Найти тему
Finversia

В провинции люди добрее

Интерлюдия:

...А мне в Москве не нравится, – делится за чашкой кофе казанский знакомый. – Люди все собой заняты, своими делами...

Интермедия:

Если ваш автомобиль на секунду завяз в снегу в Казани – все, отменяйте ближайшие планы...

Вот предположим, вы почувствовали, что пробуксовываете во дворе. Надо остановиться, сделать паузу, и аккуратно, в половинку касания сдать назад. Переключаете скорость на заднюю... Тут рядом с машиной вырастает жизнерадостная фигура...

– Помочь?

– Нет, спасибо, – отвечаете вы, отвлекаясь от задуманного. – Все в порядке...

Снова кладете руку на рычаг, переключаетесь на заднюю и вот уже почти нажимаете на педаль газа. И тут в зеркале видите, что жизнерадостная фигура уже стоит точно сзади вашего автомобиля. Смотрит, все ли нормально, удается ли вам выехать.

Чертыхаетесь и, дабы не задавить такого хорошего человека, решаете все-таки попробовать прорваться вперед. Фигура быстро вырастает перед капотом вашего автомобиля и помогает советом: «Давай помаленьку!»

Хорошо, попробую все же назад, думаете вы, с непонятной ненавистью поглядывая на «помощника». Поздно. Сзади и чуть сбоку вырастает вторая фигура:

– Что тут, Петрович?

– Да вот, застрял... помогаю, – отвечает первая фигура, присев на корточки и разглядывая что-то под днищем вашей машины.

Обе фигуры закуривают, понимаю, что дело долгое, помогать придется обильно.

Хорошо, попробуем французский вариант, думаете вы. Ручной тормоз наверх. Руль до упора в бок. Газуе... И тут вы с ужасом видите, что в тридцати сантиметрах от крыла вашего автомобиля чья-то голова в шапочке. Сочувственно разглядывает ваше колесо: «Тут лопатку бы надо...».

Интуитивно вы согласны, что лопатка не помешала бы. Желательно, саперная, с заточенными краями. Штык-нож, на худой конец. Но... уже совсем поздно. Во двор высыпали гулять детишки. С саночками. Подошли поближе, обступили. С интересом смотрят, как дядя застрял...

Практикум:

Если вы немного забуксовали в Казани, у вас – два варианта. Первый – действуйте очень быстро. Из машины не выходить. Скорость назад, быстро в пол оборота смотрите, что сзади, газ...

Вариант второй – вы не успели... Достаете из бардачка гладкоствольный пистолет, купленный в оружейном магазине. Два-три предупреждающих выстрела под ноги ринувшимся на помощь. Спокойным, но четким голосом: «Еще шаг и стреляю на поражение». Далее – действуйте по первому варианту...

Постскриптум:

...А мне в Москве не нравится, – делится за чашкой кофе казанский знакомый. – Люди все собой заняты, своими делами...

– Да... – мечтательно тянете вы, кося в экран ноутбука. – Что есть, то есть...

* * *

Драма в 3-х действиях. Место действий – Казань

Действие 1. Квартира друзей. ...Засиделись мы в тот вечер. Три часа ночи. Мой друг вызывает казанское такси. Оно подъезжает. Раздается звонок другу. Слышу диалог (в одностороннем режиме, конечно):

– Да, спасибо. Скоро выходим.

– …

– Нет, мы быстро выйдем.

– …

– Ну не знаю, сколько конкретно. Минут пять-семь…

– …

– Так! У вас время ожидания платное? Вот и ждите себе спокойно…

– …

– Нет, мы никуда не исчезнем!

– …

– Нет, мы не пьяные!

– …

– Попрощаемся, оденемся и выйдем. Никуда мы не исчезнем!

– …

– Слушай, а пошел ты…

Действие 2. АЗС. Заправляю машину.

– Мне до полного бака…

– Сколько литров?

– Не знаю, сколько литров, до полного бака.

– А я откуда знаю, сколько у вас литров до полного?!

– Вы что, издеваетесь? Просто заправьте до полного как во всем мире это делают!

– Как я вам заправлю, не зная, сколько?!

– Как во всем мире – сначала заправляют до полного, потом смотрят, сколько получилось и называют сумму оплаты.

– У нас сначала платят!

– Так вы сначала заправьте…

Кассирша смеется в голос:

– Ха! Смешно! А вдруг вы уедете?!

– А вдруг я не уеду? Весь мир так заправляется…

– У нас не так! Тоже мне, нашли простаков!

