Предыдущий урок можно посмотреть по ссылке:
Прежде чем рассказывать о работе с парусами, необходимо знать, как правильно распределить роли в команде, чтобы обеспечить быстроту выполнения всех маневров и их безопасность.
Каждый член экипажа выполняет закрепленные за ним функции и несет за них ответственность. Это гарантирует порядок, безопасность, отсутствие суеты и быстроту при выполнения, даже самых сложных маневров.
Если ваша яхта без двигателя, то работать с парусами вам придется с того момента, как вы оттолкнетесь от причала.
Разберем распределение ролей на яхте с вооружением «шлюп», так как это самый популярный в мире тип вооружения. Напомню, что он состоит из 2-х основных парусов - грота и стакселя и одного дополнительного - спинакера или геннакера.
На маленьких яхтах или швертботах экипаж может состоять из одного-двух человек. Там все предельно ясно: рулевой рулит и управляет гротом, шкотовый делает все остальное. На яхтах побольше, например SB20, добавляется баковый и так далее: чем больше яхта, тем многочисленнее ее экипаж, но бывают и исключения, как например яхтсмены-одиночники, которые делают все сами, но это уже совсем другая история.
Из всего многообразия яхт с таким вооружением «шлюп», больше всех мне нравятся J70 и МХ700. И кстати, МХ 700 сейчас есть в очень многих яхт-клубах страны и география его расширяется. Яхта, максимально адаптирована, как для обучения, так и для самых серьезных регат. Почти на всех моих видео яхты, именно этого класса.
Рассказывая про отход от причала, я уже говорила о необходимости распределения ролей в экипаже, так вот, для управления парусами, роли так же должны быть распределены и сделать это надо ДО выхода, чтобы члены экипажа четко понимали, кто что делает.
На спортивной парусной яхте, такой как J70 или МХ 700, где в экипаже, как правило 4 человека, роли распределены так:
1. Рулевой управляет яхтой и отдает команды при выполнении маневров
2. Шкотовый на гроте управляет гротом. В его зоне ответственности гика-шкот и погон гика-шкота. Он же может выполнять роль тактика, который принимает решения о маневрах при взаимодействии с соперниками, во время гонки, так как внимание рулевого должно быть сконцентрировано на управлении яхтой.
3. Шкотовый на стакселе
- на острых курсах управляет стакселем,
- на уваливании поднимает геннакер и управляет им, вместе с баковым убирает геннакер.
- на полном курсе управляет геннакером.
Его снасти - это стаксель-шкоты, геннакер-фал и брасы.
4. Баковый:
- на лавировке против ветра занят работой с креном и текущей настройкой основных парусов.
В его зоне ответственности:
- для настройки грота: оттяжка гика, оттяжка Каннингема, грота-шкот;
- для настройки стакселя: каретки стаксель-шкотов;
- на полном курсе, активно задействован на постановке и уборке геннакера.
Весь экипаж располагается в кокпите:
ближе всех к корме - рулевой. Граница, которой он отделен от остального экипажа - это погон гика-шкота; следующая позиция - шкотовый на гроте, дальше - шкотовый на стакселе и баковый.
В слабый ветер экипаж сдвигается ближе к носу, чтобы создать дифферент на нос (переместив вес экипажа на нос, мы добиваемся того, что корма приподнимается над водой, подводная часть, соприкасающаяся с водой, становится меньше и лодка идет быстрее)
Только на глиссировании, шкотовый на гроте уходит в район ахтерштага (за рулевого) и вся команда сдвигается ближе к корме.
Все гоночные яхты одного класса похожи, поэтому распределение ролей на них и расположение экипажа, чаще всего, остается неизменным.
На соревнованиях среди спортивных яхт, применяется линейная система подсчета очков.
На больших яхтах количество членов экипажа больше и роли распределяются несколько иначе: к примеру есть позиция бакового, у которого круг обязанностей шире, чем на маленькой яхте; есть отдельная позиция мачтового, который поднимает паруса и есть позиция «пианиста», который находится в районе рубки, куда выведены фалы и оттяжки и заложены на специальные стопора, напоминающие клавиши пианино. Клавиши подписаны, чтоб «пианист», в спешке, их не перепутал.
Шкоты и брасы могут добирать два человека: один крутит лебедку, другой тянет шкот.
Все яхты разные, роли распределяются, исходя из особенностей каждой яхты.
Могут быть и другие варианты распределения ролей, но суть одна - каждый отвечает за конкретный парус, снасть или несколько снастей и не вмешивается в работу, закрепленную за другими членами экипажа, если этого не требуют особые обстоятельства или если товарищ по команде не попросит о помощи. Это необходимо из соображений безопасности и гарантирует отсутствие суеты и неразберихи во время выполнения маневров.
Зачастую, в соревнованиях, такие яхты делят на флота, в каждый из которых попадают яхты схожие по размеру, весу, площади парусности, но не одинаковые, поэтому подсчет очков на финише производится с учетом балла, который рассчитывается для каждой яхты, что приводит к тому, что можно прийти на финиш последним, а занять, в итоге, 1-е место….
Техника безопасности при нахождении на яхте и работе с парусами
- Гик! Гик безопасен, пока яхта идет на одном галсе, но когда яхта делает поворот, гик переходит с одного борта на другой, особенно это касается поворота фордевинд, когда он переходит по большой амплитуде, поэтому во время поворота не надо вставать. По-английски, гик называется «boom» и это говорит о том, что опыт встреч у англичан с гиком колоссальный😂
- Для работы со шкотами необходимо использовать перчатки - это поможет защитить руки от мозолей, но не сильно)
- Не наматывать веревки на руки, чтобы не повредить руки. Правильно держать веревку так, как на фото.
- Держать шкот, фал или любой другой конец следует после стопора. В противном случае, вы не сможете ее удержать, а в попытке удержать, пальцы руки могут быть затянуты в блок.
- При работе с лебедками, шлаги наматывать один над другим и не пытаться их поправлять руками: нагрузка на шкот бывает очень высока и пальцы может защемить.
- Длинные волосы убирать так, чтобы они не развевались на ветру и не попали случайно в блок.
- Ходить по палубе следует в закрытой обуви, чтобы не повредить пальцы ног. Многие яхтсмены ходят босиком, но это можно себе позволить не в гонке и в спокойную погоду. В остальных случаях, обувь обязательна.
- Старайтесь не наступать на веревки (шкоты, брасы и пр.), лежащие в кокпите и старайтесь убирать их из под ног при первой возможности.
- Концы (веревки) не должны быть спутаны между собой. У каждого из них есть свое место, обычно недалеко от его стопора. Там он и должен лежать после использования, не запутанный, без лишних узлов и готовый к следующему использованию. Узел на конце - «восьмерка» - единственный допустимый узел на веревке, поэтому следите за тем, чтобы других узлов не было, потому что они «любят» завязываться сами собой.
В следующем уроке мы, наконец перейдем к настройке парусов для разных курсов, а перед этим, я настоятельно рекомендую повторить уроки:
И, до встречи на следующем уроке!