Найти тему

Абсолютное зло книжного рынка

ДИСКЛЕЙМЕР. Я не стигматизирую НИКАКИЕ жанры, вне зависимости от того, в тренде они или нет. Я знаю, что есть авторы, которые пишут то же славянское фэнтези, потому что они ОБОЖАЮТ именно эту культуру, и они пишут хорошо к ним у меня не было и нет никаких вопросов, как и к тем, кто эти книги читает из искреннего интереса. Этих людей я уважаю и к ним у меня вопросов нет.

Итак.

В нашем мире, который подаётся таким неоднозначным, всё-таки есть стопроцентное добро и стопроцентное зло. Сегодня мы поговорим о проявлении такого вот абсолютного зла, а именно о трендах рынка в книжной индустрии. Тренды принято подавать как что-то позитивное или по крайней мере нейтральное, что-то "на познакомиться" или "на обсудить", но и то, и другое — тотальные заблуждения. Почему? Смотрите сами.

  1. Тренды ограничивают самовыражение автора.

Да, формально никто не запрещает писать то, что нравится, что зажигает. А если вдруг тебя зажигает трендовый жанр — так это красота, тут вопросов нет. Но если тебя зажигает, например, космофант, тогда как большинству проектов и редакций подавай азиатщину да славянщину — у тебя будет довольно мало возможностей заявить о себе и стать видимым. Нужно быть весьма смелым, чтобы в таких реалиях сказать «Нет, ребят, до свидания. Я всё равно буду делать именно то, что нравится МНЕ, даже если мои пристрастия в итоге разделят лишь прекрасные 10 человек».

2. Тренды снижают качество текстов.

— Потому что надо фигачить быстро, нет времени объяснять. Кто знает, сколько тренд продержится? Нормальную книгу написать — от полугода до пары лет, а то и дольше. Пишущие в тренды вряд ли могут позволить себе работать так долго, а тем более собирать матчасть, а тем более работать над текстом, давать ему отлежаться, вычитывать что-то уже после… Нет, на это просто не будет времени. И это не может не сказаться на результате.

— Потому что плодят однообразие, а однообразие — это опять же поверхностность и деградация как автора, так и читателя. Как сказала одна моя подруга: "Везде есть и говно, и звёзды, но при шаблонизации, как у Киры Фроловой, получается, что звёзд всё меньше". Потому что говно банально легче клепать, и это как раз укладывается в пункт 2.1.

3. Тренды снижают качество изданий.

См.пункт 2 — потому что некогда объяснять и нужно успеть залить на рынок как можно больше одинакового контента, пока не схлынула волна. При этом, см пункт 1 — любой контент, который из этого пула выбивается, пролетает мимо издателя, мимо читателя, вне зависимости от его качества.

4. Тренды формируют плоскую, однобокую картину мира у читателей.

Это напрямую сказывается на умении человека смотреть вокруг и делать из увиденного адекватные, развёрнутые и глубокие выводы. Какие могут быть адекватные выводы, когда из книги в книгу кочует не то что одна и та же проблематика (если она вообще есть), но даже один и тот же взгляд на одни и те же проблемы? Эти шаблоны убивают критическое мышление, и это не может не сказываться на качестве жизни людей: делает их ксенофобными (потому что инаковость в любом проявлении, в том числе в образе мыслей, отрицается), легко подверженными пропаганде, да банально глупыми.

5. Ну и наконец, ориентация рынка на тренды ДИСКРИМИНИРУЕТ читателей. Удивлены?

А как же быть с теми, кто не хочет читать миллионы славянского фэнтези, азиатщины и слр с рок-звёздами? Тем, кто хочет, например, качественной космофантастики, или постапа, или эпического средневекового фэнтези? Для таких читателей, вероятно, есть Фанзон, но будем честны — у Фанзона порог вхождения сильно выше среднего. И Фанзон — это сплошная зарубежка. Что делать тем, кто хочет что-то кроме?

Почему, условно говоря, мнение школьников, которым и Лия Арден норм, в этой парадигме учитывается, а мнение читателей +- как я — нет? Потому что школьников больше? Что это тогда такое, если не дискриминация?

Это очень напоминает ситуацию на американском рынке косметики в прошлом, когда темнокожие женщины даже не могли подобрать себе подходящую косметику, потому что рынок ориентировался исключительно на белых. У нас на книжном рынке происходит примерно то же самое.

Тренды НИКАК не помогают автору творить. Если автору, чтобы выбрать тему, которая ему интересна, или подходящую форму для своего высказывания, нужны тренды — значит, ему, скорее всего, не хватает кругозора: начитанности, насмотренности — и ему пока рано нести свои мысли на всеобщее обозрение.

Тренды НЕ ГАРАНТИРУЮТ, что автором заинтересуются издатели, и тем более, что он станет заметным — ведь так велика вероятность, что трендовые книги просто утонут в бесконечном море таких же.

Поэтому ЛЮБОЙ человек, который говорит о трендах НЕ в отрицательном ключе, вредит литературе – понимает он это или нет.