Я вскочил с бревна, заглянул в палатку, перерыл все вещи, обежал вокруг. Кота действительно нигде не было. Меня охватило такое отчаяние, какого я не ощущал с самого детства...
Путешествия были моей главной отрадой с самого детства. В подростковом возрасте мы часто ходили в походы. Запах костра, шум дождя по тенту палатки, сладкие лесные ягоды - всем этим я жил, дышал, проникался, сливаясь с природой.
Я вырос, а любовь к походам осталась. Особенно такие лесные вылазки спасали в тяжёлые времена, когда приедалась посредственная работа, унылый городской гул и тяжёлый дымный смог от заводов...
Друзей у меня было немного, за исключением пары товарищей с работы. Коллеги предпочитали отдыхать на даче, с комфортом и шашлыками.
Долгое время я звал их с собой, покорять горы да леса, но ответ всегда был отрицательным, поэтому я бросил эту пустую затею и завёл кота...
Изначально я искал себе в попутчики собаку, ведь это было бы куда логичнее: собаки выносливы, умны, многие из них любят путешествия. Однако жизнь преподнесла мне неожиданный сюрприз.
В тот день я пошёл на Птичий рынок в поисках четвероногого друга. Я не хотел брать породистого пса: душа лежала к простым и добрым дворняжкам.
Уверенной походкой я направлялся в сторону бабушек, сидящих рядом с большими коробками и клетками. Оттуда доносилось звонкое тявканье, поскуливание и писк.
Вдруг меня окликнул грубый низкий голос:
- Эй, паренёк. Котяра не нужен? Даром отдам.
Я повернулся в сторону голоса, чтобы вежливо отказаться, но столкнулся взглядом с пронзительными янтарными глазами. Даю слово, я никогда не видал таких умных и внимательных глаз у животных.
Кот был крупным и рыжим. На лбу располагалось красивое белое пятнышко. На вид он был молодым и крепким. Я подошёл к мужчине, в руках которого сидел кот.
- Почему отдаёте такого красавца?
- Уехать надо. Знаешь, парнишка, я бы вовек его не отдал. Это необычный кот.
- Волшебный, что ли? - не удержавшись, съехидничал я.
- Волшебный. Умный, зараза! Не раз он меня спасал из разных ситуаций. Чуйка у него какая-то, точно человеком был в прошлой жизни.
- Да ну? - не поверил я.
- Я тебе говорю. Бери, не пожалеешь. Он с тобой хоть на край света поедет, я его с котячьего возраста приучал к путешествиям.
Моё сердце встрепенулось.
- Беру, - не раздумывая, сказал я.
Мужчина улыбнулся сквозь густые усы:
- Не пожалеешь, друг. Кота зовут Марс.
С тех пор мы с Марсом путешествовали только вместе. В горы, на море, в лес - да куда угодно! Я нагружал свой походный рюкзак, поверх вещей стелил махровое полотенце и оставлял место, куда сажал Марса.
Кот действительно оказался очень умным и послушным, а ещё ласковым-ласковым. Правда, чудес никаких он не совершал и не спасал меня.
Обычно происходило наоборот, потому что Марс был любопытным и постоянно застревал где-нибудь между корней, в норках и на заборах.
Но однажды произошёл случай, после которого я до сих пор благодарю судьбу за своего космического Марса.
*****
Придя поздним вечером после тяжёлого рабочего дня домой, я понял, что пора. Пора снова запастись силами где-нибудь подальше от серых панелек.
Я собрал все необходимые вещи, не забыв положить старенький дождевик, ведь хоть в ближайшие дни синоптики обещали зной и безоблачное небо, ожидать от уральского климата можно было что угодно.
На скорую руку набросал маршрут нашего с Марсом путешествия, и рано утром мы выдвинулись на электричке навстречу новым приключениям...
Целью нашего путешествия я выбрал Чёртово Городище. Ещё с подростковых времён в памяти отложились эти места, заблудиться в них было практически невозможно, так как всё было оборудовано указателями и табличками для туристов.
На этот раз мне хотелось отойти от намеченных троп, чтобы изучить новые локации и поискать ещё не найденные туристами грибные пристанища...
Поездка заняла чуть больше времени, чем я задумывал, поэтому на место мы приехали только к вечеру, однако меня это не расстраивало.
Грибов вдали от уже изученных мною мест было действительно много: лисички, маслята, благородные белые. Я выпустил Марса из рюкзака, а сам принялся собирать грибы.
