхорная.
Предхорная.

Золотистым шелком с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей, обтянуты стены и мебель.

-44

Из Предхорной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.

Китайская голубая гостиная.
Китайская голубая гостиная.
-46

Во время Великой Отечественной войны гостиная была разрушена: китайский шелк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли. В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной.

Парадная Голубая гостиная.
Парадная Голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды.

Парадная Голубая гостиная.
Парадная Голубая гостиная.

Автор интерьеров Зеленой столовой Ч. Камерон. Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл, рельеф которых подчеркнут розовым фоном.

Зеленая столовая.
Зеленая столовая.
Зеленая столовая.
Зеленая столовая.

Бронзовая каминная решетка и приборы, выполнены по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны.

-51
Вид усталый...
Вид усталый...

Мы покидаем величественную резиденцию. Проходим по Большому китайскому мосту, расположенному у Екатерининского дворца. Любуемся ограждением из гранитных ваз и переплетенными коваными ветками розовых кораллов.

Большой китайский мост
Большой китайский мост

На постаментах, раскрашенные фигуры китайцев с фонарями, провожают нас сочувствующим взглядом.

Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были воссозданы по фотографиям к 2010 году. Как раз в 2011 году мы впервые увидели их после реставрации во всём своём ярком сиянии. Сейчас, конечно, краски поблекли, но так они ближе к окружающей природе.

Большой китайский мост.
Большой китайский мост.

Идём на парковку через Александровский парк. Опять мечтаем о скамейке, о машине, об ужине... Проза жизни! Но впереди ещё пятый день путешествия - Гатчина и 700 км до Москвы. Готовы ко всему!