Найти тему

Урок 12. Часть 1. ⛵️ Распределение ролей на яхте. Техника безопасности при работе с парусами

Предыдущий урок можно посмотреть по ссылке:

Прежде чем рассказывать о работе с парусами, необходимо знать, как правильно распределить роли в команде, чтобы обеспечить быстроту выполнения всех маневров и их безопасность. 

 

   Каждый член экипажа выполняет закрепленные за ним функции и несет за них ответственность. Это гарантирует порядок, безопасность, отсутствие суеты и быстроту при выполнения, даже самых сложных маневров.  

   Если ваша яхта без двигателя, то работать с парусами вам придется с того момента, как вы оттолкнетесь от причала.

   Разберем распределение ролей на яхте с вооружением «шлюп», так как это самый популярный в мире тип вооружения. Напомню, что он состоит из 2-х основных парусов - грота и стакселя и одного дополнительного - спинакера или геннакера.

   На маленьких яхтах или швертботах экипаж может состоять из одного-двух человек. Там все предельно ясно: рулевой рулит и управляет гротом, шкотовый делает все остальное. На яхтах побольше, например SB20, добавляется баковый и так далее: чем больше яхта, тем многочисленнее ее экипаж, но бывают и исключения, как например яхтсмены-одиночники, которые делают все сами, но это уже совсем другая история.  

   Из всего многообразия яхт с таким вооружением «шлюп», больше всех мне нравятся J70 и МХ700. И кстати, МХ 700 сейчас есть в очень многих яхт-клубах страны и география его расширяется. Яхта, максимально адаптирована, как для обучения, так и для самых серьезных регат. Почти на всех моих видео яхты, именно этого класса.

 Рассказывая про отход от причала, я уже говорила о необходимости распределения ролей в экипаже, так вот, для управления парусами, роли так же должны быть распределены и сделать это надо ДО выхода, чтобы члены экипажа четко понимали, кто что делает.

 На спортивной парусной яхте, такой как J70 или МХ 700, где в экипаже, как правило 4 человека, роли распределены так:

   1. Рулевой управляет яхтой и отдает команды при выполнении маневров

   2. Шкотовый на гроте управляет гротом. В его зоне ответственности гика-шкот и погон гика-шкота.  Он же может выполнять роль тактика, который принимает решения о маневрах при взаимодействии с соперниками, во время гонки, так как внимание рулевого должно быть сконцентрировано на управлении яхтой. 

  3. Шкотовый на стакселе 

  • на острых курсах управляет стакселем, 
  • на уваливании поднимает геннакер и управляет им, вместе с баковым убирает геннакер. 
  • на полном курсе управляет геннакером.  

-2

Его снасти - это стаксель-шкоты, геннакер-фал и брасы.

   4. Баковый:

  • на лавировке против ветра занят работой с креном и текущей настройкой основных парусов. 

В его зоне ответственности:

  1. для настройки грота: оттяжка гика, оттяжка Каннингема, грота-шкот;
  2. для настройки стакселя: каретки стаксель-шкотов;
  • на полном курсе, активно задействован на постановке и уборке геннакера. 

-3

 Весь экипаж располагается в кокпите:

ближе всех к корме - рулевой. Граница, которой он отделен от остального экипажа - это погон гика-шкота; следующая позиция - шкотовый на гроте, дальше - шкотовый на стакселе и баковый. 

На нижнем фото - классическое расположение экипажа в средний ветер.

  На верхнем фото, баковый и шкотовый на стакселе сидят ногами за борт. Это применяется в сильный ветер, когда яхта идет с креном. Они, своим весом, частично компенсируют этот крен
На нижнем фото - классическое расположение экипажа в средний ветер. На верхнем фото, баковый и шкотовый на стакселе сидят ногами за борт. Это применяется в сильный ветер, когда яхта идет с креном. Они, своим весом, частично компенсируют этот крен

   В слабый ветер экипаж сдвигается ближе к носу, чтобы создать дифферент на нос (переместив вес экипажа на нос, мы добиваемся того, что корма приподнимается над водой, подводная часть, соприкасающаяся с водой, становится меньше и лодка идет быстрее)

   Только на глиссировании, шкотовый на гроте уходит в район ахтерштага (за рулевого) и вся команда сдвигается ближе к корме. 

