Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Как я матросил на морской путине.

Здравствуйте. В этой заметке расскажу про свою морскую рыбалку и поделюсь некоторыми наблюдениями и мыслями, написанными в то время (лето и осень 2023 года). В этом тексте есть шушуть мата и присутствует натурализм, так что особо нежным лучше не читать. В 2024 году я снова сюда приехал, чтобы досрочно всё бросить и завязать с Охотским морем; быть может, напишу про это в отдельной заметке, а пока вот так. Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ. Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста. *** Перед глазами раз: рыбный азарт. Делаем переборку на ставном неводе, стоим вшестером в переборочном кунгасе, руками тянем-потянем сетку из моря, тем самым сгоняем всю рыбу в одно место — так называемый садок; уже дошли до сад
Оглавление

Здравствуйте. В этой заметке расскажу про свою морскую рыбалку и поделюсь некоторыми наблюдениями и мыслями, написанными в то время (лето и осень 2023 года). В этом тексте есть шушуть мата и присутствует натурализм, так что особо нежным лучше не читать. В 2024 году я снова сюда приехал, чтобы досрочно всё бросить и завязать с Охотским морем; быть может, напишу про это в отдельной заметке, а пока вот так.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

Перед глазами раз: рыбный азарт. Делаем переборку на ставном неводе, стоим вшестером в переборочном кунгасе, руками тянем-потянем сетку из моря, тем самым сгоняем всю рыбу в одно место — так называемый садок; уже дошли до садка, сейчас будем сообща заливать улов в щелевой кунгас и пойдём на следующую переборку. Рыбы здесь не очень много (около тонны), она лежит в подсушенной сетке аккуратной кучкой, — так сразу и не скажешь, что тут столько килограммов (вроде и мало выйдет по деньгам, а вроде и звучит: тонна!).

Вдруг кто-то из рыбаков орёт: «Чавыча! Н***я, какая здоровая!» Другой тут же возбуждается: «Где, где?», а ему отвечают: «Да в п***е, моя будет, щас поймаю!» Остальные тоже напряглись, да и я, чего уж греха таить, вместе с ними высматриваю: какая она попалась в неводе, чавыча эта, большая или так себе, одна она или несколько? Редко и мало заходит эта рыба в Охотское море со стороны Курил (в основном идёт на Камчатку), потому и считается ценной, вкусной и дорогой, наряду с неркой и кижучем — тоже лососëвыми породами, которые местные рыбаки всегда ловят не для сдачи на завод, а себе в рюкзак.

Щелевик вмещает в себя до 20 тонн рыбы.
Щелевик вмещает в себя до 20 тонн рыбы.

Горбушу и кету можно и нужно сдавать, ладно уж — деньги за это платят (когда маленькие, а когда и неплохие), но именно эти три редких, деликатесных породы лосося, по мысли профессиональных мореманов, должны скрытно идти прибавкой к зарплате и никак иначе. То есть вечером они должны выноситься по домам в рюкзаках, лучше сразу разделанные (так больше поместится), завёрнутые в мешки и для вида накрытые сверху парой маек и носками.

Все всё понимают, все (или почти все) здесь этим живут, потому и выносят рыбаки свою добычу практически беспрепятственно. Главное в этом деле прикормить охрану КПП (иначе никак), не борзеть в целом (не выносить десятками килограммов; однако не все это понимают) и в верхней части рюкзака положить хотя бы пару носков и майку, — вещи же лежат, и на дне у меня тоже вещи, да-да.

Такие виды на летней рыбалке. Про заваленный горизонт знаю.
Такие виды на летней рыбалке. Про заваленный горизонт знаю.

Сетка невода, которую мы вшестером тянули из моря, брошена кем-то в воду: кто-то из рыбаков кинулся ловить ту самую чавычу руками, а кто-то, с другой стороны садка, ловит её сачком. Гоняет сильная рыба по садку, мечется из угла в угол, вырывается из рук, — пожить ещё хочет и икру отметать, выполнить цель своей жизни. Некоторые из нас стоят, держат сетку, накаляются, смотрят на бесплатный цирк с людьми. Вот и поймали чавычу, наконец: одну, две, три. Нерка, кижуч тоже попались, но они как-то меркнут перед огромной, мощной чавычей. Рыбаки кричат, хвалятся, шутят, их глаза оживились.

Волна раскачивает переборочный кунгас, рыба в щелевик ещё не залита, — только поймав несколько больших рыбин, успокоились мужики немного, вспомнили про брошенную работу. Всё это время я и ещё пара человек стояли, держали неводную сетку, ждали, пока самые азартные наиграются в игру под названием «поймай ценняк самым первым».

Тропические рыбки — только для фотосессии.
Тропические рыбки — только для фотосессии.

