Как известно, сразу после прихода к власти Н.С. Хрущева в СССР началась борьба с «архитектурными излишествами» .
Впервые предложение бороться с «практикой украшательства» и внедрять типовое проектирование в целях экономичности и быстроты возведения прозвучало На Всесоюзном совещании строителей в 1954-м, а принятое спустя год постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» со «сталинским ампиром» окончательно покончило. Спустя годы стало очевидно, что причин такого кардинального решения было несколько.
Первая и главная – после ВОВ особенно остро встал «квартирный вопрос». Если до войны жители городов радовались жизни в коммуналках в ожидании светлого будущего, то после войны проблема усугубилась. В разрушенных городах люди размещались в бараках и малоприспособленных к жизни зданиях, так что, принеся красоту в жертву экономии, жилищную проблему хотя бы отчасти удалось решить.
Второй причиной резкого отказа от «излишеств» стало стремление Хрущева полностью и окончательно порвать с прошлым. «Сталинский ампир» служил зримым напоминанием о прошедшей эпохе, а советскому человеку следовало видеть во всем черты нового.
Третьей причиной можно считать личный волюнтаризм Никиты Сергеевича, не терпевшего того, чего он не понимал. Учитывая его своеобразные взгляды на искусство и помня о недавнем прошлом, архитекторы опасались отклоняться от стандартных коробочек новых жилых кварталов.
В Самаре лучшим примером перелома архитектурных эпох можно считать улицу Гагарина. Ее дореволюционный прообраз с незамысловатым названием «Дорога в Черновку» указывался на городских планах начиная с конца позапрошлого века.
Статус ее возрос в предвоенные и особенно военные годы, когда «дорога» стала самой крупной магистралью, связавшей историческую часть города с будущим Машстроем и всей промышленной Безымянкой. Жилая застройка здесь начала появляться во второй половине 1930-х и была представлена частным сектором в границах нынешних улиц Тухачевского и Революционной.
Первая волна строительной активности пришлась на послевоенные годы благодаря заводу «Металлист». Поскольку постановление об «украшательствах» еще не вступило в силу, облик Машстроя и сейчас ассоциируется с нарядными сталинками по нечетной стороне.
Вписались в ансамбль заводских парадных домов и здание райкома КПСС на углу с улицей Советской Армии, и сквер имени В. Маяковского с соответствующим памятником, и парк «Дружба» напротив.
В середине 1950-х было принято решение о ансамблевой застройке улицы, ставшее началом ее кардинального преображения. Цепочка новостроек должна была соединить старый город с Безымянкой, а скорости строительства содействовало освоение массового выпуска железобетонных блоков и панелей.
Началась застройка в 1957-м году: на углу с Московским шоссе появился первый в Самаре пятиэтажный дом на 80 квартир. Сейчас нельзя не признать, что для своего времени «хрущевки» были большим шагом вперед, став первым серьезным опытом быстрого возведения недорогого массового жилья.
В самый разгар строительства – 12 апреля 1961-го - мимо стройки с аэродрома Трехгорка в правительственный санаторий проследовал первый побывавший в космосе землянин – Юрий Гагарин.
В честь этого события магистраль немедленно переименовали в улицу Гагарина, позже космическую тематику поддержали сквер Космонавтов и памятник «Покорителям космоса»
Оживить неизбежную монотонность позволило расположение домов –стоящие к парадному проспекту лицом чередовались со зданиями, выходящими на него торцами. Интересно решен и перекресток с улицей Авроры, по всем четырем сторонам которого возвели смещенные относительно друг друга спаренные дома.
В 1963-м на Гагарина, 54 появилась новая достопримечательность –вместо изначально планируемой бани открылся модный ресторан «Руслан», позже ставший «Океаном», а затем – «Русской охотой».
В том же году на углу с улицей Карбышева возвысилась над окружением девятиэтажка – третья по счету в Куйбышева, а в следующем – улица обзавелась широкоформатным кинотеатром «Весна», сразу ставшим центром притяжения района. В 1971 году напротив «Весны» появился первый торговый центр — филиал ЦУМа «Самара».
Позже в ансамбль улицы продолжали вписываться все новые здания и сооружения.
Несколько «ведомственных домов» были возведены силами куйбышевских предприятий – 12-этажка под номером 124 – 9-го ГПЗ, сосед № 126 – завода аэродромного оборудования «Старт».
Еще одна высотка поднялась уже в наше время рядом со сквером Первых космонавтов. Улица, по-прежнему оставаясь одной из основных транспортных магистралей, продолжает жить, работать и развиваться.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете