Найти тему
Болтовня буквоеда

Рассказы Юрия Мамлеева о грехах человеческих.

«В фильме «Красный гонорар» Гейдар Джемаль сказал о моей литературе, что часто герои Мамлеева — это люди в экстремальных ситуациях, часто не совсем люди. Отгадку стоит искать в том, что герои «Шатунов» не совсем люди — в том отношении, что их душа пролонгируется в иной мир. Он ищут ответа на то, на что немыслимо ответить. Там всё смешано. И психологические моменты, и метафизические.
Евгений Головин сказал, что Фёдор Соннов убивает потому, что считает этот мир псевдореальным. Эта реальность не настоящая, а какая-то подделка. Настоящий мир — за ней. А другой критик говорил, что они лезут туда, куда лезть нельзя, а человек ведь за всё платит. Выпил — похмелье. А когда идёшь за грань, то приходится платить, и они превращаются в монстров». (с) из интервью Юрия Мамлеева.

Здравствуйте. Нашёл я тут свои старые отзывы с сайта «Лаборатория Фантастики» на три рассказа Юрия Мамлеева: «Записки повара», «Золотые волосы» и «Крик». Отзывы я чутка подредактировал и теперь делюсь общим текстом с вами. На понимание претендую лишь настолько, насколько лично я могу понять подобное на момент написания.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

Итак, вот:

  • «Записки повара». Характерная цитата:
«Старикашка я диковатый и озлобленный. Сижу на пенсии, но жить хочу. Дорогу, даже если зелëный свет, перехожу осторожно, лучше всего со стайкой детей. Или просто около мамаши с малышом. За малыша и хоронюсь. Небось, дитë побоятся раздавить, не то что пожилого, отжившего век человека. Но я ещё не отжил...»
Мамлеев писал о смертных грехах, таких как обжорство.
Мамлеев писал о смертных грехах, таких как обжорство.

«В чём сила, брат? В Правде или в Жратве? Я думаю, сила в Жратве...», — так мог бы ответить Даниле Багрову главный герой «Записок повара» Юрия Мамлеева. И он был бы по-своему ПРАВ. Потому как зачем сходить с ума по всяким там утопиям, мировому равенству, правде, справедливости и прочим труднореализуемым идеям, когда для обычного человека гораздо понятнее ПОЖРАТЬ и ВЫПИТЬ ПИВА?

Вот и нашему повару нравятся простые радости жизни. Но и они однажды заканчиваются, жизнь пролетает как мгновение и человек когда-то умирает (мы когда-то всегда умираем); а если он не верит ни во что иное, кроме абсолютной пустоты, так хочется ему тогда напакостить всем напоследок да помереть с ненавистью к миру. Я же, дескать, умру сейчас, а вы, твари, пусть на минуту, на час, но меня переживёте, понаслаждаетесь, подышите!

Помирает такой человек с ненавистью к тем, кто остаётся жить после него; ненавидит он их просто потому, что они будут жить ещё какое-то время, а он вот уже отжил, и ни секунды более отпущенного ему не причитается... Собственно, про такого совсем неприятного, но смутно знакомого человека и повествует Юрий Мамлеев в «Записках повара».

«Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин».
«Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин».
  • «Золотые волосы». Характерная цитата:
«Он встал и, обнажившись, подошёл к зеркалам. Там, в этих зеркалах своего почти антикварного номера в волшебном этом отеле, он опять увидел свои портреты, разбросанные на коврах и диванах.
Боже, как он был (и есть!) велик! Всемыслитель, автор сорока книг, каждая из которых на уровне Шекспира и Достоевского (так писали газеты), лауреат всех высших мировых премий, визионер (не уступающий Блейку), властитель самых утончённых женщин и вообще доступный сверхчеловек. А эти цветущие (как блеск золота) волосы, к ним прикасались самые изысканные мальчики!..»

Здесь Мамлеев предлагает прочитать историю Нарцисса наших дней. Рассказ сильно напоминает «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, только на современный лад: главный герой — продвинутое рекламой и литературными агентами ничтожество, которое ещё ждёт всё то, что ждало Дориана.

У Мамлеева показан старый сюжет на новый лад.
У Мамлеева показан старый сюжет на новый лад.

Ничтожество догадывается, что его популярность фиктивна и надута рекламой, сильными мира сего. Оно знает это, но ничего поделать не может: ничтожество пожизненно посажено в ловушку, и может лишь играть по чужим правилам, наслаждаясь тем, что дают, заигрывая с теми, кто щедро заплатит медийной потаскухе.

А зачем, спрашивается, нам быть в курсе о жизни подобного уродца? Кажется, незачем... В таком случае зачем мы смотрим трэш-стримы (знающие поймут, см. Виджей Линк, Мелстрой, Руслан Гительман и пр.) о жизни донных падальщиков? Не делает ли это и нас похожими на тех, за чьей убогой жизнью мы наблюдаем? Это же, видимо, всегда в нас было: грязь, ненависть, похотливость, тщеславие, зависть, самоутверждение?

Главный герой «Золотых волос» — типичный продукт современной глобальной системы потребления. Быть может, подобные ему существуют только для того, чтобы «наблюдатели» (мы) могли увидеть самих себя как в зеркале и ужаснуться. Мне вот иногда страшно, знаете ли. Хотя можно и не только ужасаться, а и получать наслаждение.

«Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце».
«Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце».
  • «Крик». Характерная цитата:
«Смуров как-то не замечал ни своего ума, ни сознания, что, собственно, в основном и образует душу. У других она есть, у него нет. У него вместо этого одни провалы, не пустоты, а именно провалы.
Короче, душа Смурова казалось ему бездонной пропастью, провалом в никуда. А мысли там всякие — он почти и не замечал их. «Мухи они, летают и летают себе, — думал он. — Разве это я? Мухи и есть мухи, мысли всякие. Одна пропасть во мне, пустая…» И он жил, не веря и не замечая себя, как в лунном сне».
Возможно, Смуров был поражён унынием.
Возможно, Смуров был поражён унынием.

Герой рассказа, Коля Смуров, не верил в своё существование и ходил по краю Бездны, заглядывая в неё всё чаще или как минимум постоянно о ней думая и ощущая её присутствие. Однажды Бездна, наконец, обратила внимание на Колю... Что из этого вышло — читайте в «Крике» Мамлеева.

На мой взгляд, у автора получился страшный рассказ в жизненном смысле этого слова. Вот что может выйти с человеком, если он будет слишком внимательно и долго вглядываться в запретное для ума. Ведь Ницше давно уже сказал и даже сам и доказал, что бывает с человеком, если долго вглядываться не туда. Даже такой нигилист как Коля, — и тот до последнего не понимал, что заигрывает с огнём и надо бы ему, наверное, было как-то лечиться.

В конце «Крика» герой в полной мере осознал, насколько страшен подобный взгляд из ниоткуда и что за ним следует.

«Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках».
«Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках».

Рекомендую историю про Колю Смурова к прочтению всем, кто тоже ходит-бродит по краю. Впрочем, откуда нам знать, где и как мы ходим, если дальше нашего собственного носа — темнота, туман и неопределённость? Подытожу: читайте рассказы Юрия Мамлеева. Только за кукушкой следите, а то улетит и не вернёте потом. Как грицца, кукушка не воробей, улетит — не словишь. Хо-хо!

Спасибо за ваше внимание.

«Мрак тоже есть разный. Настоящий мрак — это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в тёмное пространство. В человеке всё соединено: и мрак, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем.
Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мрак. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение». (с) из интервью Юрия Мамлеева.

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):