В последнее время редко какой фильм или сериал американского производства обходится без повестки, где люди разных рас, полов и, прости господи, гендеров и прочих небинарных личностей не вставлялись там, где надо или не надо. В основном там, где не надо. Так, в сериале «Падение Трои» у нас появляются чернокожие греческие боги, в сериале «Ведьмак» — эльфы-азиаты, а в очередной марвеловской киноподелке «Доктор Стрэндж» у девочки было две мамы. Такая картина стала повсеместной, впрочем, были и выгодные исключения. Так, например, в сериале «Андор» и кинофильме «Оппенгеймер» главными являлись: проработка персонажей и сюжет, а не делание выставить на передний план очередную сильную женщину. Этот факт крайне выгодно выделял эти работы над остальным «повесточным» кинематографом.
«Amazon Studios» также вставляли повестку в свои сериалы, так, в «Кольцах власти» мы вновь увидели чернокожих эльфов и гномов, но вот в сериале «Пацаны» мы увидели именно качественную постановку, и, если повестка и была, то отходила на третий или даже четвертый план. Поэтому нет ничего удивительного в том, что от нового сериала «Fallout» можно было ожидать чего угодно. И на деле мы получаем отличный сериал с проработанными персонажами и весьма интересной историей.
Есть ли в сериале повестка? Есть. Получился ли он повесточным? Нет.
Кто-то спросит, а в чем же эта повестка, если в сериале показывают постапокалиптический США, где запросто могут на одинаковых ролях быть как белые, так и черные, ибо имеющиеся социальные стенки разрушились вместе с государством и социумом. Новый социум работает совсем по другим правилам, что и показывает сериал. Так почему главным героем не может быть афроамериканец, тем более хорошо прописанный? И я отвечу: может быть. Ничего не имею против чернокожего актера на главной роли, поскольку он идеально вписывается в прописанный создателями мир. Повестка видна здесь в другом. Супругой одного из героев, Купера Говарда, в прошлом популярного актера вестернов, а ныне мрачного гуля-охотника за головами, является афроамериканка. Ну и что тут особенного, спросите вы? Не мог актер вестернов жениться на черной женщине? Мог, конечно же, мог, но, несмотря на альтернативность вселенной «Fallout», действие все равно начинает происходить в аналоге 60-х годов в США (автомобили, чёрно-белое телевидение, мода в одежде). Пусть там уже есть ранние элементы роботизации, а вездесущую «Coca-Cola» заменил бренд «Nuka-Cola», американское общество по-прежнему никто не менял. Они так и не вылезли из маккартизма, а расовые предрассудки по-прежнему сильны. В таком мире просто не может чернокожая женщина являться не просто занимающей лидерские позиции в капиталистической компании, а является выразителем идей на сборище самых богатых людей Америки. Подобная уравниловка по-прежнему играет на минус атмосферности картины.
Другим примером наличия повестки в сериале является легкий намек на однополые отношения между матерью главной героини и Ли Молдавер — главой Новой Калифорнийской республики или того, что от нее осталось. Конкретно в сериале об этом не говорят, но наученный определением повестки глаз не обмануть. И это, надо сказать, новый качественный виток пропихивания повестки, когда она не шита белыми нитками, а плавно и почти гармонично встроена в повествование. Является ли сериал от этого плохим или повесточным? Как я уже сказал — нет.
Во-первых, здесь отсутствует главная цель повестки — навязать зрителю идею того, что женщина или человек другой расы не просто не хуже, а намного лучше белого гетеросексуального мужчины. Просто по факту своего рождения и существования.
Во-вторых, успехи, слабости и ошибки главных героев происходят не по причине необходимости пропихивания профестчоных идеалов, а исходя из логики мира и прописанных персонажей. Герои реалистичны настолько, насколько может быть реалистичен персонаж такого мира, а их успехи или неудачи прописаны в сюжете. Персонажи — в первую очередь люди со своими недостатками и достоинствами. Нам сразу же объясняют, почему главная героиня сериала Люси Маклин умеет хорошо сражаться и управляться техникой — её этому учили. А вот социализации в новом жестоком мире не учили, поэтому, попадая туда, она раз за разом попадает в ситуации, из которых не всегда может достойно выбраться. Суровый мир пустошей является её учителем. И это тот подход, которого современному зрителю долго не хватало в современном кино. Дайте нам уже настоящих героев, людей с ошибками и слабостями, которые они превозмогают, а не картонных персонажей, которые сильные и смелые только потому, что потому.
Вот получается, что новый сериал отлично сложен и практически неповесточным, несмотря на то, что она тут и есть. А вы как считаете?