Дублин - не Дублин без желто-зеленых двухэтажных букашек. Они снуют туда-сюда по расписанию и обеспечивают жителям и гостям столицы возможность добраться в самые отдаленные уголки города.
Итак, дублинский автобус и его стиль - это визитная карточка города. Казалось бы, что такого особенного в обычных городских автобусах? А вот вообще все. Начиная от харизматичных водителей, которые по всей видимости, очень любят свою работу, до пассажиров.
Но давайте обо всем по порядку.
Первый автобус появляется в городе в 5 утра и последний завершает работу в 12 ночи. Но все, разумеется, зависит от маршрута. На остановках города есть электронные табло, на которых указываются номера автобусов и конечная остановка. Пассажиры, ожидающие свой автобус, должны голосовать. Если никто не поднимает руку, автобус может не остановиться.
Пассажиров запускают только через переднюю дверь, через среднюю дверь пассажиры выходят. Порожки обеих дверей оснащены подъемниками для детских колясок и колясок людей с ограниченными возможностями. Кроме того, автобус умеет "приседать", если пассажиру будет трудно зайти.
Зайдя через переднюю дверь, пассажиры прикладывают специальную карту к валидатору. Такая карта называется "лип кард" (leap card),ее можно приобрести в продуктовых магазинах и разных газетных киосках, также в специализированном офисе дублинского автобуса прямо в центре города. Валидатор в автобусе списывает с каждого взрослого 2 евро, с каждого студента 1 евро и с каждого ребенка до 18 лет 65 центов. Списанная сумма не увеличивается при пересадке в другие виды городского транспорта в течение 90 минут. Билет на автобус можно также купить у водителя, но он принимает только монеты, которые нужно будет опустить в специальный аппарат у водителя. Купюры и карты в автобусе не понадобятся.
Водитель дублинского автобуса - это мужчина или женщина, одетые в специальную униформу. Кстати, по городу они обязаны ходить в ней же.
Водитель всегда приветлив, учтив и готов помочь. Он не только улыбается и рад каждому пассажиру, здоровается и узнает, как дела, он также может подсказать, где лучше выйти, и оказать первую помощь, если нужно.
На обоих этажах автобуса есть кнопки для запроса остановки. Кнопки красного цвета - для всех пассажиров, кнопки синего цвета - для пассажиров с колясками. При нажатии красной кнопки загорится табло "автобус останавливается", при нажатии синей кнопки также загорится табло и будет произнесена предупреждающая фраза о лифте ступенек. Водителю автобуса тот или иной сигнал поступает мгновенно. Если никто не нажимает на кнопку остановки, автобус поедет дальше.
Также автобус оснащен специальным табло, которое показывает следующую остановку на английском и ирландском языках и предупреждает о видеонаблюдении и правилах поведения. Вся эта информация дублируется голосом в записи.
Автобус останавливается. Пассажиры выходят через среднюю дверь, предварительно громко поблагодарив водителя.
А еще автобус оснащен записывающей видеокамерой, данные доступны водителю и, при необходимости, отделу специального контроля, если этого потребует конфликтная ситуация. Обо всех происшествиях водитель докладывает в депо по внутреннему телефону. По его вызову приезжают специализированные службы.
Кроме того, видеокамеры показывают водителю, насколько заполнен автобус. Если же пассажиров достаточно, то автобус больше никого не пустит, можно стучать в двери, просить, умолять, это будет бесполезным.
В будни промежуток между автобусами составляет около 10-12 минут. По выходным - порядка 20 минут. Пропустить свой автобус - значит, во многих случаях, опоздать на работу.
Особую атмосферу создают пассажиры. За то время, пока я ездила на работу в автобусе, я наслушалась ирландских песен, молодежных разборок и специфических шуток.
На вопрос: уступают ли место в автобусе, отвечу: "Да, уступают". А еще подержат сумку, если надо, помогут выйти и подадут руку. Здесь все с уважением и любовью к ближнему, что крайне приятно. Одна улыбка водителя хмурым утром чего только стоит.
Есть и пить в автобусе нельзя, а еще нельзя курить, ругаться матом и безобразничать. Водитель обязательно вмешается и наведет порядок, если что-то пойдет не по плану.
В праздники и водитель, и пассажиры создают специальную атмосферу счастья. Да, и в любой день так. Не знаю, как передать словами, но это то самое ощущение, когда даже простая поездка на работу - это одно из самых приятных мероприятий в день. Поэтому я обожаю общественный транспорт в Дублине.