Заправляю двадцать литров. Сколько еще купил бы литров на этой АЗС, если бы на ней работали «простаки» – одному богу известно.

Непростаки обманывают себя ежедневно на круглую сумму…

Действие 3. Пишу об этой истории пост в соцсети. Мол, доверие – это выгодно. Мол, нельзя так вести дела – это тупик.

Появляется комментарий от местного (казанского)… не знаю, как назвать… скажем так, редактора, аналитика, эксперта, мыслителя (в общем, «спортсменка, комсомолка и просто красавица»):

«Что-то не верится в эту историю… А есть доказательства?»

Отвечать не стал. Полагаю, это последний гвоздь в тему «доверия». Вещдоки не собирал. Кстати, у таксиста тоже не было «доказательств», что мы выйдем, а у кассирши АЗС – не было «доказательств», что я не уеду, заправившись.

Но, чувствую, мыслитель считает, что он очень отличается от таксиста и кассирши…

* * *

...А люди здесь – более прямые, более цельные, более последовательные, что ли... Ну, вы в курсе, да?

Приезжает в Москву провинциальный знакомец, звонит: «Привет, я приехал!» Ну, подразумевается как-то, что ты его зовешь в гости или там кофе приглашаешь выпить, пообедать.

Приезжаешь ты в его город: «Привет, ты приехал?» Ну, подразумевается как-то, что ты его кофе приглашаешь выпить или пообедать.

Последовательные, в общем, люди.

…Вопреки примитивным предрассудкам, жители провинции не только ни в чем не уступают обитателям столиц, но и богаче их на одну... хм... духовную сущность. Например, у москвичей есть только Дед Мороз, а в провинции есть еще и КакНибудь.

Если вас спросили о ваших делах и вы о них рассказали – то обязательно о нем услышите. Что бы вы не делали, что бы у вас не происходило.

Например, вы недавно побывали в Париже? – «Да, надо будет тоже как-нибудь заехать»...

У вас вышла новая книжка? – «Надо будет как-нибудь тоже издать свое»...

Вы с энтузиазмом торгуете на бирже и поделились этим? – «Как-нибудь тоже начну инвестировать»...

Вы пошли в спортзал? – «Как-нибудь тоже планирую...»

В общем, ваш визави никогда и ни в чем и не уступает вам, и не пойдет за вами. Ему не нужно ни учиться, ни предпринимать какие-то усилия. Все, что умеете и делаете вы, он умеет делать лучше вас. Просто он ждет, когда за ним зайдет КакНибудь.

Сочинилась маленькая ода:

И вновь я посетил сей город древний.

Здесь Магомет к горе всё не дойдет,

Ленивый сидень Муромцем слывет

И всяк, кто спит, тот мнит себя царевной.

* * *

Одна из главных «скреп» провинции, да и вообще России, – похороны.

Подозреваю, что причины четыре.

Во-первых, это повод встретиться – другие способы требуют каких-то эмоциональных усилий, а тут инициатор – покойник.

Во-вторых, более оптимистично звучат ответы на вопрос «Как дела?», потому что есть с чем сравнивать.

В-третьих, есть подсознательное ощущение, что ты хоть кого-то обошел, не двигаясь.

В-четвертых, «ну сегодня я же и не мог работать – на похороны надо было»...

Поэтому на похороны тут приходят дружно и даже к тем людям, которых при жизни и в голову бы не пришло поздравить с днем рождения.

Вариантов речей два.

Если умер рано – «бог забирает лучших», «лучшие уходят первыми»...

Если умер в преклонных годах – «хорошим людям всегда дается длинная жизнь»...

Так что умирать надо тут либо рано, либо поздно. Представитесь посередине – сочтут так себе человечишкой.

Встретившиеся на похоронах обмениваются новостями и анекдотами и с ритуальным «Надо бы нам чаще встречаться и по более веселым поводам!» расстаются до следующих похорон. Иногда – до своих.

…В общем, в городе N главным культурным событием стали похороны. На них творческая интеллигенция встречается. Так получилось. Дома закрыты, «ходить в гости» – это осталось только для родственников. В ресторан – дорого. В театр? Тоже дорого. Одна провинциальная журналистка сделала гневную статью на тему гастролей московского театра, не выдавшего ей (журналисту!) бесплатный билет. Она искренне уверена, что обязаны. Потому что она – творческая. И духовная...