-5

 Все гоночные яхты одного класса похожи, поэтому распределение ролей на них и расположение экипажа, чаще всего, остается неизменным. 

   На соревнованиях среди спортивных яхт, применяется линейная система подсчета очков.

  На больших яхтах количество членов экипажа больше и роли распределяются несколько иначе: к примеру есть позиция бакового, у которого круг обязанностей шире, чем на маленькой яхте; есть отдельная позиция мачтового, который поднимает паруса и есть позиция  «пианиста», который находится в районе рубки, куда выведены фалы и оттяжки и заложены на специальные стопора, напоминающие клавиши пианино. Клавиши подписаны, чтоб «пианист», в спешке, их не перепутал. 

-6

 Шкоты и брасы могут добирать два человека: один крутит лебедку, другой тянет шкот. 

   Все яхты разные, роли распределяются, исходя из особенностей каждой яхты. 

   Могут быть и другие варианты распределения ролей, но суть одна - каждый отвечает за конкретный парус, снасть или несколько снастей и не вмешивается в работу, закрепленную за другими членами экипажа, если этого не требуют особые обстоятельства или если товарищ по команде не попросит о помощи. Это необходимо из соображений безопасности и гарантирует отсутствие суеты и неразберихи во время выполнения маневров. 

   Зачастую, в соревнованиях, такие яхты делят на флота, в каждый из которых попадают яхты схожие по размеру, весу, площади парусности, но не одинаковые, поэтому подсчет очков на финише производится с учетом балла, который рассчитывается для каждой яхты, что приводит к тому, что можно прийти на финиш последним, а занять, в итоге, 1-е место….

-7

Техника безопасности при нахождении на яхте и работе с парусами

  • Гик! Гик безопасен, пока яхта идет на одном галсе, но когда яхта делает поворот, гик переходит с одного борта на другой, особенно это касается поворота фордевинд, когда он переходит по большой амплитуде, поэтому во время поворота не надо вставать. По-английски, гик называется «boom» и это говорит о том, что опыт встреч у англичан с гиком колоссальный😂
  • Для работы со шкотами необходимо использовать перчатки - это поможет защитить руки от мозолей, но не сильно)
  • Не наматывать веревки на руки, чтобы не повредить руки. Правильно держать веревку так, как на фото. 
-8

  • Держать шкот, фал или любой другой конец следует после стопора. В противном случае, вы не сможете ее удержать, а в попытке удержать, пальцы руки могут быть затянуты в блок. 
  • При работе с лебедками, шлаги наматывать один над другим и не пытаться их поправлять руками: нагрузка на шкот бывает очень высока и пальцы может защемить. 
-9
  • Длинные волосы убирать так, чтобы они не развевались на ветру и не попали случайно в блок. 
  • Ходить по палубе следует в закрытой обуви, чтобы не повредить пальцы ног. Многие яхтсмены ходят босиком, но это можно себе позволить не в гонке и в спокойную погоду. В остальных случаях, обувь обязательна. 
  • Старайтесь не наступать на веревки (шкоты, брасы и пр.), лежащие в кокпите и старайтесь убирать их из под ног при первой возможности.
  • Концы (веревки) не должны быть спутаны между собой. У каждого из них есть свое место, обычно недалеко от его стопора. Там он и должен лежать после использования, не запутанный, без лишних узлов и готовый к следующему использованию. Узел на конце - «восьмерка» - единственный допустимый узел на веревке, поэтому следите за тем, чтобы других узлов не было, потому что они «любят» завязываться сами собой.

В следующем уроке мы, наконец перейдем к настройке парусов для разных курсов, а перед этим, я настоятельно рекомендую повторить уроки:

И, до встречи на следующем уроке!