Найти тему
Красный проект

Формы идеализма как способы обмана

Идеализм - искусство манипулировать обществом
Идеализм - искусство манипулировать обществом

Чтобы понять как возник феномен под названием "ИДЕАЛИЗМ", как он появился, развивался и трансформировался необходимо воспользоваться диалектическим методом. Мало дать определение, нужно понять как, то или иное учение появлялось и влияло на общество.

Идеализм как способ восприятия окружающего мира зародился в глубокой древности и обретал формы различный языческих верований и культов. Самым популярным выразителем этих идей в античном мире был Платон. Именно с Платоном связано формирование основ "Объективного идеализма". Суть "Объективного идеализма" заключается в наличии высшего разума или высших существ, которые сотворили этот мир. Любой пантеон древнегреческих или древнеримских богов как под копирку тиражирует идею, что сначала появились высшие существа, а потом земной мир, и вместе с ним человеческое сознание. Нет высшего существа - нет всего остального.

Переход от языческих богов к единобожию для своего времени было крайне прогрессивным решением, и реформировал человеческое общество, по сути отменив рабство. Но сама философская мысль не изменилась, по прежнему оставив связку - сначала высшее сознание, потом человеческое.

Последние триста лет буржуазные философы продвигают учение, которое отрицает существование мира в реальности, а продвигает принцип, что мир существует лишь в сознании субъекта. Этот подход в мировоззрении получил название "Субъективный идеализм". Субъективный идеализм - самое опасное и разрушительное философское течение, поскольку учит, что материальный мир вообще не существует, ничто не существует, кроме ощущений и идей в нашем сознании.

Субъективный идеализм в последнее время становится очень модным. Его даже пытаются выдать за весьма "научное" мировоззрение. Когда капитализм был прогрессивной силой, он применял в своей философии механистическую версию материализма. Буржуазные мыслители считал, что возможно все в большей и большей степени изучать реальный мир, все больше контролировать силы природы и безгранично улучшать положение человечества. Сегодня, чтобы тормозить развитие общества, буржуазные философы говорят, что реальный мир является непознаваемым, что он выходит за границы нашего познания, или является областью таинственных сил.

Базовый принцип идеализма - это всегда вера в два мира, идеальный и материальный, и идеальный мир всегда помещается перед и над материальным. Идеализм и материализм непримиримо противоположны. Но это не значит, что философы не попытались их скомбинировать и выдать нечто среднее. Одна из попыток совместить оба мировоззрения в одном учении известна под названием "Дуализм".

Людям не погруженным в борьбу философских школ, может показаться, что совместить идеализм и материализм - компромиссное решение. Дуализм признает наличие духовного, которое отлично от материального и говорит об их равнозначности. Выражается это в признании материального за неживыми объектами и различными физическими процессами, однако когда дело доходит до человека и общества, тут вступает тезис о том что сознание находится в области деятельности духовного мира. И следовательно любые вопросы о сознании человека, будут толковаться идеалистическим способом.

Другая компромиссная философия известна под названием "Реализма". В современной форме она возникла в противоположность субъективному идеализму. Философы поддерживающие точку зрения реализма говорят, что материальный мир действительно существует, независимо от наших восприятий и некоторым образом отражается на наших ощущениях. Но утверждать о существовании внешнего материального мира недостаточно, что бы быть материалистом. Ярким примером может служить высказывания известного католического священника Фомы Аквинского. Он считал, что мир реален, на него можно влиять, и мир влияет на нас, но любая трактовка сводилась к тому, что мир создан богом и поддерживается и управляется все время силой бога, духовной силой. Поэтому фактически он являлся идеалистом, а не материалистом.

Эти примеры показывают, что философы с каждой эпохой становятся все более изобретательнее, и стараются маскировать идеалистические идеи. И чем более развиты средства производства, чем больше общество применяет научный подход к решению тех или иных вопросов, тем сложнее философам скрыть идеалистические мотивы своих учений.

Опасность современной западной пропаганды не только в навязывании привычек и стиля жизни. Западная пропаганда внедряет свои философские концепции, которые играют реакционную роль в любом обществе.

К основным современным западным философским учениям относят: неотомизм, экзистенциализм, неопозитивизм.