Денег на чашку кофе друг для друга – жалко. Разве что иногда, по предварительному сговору группы лиц (каждый платит сам за себя). С духоподъемными разговорами – в процессе. Со скрупулезным подсчетом, кто за что платит, – в финале...

Остаются похороны. Там бесплатно. Можно выпить, закусить. Там творческая интеллигенция города N встречается: «Ба! Сто лет тебя не видела! Где ты сейчас?»...

«Где ты сейчас?» – это не вопрос. Это сакральный код. Потому что творческая интеллигенция города N знает: мы, духоподъемные, в нынешней трудной жизни присаживаемся куда-то всегда ненадолго. Это с одной стороны. А с другой стороны – все же должны присесть, припасть хоть на несколько месяцев к скудному, убого-сиротскому, проклинаемому, но все ж казенному кошту. Интеллигенция потому что... Так что мы всегда где-то. Но только сейчас.

«Где ты сейчас?» – потому что духовные люди не нашли ни Дела, которому служили бы десятилетиями, ни Поприща, которому посвятили бы жизнь...

Рассказывают, где они сейчас. В полголоса – потому что похороны. Потом вспоминают. Вспоминают, какие уроды были в тех «где ты сейчас», которые они предали в последние лет пять. И какое было славное время в тех «где ты сейчас», которые они предали так давно, что уже забыли, что – предали...

...А меня попросили в городе N издать очередную книгу. Десятую по счету. Или одиннадцатую. Духовную. Памяти поэта. Хорошего поэта.

Но, чтобы хранить его память, нужен кто-то со стороны. Творческая интеллигенция города N – занята. Дела. Но денег нет. Потому что – духовность. Но и времени нет. Потому что – дела.

Та журналистка, что возмущалась отсутствием бесплатных билетов на гастролях столичного театра, звонила как-то: «Ты же в финансовой сфере? Такой вопрос – у меня два миллиона тут образовалось, куда вложить?»

В книгу вложите. Ту самую, о которой так много говорите... В кофе вложите. Выпейте его – с теми, кто вам дорог, с кем вы хотите говорить, кого вы хотите видеть... Во встречу вложите. В улыбку в ответ на улыбку... Нет. Шучу, конечно. Туда вы готовы вложить только свою духовность. Она у вас – отдельно от банковских счетов...

...Книгу издать просят. Да, хорошее дело. И поэт был замечательный. А я сижу, слушаю, и в голове крутятся строки другого поэта:

«И я опять веду тебя на царство,

И ты опять обманешь, Карл Седьмой»...

...А похороны – все чаще. А «где ты сейчас» – тает как шагренева кожа... «Надо встречаться»... «Надо книгу сделать о нас».... Что мы хотим увековечить? Какое деяние? Какое состояние? И – зачем?

* * *

..Покупаю джинсы в провинциальном магазине. Обращаюсь к продавщице:

– У меня ремень порвался. Дайте мне еще и ремень – примерно вот такой ширины как мой.

Она дотошно, медленно и серьезно изучает мой ремень:

– Боюсь, что точно такой же ширины у нас нет..

– Примерно такой... – я же вижу на витрине, что «примерно такой» есть.

Добросовестно изучает опять.

– Нет, такого нет.

– ПРИМЕРНО такой! – делаю ударение я. И, упреждая контратаку: – Тип пряжки и цвет не так принципиальны.

Продавщица степенно, но задумчиво – в этом городе очень серьезно относятся к покупке вещей! – подает ремень «примерно такой»:

– Ну, – тянет она в сомнениях. – Только он все-таки не совсем такой...

Я, теряя терпение и желая снизить серьезность момента:

– Да мне неважно какой. Мне же так – жену пороть...

Испуганный взгляд.

Будьте серьезны, товарищи. Магазин одежды – не место для плоского юмора!

* * *

Но – в том же городе. Обедаем с другом в ресторане «Малабар». Я заказываю баранину. Друг – какое-то блюдо и салат.

– И принесите мне еще вилку, – говорю официанту. – Я ей у него воровать салат буду...

Официант:

– Я вам лучше принесу дополнительные тарелку, вилку и ложку. Так воровать удобнее...

Спасибо тебе, незнакомый мне официант из «Малабара»! Мы с тобой одной крови – ты и я. Благодаря тебе можно все-таки жить легко. Пообедать без серьезности. Посидеть в ресторане без надутости.

Просто – жить.

📚Новая книга Яна Арта «Клякса в небе и фифти-фифти»: https://finarty.ru/shop/s/185

Автор: Ян Арт

Смотреть канал Finversia YouTube