Прочитано еще одно произведение. В очередной раз я испытала целую гамму самых противоречивых чувств. Но сначала немного о произведении. Последний поклон - это сборник автобиографических рассказов. Все их можно читать по отдельности, но более полная картина открывается при последовательном прочтении всех рассказов. Повествование идет от первого лица. В. Астафьев рассказывает о своем детстве, примерно до десятилетнего возраста, которое пришлось на третье десятилетие прошлого века. Жил он в северной деревне на берегу реки Енисей с бабушкой и дедом. Мать его утонула, отец был в тюрьме. Вот такая невеселая вводная. Некоторые рассказы из сборника включены в школьную программу, например, рассказ «Конь с розовой гривой».
Мы с дочерью несколько ранее уже прочли несколько аналогичных произведений. Я Вам их напомню. О своем детстве писал С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», М. Горький «Детство». И вроде бы, с одной стороны – ну детство и детство, у всех оно было: росли, гуляли, играли, болели, помогали старшим, учились… Но как много значит все то, что окружает ребенка. И самое главное, на мой взгляд, то, что определяет основной тон воспоминаний - это не социальное положение, не достаток семьи и даже не ее состав, а то, были ли взрослые добры к маленькому человеку.
Когда читаешь Горького, поражаешься жестокости: в каждой главе кто то умер, кого – то побили, да и маленькому Алеше Пешкову доставалось: то еженедельная порка, то какие - то обиды, хотя рядом мать, и семья считалась не бедной – было свое ремесло, дом, некоторый достаток (1873). У маленького героя Аксакова - Сережи, жившего на Южном Урале (1794-1801), детство проходит в имении бабушки. Есть свои крестьяне, много родни, но неотвязно преследует мысль о некотором безразличии к ребенку. Зимой большую часть времени он проводит, глядя в окно (это только мое впечатление). В отношении же маленького Виктора чувствуется любовь. Да, и от бабушки ему попадало, и дед в основном был молчалив, но в каждом рассказе, в каждом описании природы, быта, болезни, детских необдуманных поступков, даже в описании голодной зимы чувствуется любовь и забота взрослого человека.
А шкодил Виктор изрядно. Это первое, что заставляет сердце неровно биться в страхе- а все ли кончится благополучно? Точно ли будет о ком писать следующую главу? Невольно начинаешь понимать, почему была в деревнях такая высокая смертность среди детей. И если честно, много раз пыталась представить современного ребёнка (обычного ребенка из средней, благополучной семьи) в той или иной ситуации и не смогла. Ну, представьте первоклассника или дошколенка одного, или со сверстниками на рыбалке на налима, или в лесу, без взрослых, собирающего ягоды для продажи, без взрослых. Получилось?
Из сегодняшнего относительного благополучия, когда почти у каждого дошкольника не по одному кружку или спортивной секции, даже у самых маленьких планшеты и интернет, трудно представить, что величайшим впечатлением детства может стать мелодия, сыгранная на скрипке, и услышанная лишь однажды. Именно этот рассказ - «Далекая и близкая сказка», а не «Конь с розовой гривой», я бы включила в школьную программу, если бы от меня что-то зависело. Здесь Виктор встречается с музыкой. Ее дважды играет уже взрослый сын ссыльных – Вася Поляк, сначала не зная того, что его слушает мальчик, а потом по его просьбе. И в этой музыке ребенок слышит невероятную тоску о чем- то безвозвратно потерянном, пугается ее и восхищается ею, не понимает, что его тревожит и в то же время чувствует в ней себя и видит окружающую природу.
Видит свою избушку и Енисей, но не так, как обычно и ежедневно видит то, к чему привык, а как будто все волшебное, ожившее. Картины, проносящиеся перед его взором, сменяются как калейдоскоп. «…Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего,… и не один уже ключ, а два, три, уже грозный поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья... вот-вот смоет он избушку под горой… В небе ударят громы, сверкнут молнии и от них вспыхнут таинственные цветы папоротника… и ничем не остановить страшную бурю… Но скрипка сама все потушила. Снова чего -то жаль, снова тоскует один человек, снова едет куда то…». Не часто, ох не часто мы можем испытать подобные чувства, слушая музыку. Да и останавливаемся ли мы хоть на мгновенье, привыкнув к какофонии звуков, нередко при помощи музыки мы отгораживаемся от мира – наушники в уши, музыка - фон. Да и музыка ли то, что мы слушаем? Вот как описывает первое мгновение встречи со скрипкой Астафьев: «… из-за увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.» А сейчас я очень прошу – замрите, замрите на мгновенье и найдите в своей жизни ту минуту, когда музыка «пригвоздила Вас к месту». И если Вы взрослый человек и сумели найти это воспоминание, то помогите своему ребенку найти такую музыку в его жизни и пережить это великое счастье.
Подобные воспоминания помогают нам принимать эту жизнь стойко и совершать, даже не осознанно именно те поступки, которые потом кто -то называет правильными, или, если хотите, нравственными. Так и в рассказе, после смерти Васи – поляка мальчик не мог представить, что его скрипка может быть как -то отделена от музыканта и продана. Именно он находит в его доме инструмент и очки, которые в момент похорон забыли односельчане и кладет их в гроб к покойнику.
Потом, уже последней военной весной, будучи взрослым, Виктор слышит эту же мелодию в Польском городе- в разбитом костеле звучит чудом уцелевший орган. И, уже увидев множество смертей и разрушений, он слышит в чувствует в ней совсем другой смысл. «Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома … не плакала, не жаловалась, а как будто повернувшись ко мне иною стороною, звала древним боевым кличем…заставляла, что- то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами… Музыка властвовала над оцепеневшими развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней».
Можно ли что- то добавить к этим строкам? Я бы мечтала, чтобы этот рассказ прочитал каждый школьник. И не просто прочитал, а посидел над ним в тишине и послушал в своем сердце удивительные мелодии, рождаемые невероятно красивыми описаниями автора.
Может быть, Вы поделитесь в комментариях своими воспоминаниями о музыке в Вашей жизни? Подписывайтесь на мой канал.
В следующей публикации мы будем читать рассказ «Фотография, на которой меня нет», а точнее, тот его фрагмент, который рассказывает об отношении деревенских людей к Учителю.