Найти в Дзене

Санкции: секторальные, финансовые, адские, рвущие в клочья. Небольшой исторический экскурс.

Прежде чем начать, рискну выдвинуть один постулат: санкции со стороны одного государства, наложенные на другое государство, не сработают, если в международной системе есть хотя бы один активный и суверенный участник, который с данными санкциями не согласен и готов их проигнорировать.

Отто фон Бисмарк (1815-1898), первый канцлер Второго Рейха, наложивший на Российскую империю финансовые санкции.
Отто фон Бисмарк (1815-1898), первый канцлер Второго Рейха, наложивший на Российскую империю финансовые санкции.

Исторический пример из XIX века. Создателя Второго Рейха, канцлера Отто фон Бисмарка считают одним из величайших европейских политиков в истории, но было одно дело, в котором он принял катастрофически неверное решение.

А именно - для принуждения Российской Империи к нейтралитету в вопросе напряжённых франко-германских отношений канцлер, по сути дела, решил наложить на Россию финансовые санкции. Правительственным учреждениям Германии было запрещено инвестировать деньги в русские ценные бумаги, а Рейхсбанку было запрещено принимать русские ценные бумаги в залог. Российская Империя в 1880-е годы нуждалась в инвестициях и рефинансировании государственного долга. Германия в этих операциях отказала, но канцлер Бисмарк как-то забыл, что на его государстве свет клином не сошёлся, и в Европе есть другие независимые государства.

В итоге Российская Империя те деньги, в которых отказала Германия, получила... во Франции. То есть - финансовые санкции Бисмарка дали обратный эффект. Французский капитал стал главным кредитором Российской Империи. Императору Александру III в силу его мировоззрения и биографии едва ли было приятно слушать гимн республиканцев-цареубийц - "Марсельезу", но, подобно тому как Генрих IV Наваррский считал, что "Париж стоит обедни", император Александр считал, что французские миллионы стоят "Марсельезы".

Впоследствии германский правящий дом пытался как-то поправить дело при помощи "семейных договорённостей" с "кузеном Ники". Но это была попытка с негодными средствами - как только придворные Николая II (Витте, Ламздорф, вел. кн. Николай Николаевич) узнали, что задумал царь-батюшка, они заставили его немедленно порвать "семейный договор" в клочья. Франко-русские официальные отношения и связи зашли слишком далеко, отыграть ситуацию назад уже не было возможности.

А ведь если бы Бисмарк не сочинял своих дурацких санкций и помог бы России с кредитами и госдолгом, то в таком случае на континенте образовался бы союз, который, возможно, не смогли бы разрушить никакие британские хитрости. У Второго Рейха был шанс захватить господство над большей частью Евразии, но этот шанс был упущен, и упущен из-за применения такого ненадёжного инструмента, как санкции.

В настоящее время всё работает очень похоже. У американцев почти получилось стать единственным центром силы - но только "почти". Им очень не нравятся перспективы российско-китайского союза, но американцы не понимают, что, размахивая санкционной дубиной (теперь и в адрес Китая тоже), они данный союз только укрепляют и одновременно расшатывают свою систему власти над миром. Причина такого непонимания - высокомерие, суть которого раскрыла диссидентка из Конгресса Тулси Габбард: "мы не думаем, что наши противники посмеют ответить на такие-то действия".

Это американское высокомерие - крайне опасная штука. Намного хуже, чем самонадеянность Бисмарка, учитывая обстоятельства. Потому что с таким высокомерием немудрено натворить таких делов, которые действительно будут требовать ядерного ответа, а потом абсолютно искренне недоумевать: "мы не понимаем, как это так получилось".