Перед глазами два: гибкость спин важнее гибкости ума. Залили тонну улова в щелевик, всё нормально, идём на следующий невод: переборка, заливка и далее по схеме. Погода пасмурная, моросит, ветра нет, но по заливу после вчерашнего шторма гуляет тягун — длинная и медленная волна, которая то поднимает твои кишки под горло, то опускает их в самый низ, и так постоянно.

Пока есть время на переходе, некоторые рыбаки ползают раком по доскам щелевика и снова высматривают ценные породы: всë того же кижуча, нерку или чавычу. Летят брызги, пена, галдят и гадят чайки (кто-то уже режет рыбу на палубе и бросает в море отходы), но это не мешает ловцам стоять в известной позе и высматривать известно что.

Вся рыба плавает в свежей морской воде, но ограничена в передвижении и сбежать не может; в этом суть щелевого кунгаса: вместить в себя столько-то тонн живого товара и сохранить его для сдачи на завод. Такая, получается, последняя услуга для рыбы: пожить ещё немного перед тем, как на приëмке её насосом качнут из кунгаса и отправят на конвейерную бойню завода.

Рабочи ебудни. Погрузка.
Рабочи ебудни. Погрузка.

Ползают рыбаки по щелевику, руками добычу хватают, кто-то и сачком ловит. Бросают тушки на корабль, там рыба дёргается и задыхается на палубе. Иногда швыряют её так, что головой она ударяется о железо корабля — двери, углы, скобы, мачта и прочее; тогда во все стороны брызгает красная рыбья кровь, застывая маленькими рубинами. Сегодня рыба тоже ударялась, и капли рыбьей крови были даже на канистрах с водой, — а они стоят в стороне, в узком проходе, совсем не на палубе.

Перед глазами три: человек с молотком. Далее улов разделывают на деревянной лавке по борту: отрезают голову, режут брюхо, вырывают кишки, отрезают хвост. Если рыба ещё не задохнулась без воды и активно дёргается, бьют её по голове молотком — раз, два, три, пока глаза рыбьи в голову не вдавятся, пока голова её в кашу не превратится, пока палуба и лавка не будет покрыта ошмëтками и залита кровью.

Менее чем за минуту (или около того) живая, красивая, сильная чавыча, нерка, кижуч становится конвульсивным обрубком. Голову её, хвост и ещё сокращающееся сердце бросают за борт, где их сожрут или чайки, или донные падальщики вроде палтуса, краба, различных уродцев прибрежной глубины.

Примерил спасательный гидрокостюм.
Примерил спасательный гидрокостюм.

Бывает, рыбу режут только ради икры, и тогда рыбья судьба незатейлива: самку ловят, быстро вскрывают брюхо, вытаскивают два ястыка икры. Далее ещё живую вспоротую рыбу бросают за борт, где она или тонет сразу, медленно уходя на дно с пробитым плавательным пузырём, или же какое-то время ещё держится на плаву, хватая жабрами воздух, глупо раскрывая рот и стеклянными непонимающими глазами пялясь в небо.

Эта полуживая тушка нет-нет да пытается куда-то плыть и что-то сделать, трепыхнуться и убежать, но из-за вспоротого брюха плыть как раньше она уже неспособна, и получаются у неë только неуклюжие агонизирующие рывки туда-сюда. И таких тушек возле нашего корабля уже много, целый косяк, можно сказать, и все они, вспоротые и живые, медленно дрейфуют куда-то по воле ветра и волн.

Я сижу на борту и смотрю на умирающую рыбу, а также на то, как суетливые жадные чайки клюют на воде рыбьи кишки, вырывая и так уже покалеченные внутренности и жадно заглатывая их в свои птичьи пасти. Мне хочется попросить прощения у каждой из этих рыб за загубленную жизнь; но если это и возможно, то не в нашем подлунном мире. Я понимаю, что звучит всё это как глупый идеализм с нотками лицемерия (иначе зачем я вообще приехал на путину, если мне рыбов жалко?). Тем не менее, я приехал и мне их всё равно жалко.

Идём в южную сторону залива Простор.
Идём в южную сторону залива Простор.

Когда я вижу все эти картины, то есть первую (бросили сетку и ловят рыбу, сверкая глазами, забыв о работе), вторую (кверху каком ловят раком) и третью (упоëнно лупят молотком по рыбьей голове, приговаривая: «да что ж ты, с**а ë****я, всë никак не сдохнешь, ну пи****сина, б****ь»), где-то глубоко во мне просыпается и ворочается такое презрение к людям, что мне сложно выразить его словами. К презрению почти сразу добавляется жалость.

Вряд ли я завидую всем этим мужичкам-рыбачкам; я так же могу и ловить, и резать, и в 2018 году (тоже работая в море) я нормально забил домашнюю морозилку рыбой. Тут дело в чём-то другом, а в чëм именно — я ещё и сам до конца не понял. Допустим, это что-то навроде совести или грустного чувства, что люди — всего лишь хитрые обезьяны в одежде.