Кот далеко не убегал, всё время поглядывая в мою сторону и периодически охотился на лесных птиц. Марс никогда их не ловил, ему нравился сам процесс выслеживания добычи.
Я решил ему не мешать и полностью погрузился в свою грибную охоту...
Я так увлекся поиском, что не заметил, как лес окутали сумерки. Убрав драгоценные находки в рюкзак, я стал искать дорогу обратно, к главному указателю. По моим расчетам, примерно через час должно было стемнеть полностью, а бродить в кромешной темноте мне совершенно не хотелось.
Марс, по-видимому, утомился: он медленно плёлся за мной, тихо мяукая. Я взял друга на руки, приласкал, ощутив вибрацию от благодарного мурлыканья, и посадил его в рюкзак.
Проплутав минут тридцать, я внезапно для себя осознал, что заблудился. Впервые в жизни. Внутри что-то резко сжалось.
- Спокойно, Гена, ты же бывалый. Сейчас появится указатель, главное сохранять спокойствие, - пробубнил я себе под нос, в пятый раз огибая большую сосну.
Прошло ещё минут двадцать. Верхушки елей почернели. Воздух стал влажным и спёртым.
- Только дождя ещё не хватало! - зло вскрикнул я и принялся в хаотичной спешке собирать сухие ветки для костра.
Когда пламя стало уверенным и высоким, я раскинул палатку, погрузив туда все свои вещи и Марса. Кот вопросительно мяукнул.
- Тише, дружок, потерялись мы с тобой. Но я обязательно нас отсюда выведу, обещаю, - прошептал я.
Прикрыв палатку с Марсом, я стал делать большой еловый навес.
Закончив, я осознал, что окончательно выбился из сил. Дождь, к счастью, не начинался, однако надежда на чудесное спасение стремительно угасала, потому что связи на телефоне не было, а вдобавок ко всему, я обнаружил, что где-то выронил компас.
Я сел на большое поваленное дерево близ костра, обхватив голову двумя руками. Мыслить рационально не выходило, мною постепенно овладевала стойкая тревога.
- Мяу, - раздалось со стороны палатки.
Я прищурился, пытаясь разглядеть Марса сквозь кромешную темноту. Кот выбрался из убежища и трусцой подбежал ко мне.
- Голоден, да?
- Мяу.
- Сейчас, дружок.
Я дошёл до палатки, вытащил из рюкзака широкий термос с гречневой кашей и тушёнкой и вернулся к костру. Марсу я положил еду в крышку от термоса.
- Да, застряли мы тут с тобой. В лучшем случае, до утра, а в худшем, на неопределенное время, - задумчиво протянул я.
- Мяу, - уверенно отозвался Марс.
- Какой-то ты сегодня разговорчивый, - я потрепал друга за рыжее ухо.
Кот смотрел очень внимательно и долго. Потом немного поел, потёрся о штанину, запрыгнул ко мне на колени и принялся громко мурчать.
Постепенно тревога проходила, а от тёплой еды я почувствовал прилив сил.
- Знаешь, друг, твой прошлый хозяин сказал мне, что ты волшебный. Ты самый лучший в мире кот, знай это. С тобой мне ничего не страшно.
Я сказал это скорее не Марсу, а себе, чтобы постараться окончательно унять тревожный тремор, однако кот вскинул на меня свою пушистую мордочку и с любопытством заглянул в мои глаза.
- Действительно, глаза у тебя человеческие, глубокие, - ласково сказал я.
Марс уткнул мокрый нос в мою ладонь и притих. Заметно похолодало. Это было ощутимо даже после горячего ужина. Я решил, что нужно хорошенько выспаться, чтобы утром со свежей головой искать выход из сложившейся ситуации.
Мне было очень досадно, что кроме меня и кота нет ни одной живой души, потому что костёр к утру обязательно потухнет, особенно если будет дождь.
Радовал тот факт, что в августе ночи ещё относительно тёплые.
Я подкинул в костёр парочку сухих веток и залез в палатку. Марс приютился под боком и очень быстро уснул - это я понял по его размеренному сопению. Мои веки стали тяжёлыми и, еле отпустив тревожные мысли, я тоже заснул...
*****
Утро было промозглым. Лёгкий туман окутывал палатку. Поёжившись, я вылез из спальника, за мной хвостиком выбрался Марс.
Я принялся разводить костёр, а кот, сладко потянувшись, занялся любимым делом - подобием охоты на диких птиц. Небо было серым, впрочем, и моё настроение было окрашено именно в этот цвет. Я достал из рюкзака провизию, чтобы подогреть её на костре.