Неотомизм фактически является официальной философской доктриной Римско-католической церкви. В основе неотомизма лежит дуализм. Противоречие между богом и материальным миром, представители данного направления разрешают путем постулирования тотальности чистого божественного бытия, оно выражается посредством категорий и фиксируется лишь с помощью специфических определений или понятий, к числу которых относятся основные «лики Божества» - единство, истина, благо и красота. Если обобщить, то получится простая формула "все хорошее - это бог". Тем не менее это "хорошее" все сотворило, всем владеет и все контролирует, а раз так, то и подчиняться нужно только ему, а точнее тем кто транслирует его волю.

Экзистенциализм — это индивидуалистская философия, в которой люди обладают свободной волей и определяют свою судьбу. Представители течения считают, что человек самостоятельно наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. Экзистенциализм может быть религиозным и атеистическим.

В случае религиозного экзистенциализма Бог существует. Личный опыт взаимодействия с ним, который человек может испытывать, ставится выше всех моральных предписаний. При этом свою судьбу человек все равно решает сам.

При атеистическом экзистенциализме человек не может рассчитывать ни на какое божественное вмешательство. После смерти его ожидает НИЧТО, а с переживанием страха перед этим НИЧЕМ он должен справляться сам. Если Бога нет, то, по крайней мере, есть человек, где он оказывается в мире без высших сил самым важным, центральным.

Опасность экзистенциализма в создаваемой иллюзии индивидуализма. Индивидуализм противоположен коллективизму и в целом прогрессу. Индивидуализм порождает атомизацию общества, он мешает коммуникации с другими людьми, поскольку личное ставится выше общественного (коллективного). При экзистенциализме человек становится центром своей собственной вселенной, но забывает, что для достижения существенных целей нужен коллектив людей.

Эта тонкая игра буржуазной пропаганды внушает людям, что им нужен личностный рост, самообразование, развитие, но главное замалчивается. Человек думает, что нужно делать упор на себе, но забывает, что крупные свершения можно сделать только сообща с другими людьми. Цивилизацию двигает большой человеческий коллектив прилагающий большие усилия, а экзистенциализм порождает эгоистичные мотивы.

Неопозитивизм (логический анализ) является международным философским течением. Важную роль в становлении неопозитивизма сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн.

Неопозитивисты говорят, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем отдельные науки, не может создать никакой картины мира. Ее задача состоит в логическом анализе и прояснении тех положений науки и здравого смысла, в которых может быть выражено наше знание о мире.

Неопозитивизм - очень изящно выстроенный конструкт. Без значительной теоретической подготовки человеку сложно отличить логичные высказывания неопозитивистов от идеалистической начинки.

Постараемся раскрыть вопрос, почему неопозитивизм и предшествующие ему философские течения являются именно идеалистическим учением и тормозит развитие общества.

1. Позитивизм делит науки на положительные и философию. Позитивисты одобряют конкретные научные достижения и науки, но соединяют их с субъективно-идеалистической теорией познания. Позитивисты отвергают любые попытки рассматривать саму философию, как область из которой добываются знания.

2. Позитивизм выстраивал свою картину мира опираясь на механистические законы развития общества. Механистическая буржуазная философия не использует диалектические термины относительной и абсолютной истины, следовательно их ведущий тезис звучал так: "познание — это связывание между собой ощущений и представлений, не достигающее никакой иной «реальности», кроме самих ощущений". В итоге чистый субъективный идеализм - все происходит в сознании субъекта, реальности не существует.

3. Учение "прагматизм" возникшее в рамках философии позитивизма гласит следующее: всякое знание — это не более как «прагматическая вера». Прагматики выдвинули мысль, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг которого нужно строить все философские исследования. Под опытом понимается, все то что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное уже в человеческой жизни. И самое главное прагматизм делит опыт на чувственный(духовный), религиозный, моральный, художественный, социальный и пр. Главное, что размышляя о духовном и религиозном опыте прагматики говорят о взаимодействии с высшими силами, итогом которого является существование высшего мира со всеми вытекающими.

4. Основная идея неопозитивизма кроется в принципе верификации. Этот принцип предполагает, что утверждение имеет смысл, только тогда если оно может быть эмпирически проверено. Если нельзя предложить способ подтвердить или опровергнуть утверждение, то оно не имеет значения для науки. Этот жесткий критерий оставляет без объяснений множество традиционных философских проблем.

Неопозитивизм очередное философское течение которое признает определенные научные заслуги современного общества, но использует идеалистический способ познания окружающего мира, в итоге важнейшие проблемы либо замалчиваются, либо апеллируют к высшим силам.

Пишите комментарии о том, какие темы необходимы для разбора для популяризации марксистского движения.