Идём на север.
Идём на север.

Отдельно отмечу, что в работе и общении с экипажем корабля и бригадой у меня всё в порядке. Да и в целом я люблю этих людей, и с каждым из них мне есть о чём поговорить. Я также умело мимикрирую под рабочую обстановку, работаю как все, стараюсь не тупить и не давать слабину. Но именно когда рыбаки без меня ловят и режут рыбу, я замечаю в них что-то животное, первобытно-пещерное, дикое.

Когда ловлю и режу я, подобные мысли тоже возникают, но они быстро растворяются в азарте охоты, крови и убийства. А после потрошения рыбы все мы все снова превращаемся в самих себя (или только надеваем маски?), и обсуждаем что-то, и хорошие черты характера снова видны в каждом из нас. Вот человек! Он многогранен, странен и многолик. Уж не знаю, к сожалению всё это или к счастью.

Да, презрение и жалость к людям в описанной ситуации трудновыразимы только моими буквами, поэтому я выражу их через чужие слова и визуальные символы. Во-первых, песня «Реванш» рэпера Хаски. Есть там такие строки:

«Каплями крапать чужие ляжки,
Жрать и опорожнять стекляшки,
Врать, паясничать, бить посуду, —
Короче, драть эту жизнь как суку».
Наш крейсер.
Наш крейсер.

Эта песня в принципе подходит многим из нас, мертвоглазых живчиков, но конкретно эти строки описывают всё то азартное кишкоблудие, ради которого рыбаки ловят и режут рыбу на домашние пресервы, икру-пятиминутку или, на худой конец, котлеты на жарëху. Иначе зачем сдалась бы рыбаку эта чавыча, нерка и кижуч, как не засолить их и протолкнуть потом в кишки, запивая пивом? Именно за этим и сдалась: «Баунти» — райское наслаждение!

Во-вторых, сцена из фильма «Мусульманин» Владимира Хотиненко. По реке плывут уже ничейные доллары, и местные селюки сломя голову кидаются в реку, лишь бы урвать себе пару-тройку зелёных бумажек. Толкаются, торопятся, дерутся. Девушка Вера пропускает мимо ушей признание парня в любви и тоже кидается к реке. А над всей этой картиной незримо присутствует мëртвая свиная голова, та самая голова, монолог которой слышал тихий мальчик Саймон в «Повелителе мух» Уильяма Голдинга.

Проще говоря, там с человеком общался Сатана. Он смеётся и он доволен тем, как селюки в фильме бросились в реку из-за денег, как девушка Вера (кимвал звучащий) не верит, не надеется и не любит, и ещё больше он радуется, когда взрослые люди бросают работу и бегут ловить рыбу, чтобы вкусно пожрать осенью: прикормить родню и друзей, продать излишки на стороне, а заодно и побаловать глиста Аркадия внутри себя.

В гости заходила и лодия «Пилигрим» братьев Синельников.
В гости заходила и лодия «Пилигрим» братьев Синельников.

В-третьих, серия «Пятнадцать миллионов заслуг» из «Чëрного зеркала». Серия эта, по сути, про меня в данной ситуации с рыбой. Я, знаете ли, и пост этот написал с таким тоном, мол, фи, рыбачьë несчастное, а я один тут в белом плаще стою красивый. Но это совсем не так, а наоборот.

Это не так, потому что и «Реванш» Хаски про меня, и «Мусульманин» Хотиненко про меня, и «Пятнадцать миллионов заслуг» про меня. Пока я ещё держусь и пишу что-то про презрение и жалость к людям и их поступкам. Но, раскавычивая главного героя фильма Хотиненко, я бы так выразил мой, думаю, главный страх в жизни: однажды ко мне изнутри меня тоже придёт Сатана и я поверю ему, потому что он заставит меня поверить ему. И будет плохо.

Грустно всё это... И, на мой взгляд, неприглядная правда жизни рабочего человека кроется в одном из метких монологов фильма «Мусульманин»:

«Думаешь, сынок, я ничего не понимаю. Думаешь, толкушка бестолковая. А мы когда этот комбикорм чёртов с Федькой припёрли, я потом всю ночь проплакала. Не из-за тебя, сынок, нет, не из-за обиды, а что жизнь наша, чёртова, проклятая.
Стыдно ведь. Всю жизнь воруем и всю жизнь стыдно. Стыдно! А не воровали бы — не выжили. Отец в лесничестве работал — лес воровал. Так и построились. И кровать, на которой вас родила, тоже из ворованных досок…»

Спасибо за ваше внимание.

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):

  • Фотографии из моего личного архива.