Пока еда грелась, голову заполняли нерадостные мысли. Необходимо было поскорее найти реку, потому что ориентироваться по солнцу было невозможно из-за тумана и серого неба.
- Марс, кс-кс-кс, иди кушай, - позвал я.
Кот знал команду "кушай" и всегда стремительно прибегал на неё. Я огляделся. Усатого друга нигде не было. Внутри что-то резко и с треском оборвалось.
- Марс, - позвал я громко и прислушался.
Ни шуршания листьев, ни мяуканья в ответ не последовало. Я вскочил с бревна, заглянул в палатку, перерыл все вещи, обежал вокруг. Кота действительно нигде не было.
Меня охватило такое отчаяние, какого я не ощущал с самого детства. Слёзы вырвались из глазных оков и потекли по щекам.
- Марс, Марсик, котёнок, - с истеричными нотами закричал я.
Тишина в ответ...
- Чёрт! – выругался я и обессилено опустился на бревно.
*****
Следующие несколько часов были, как в тумане: то я метался из стороны в сторону, чуть не рыдая; то возвращался в палатку и лежал, глядя в пустоту. Временами казалось, что вижу выход, и я стремился туда, но каждый раз натыкался лишь на густые еловые ветви...
В конечном итоге я принял решение вернуться на место нашей с Марсом стоянки и ждать. Чего именно ждать, я не решил. Наверное, спасения.
В груди потухал уголёк надежды на встречу со своим рыжим товарищем, однако ещё теплился. Глаза щипало от слёз, а голова ощущалась ватной, поэтому я погрузился в тяжёлую дрёму - здоровым сном это было назвать трудно...
*****
Мне снился Марс на Марсе. Рыжее пятнышко, покоряющее большую красную планету и радостно мяукающее.
- Мяу! - так громко и отчётливо.
- Дружок, скоро ты и остальные планеты покоришь.
- Мяу! - прямо у моего уха.
Я резко открыл глаза. Рыжая морда. Прямо над моим лицом. Сердце забилось быстро-быстро: "Вернулся, вернулся..."
Я принялся обнимать своего кота, то прижимая его к груди, то зацеловывая в обе щёки.
- Кхм, я извиняюсь, молодой человек…
Я вздрогнул и перевёл взгляд на пожилого мужчину с длинной серебряной бородой. Он стоял, аккуратно заглядывая в палатку.
Я вскочил и судорожно, неуклюже вылез наружу. От волнения не получалось связать и пары слов, а руки тряслись.
- Не пугайся, друг. Меня зовут Пётр, я местный монах. Где живёт тишина, там и мысли становятся чище, размеренней. У тебя очень умная зверушка, - он потрепал Марса за ухом, - она привела меня к тебе, а значит, наша встреча точно не случайна.
- Марс? Как привёл? Прямо путь указывал? - я всё ещё не верил в происходящее.
- Не удивляйся, друг. Порой кошки могут быть не глупее собак. Я собирал ягоды, когда он прибежал ко мне. Помяукал, покружился вокруг...
Я наклонился погладить, а он отбежал недалеко и сел, уставившись на меня. Я подошёл, а он снова отбежал и мяукнул громко, мол, "за мной иди". Так я к тебе и дошёл.
- И вы тут все места знаете, Пётр? – с надеждой спросил я.
- Ближайшие - да. На тропку туристов точно вывести смогу, - по-доброму улыбнулся старец, поглаживая седые усы.
Я почувствовал, как радость заполняет каждую клеточку моего тела. Мы с Марсом были спасены!
*****
Обратный путь я запомнил плохо из-за усталости, разве что отрывками. Помню, как отдал старцу все найденные грибы, в благодарность за помощь.
Помню, как Марс в электричке всю дорогу взволнованно мяукал, точно делился впечатлениями от поездки... Помню, как проспал целые сутки в мягкой кровати, а Марс дремал прямо у изголовья, хотя раньше я запрещал ему так делать...
Позже я написал эту историю в местную газету, чтобы люди знали о том, какими умными и верными могут быть кошки.
Впредь к путешествиям я готовился гораздо ответственнее и основательнее.
У меня появились новые друзья, которые тоже любили ходить в походы, но без Марса я наотрез отказывался выбираться куда-либо, поэтому мой кот увидел множество чудесных мест нашей планеты...
Автор АНАСТАСИЯ МЕНЩИКОВА