В сердце Второй мировой, после Сталинградской победы, Краков потерял своё гетто. Австралию тревожили небесные рейды японцев. Молодые японцы, достигнув 20, служили стране в течение двух лет, оставаясь призывниками до сорокалетия. Его отец стал одной из жертв войны, служа в армии Японии, а мать так и не вышла из траурных одеяний.
Спустя годы, этому дизайнеру Российский исполнитель Сергей Трофимов посвятил свою песню «Ямамото».
Йоджи Ямамото родился в 1943 году в районе Синдзюку Токио. Отец Йоджи, Фумио, стал одной из жертв войны, служа в армии Японии. Его жизнь оборвалась на Филиппинах. Деталей его смерти мать так и не узнала, даже прах ее мужа не был прислан домой для похорон.
Йоджи с тоской вспоминает: "Из-за отсутствия праха в могиле покоится лишь любимый Leica отца".
Жестокость военных лет научила Ямамото, что для выживания придётся бороться. В раннем возрасте он понял, что жизнь полна испытаний. Его мать, Фуми, овдовев, пошла учиться на модельера, затем открыла собственное ателье. Её преданность трауру и работе в ателье вдохновила будущего дизайнера на разработку уникальных моделей одежды.
В 1966-м молодой человек окончил юрфак Кэйо, но выбрал не юриспруденцию, а помощь матери в её швейном бизнесе. Расположенное в развлекательном районе Синдзюку ателье обслуживало работников местной индустрии развлечений. Недовольный ограничениями в творчестве, он всё же освоил работу кутюрье и через три года дополнил свои знания дипломом модного колледжа Bunka.
В свои двадцать шесть лет он отправился за мечтой в Париж, где мода была на пике, а стиль Диора, Шанель и Баленсиага доминировал. Поиски работы в мире высокой моды измотали его, но его дерзкие, неординарные проекты нарядов, бросавшие вызов модным канонам, не нашли понимания у известных брендов. Поражение заставило Йоджи вернуться на родину.
В 70-х Йоджи привлек внимание покупателей своими оригинальными плащами. Его мать, веря в его талант, продала свой бизнес, чтобы помочь ему начать собственное дело. Она также стала его сотрудницей и привлекла к работе опытную швею.
В компании до сих пор охраняется должность для матери Йоджи, Фуми.
Ямамото не желал создавать сексуальные наряды для женщин, предпочитаемые некоторыми мужчинами. Он размывал границы между полами в моде, избегал симметрии и выбирал тёмные тона. В начале карьеры его целью было одеть женщин в мужской манере. Он не хотел следовать традиционной японской моде, предпочитая пальто как символ защиты и тайны, которые скрыты за его оболочкой.
Вполне возможно, что так на него повлиял образ матери, носящей всю свою жизнь после смерти отца траур, а также близость дома, где он жил, к кабакам и борделям (насмотревшись на это в детстве, он отторгал даже намёк на подобное во взрослом возрасте).
Ямамото ценил скромность в моде. Он уважал то, что создатели одежды оставались в тени, в отличие от сегодняшней практики. Со своим брендом RTW он выбрал название «Y’s», как сокращение от «Yohji’s». Ив Сен-Лоран, который также использовал инициал «Y», дал добро на это, но с условием не использовать его на показах. Когда пришло время регистрировать марку для своей первой коллекции в Париже, он выбрал своё полное имя «Yohji Yamamoto», хотя многие тогда затруднялись с произношением его.
В 1981-м, в мире высокой моды Парижа, состоялся дебют Йоджи Ямамото с его коллекцией Y. Она произвела настоящий фурор, но критика встретила её в штыки. Элита моды не приняла ансамбли широкого кроя в тёмных тонах. В Японии одежду Ямамото прозвали «одеяниями ворон», подчёркивая их нестандартность и оттенки.
Критики назвали стиль дизайнера «модой для беженцев», что спровоцировало появление направления «Хиросима-шик». Но были и те, кто ценил его новаторство. Женщины из мира журналистики, бизнеса и кино выбирали его умеренно соблазнительные наряды вместо вульгарной сексуальности. В 1984 году Ямамото представил первую мужскую коллекцию, которую оценили известные личности, включая Джека Николсона и Брайана Ферри, отдав предпочтение его просторным и строгим дизайнам.
Японский модный создатель всегда делал акцент на контрасте чёрного цвета и загадочности анатомии в своих творениях. С юных лет он был уверен, что женственность должна быть скрыта от посторонних глаз, раскрываясь лишь в интимной обстановке.
«Черный ленив и легок, но в то же время загадочен», — отметил он в беседе с журналистами из The New York Times. — «Но прежде всего черный говорит: “Я тебя не беспокою — и ты не беспокой меня”».
В своих работах он фокусировался на вещах, задающих тон в мире моды, таких как сумки, портмоне и обувь. Особое внимание он уделял комфорту обуви, предпочитая модели на плоской подошве для удобства и функциональности.
В середине 80-х Японский модельер Йоджи Ямамото запустил свой одноименный лейбл с личным подписным логотипом . Работая с итальянцами из Sinv Spa, он создал бюджетную серию Coming Soon в 2008 году. В 1996-м он освоил парфюмерный рынок, представив эксклюзивные женские ароматы «Yohji» и продолжил развивать эту линейку. Особенно популярны стали ароматы с провокационным названием «Я не стану вас беспокоить» (I'm Not Going to Disturb). Также в коллекцию вошли косметические средства для ухода за телом.
Однажды японский дизайнер Ямамото был шокирован неэстетичным видом кроссовок от Adidas и предложил свою помощь. В результате в 2003 году рынок пополнился новой линией Y-3. Коллекция объединила классические элементы Adidas, включая знаменитые полоски, с элементами авангарда. Музой для Ямамото стали деловые люди, сочетающие официальный стиль с более неформальной обувью.
В 2007 году продажи двух ключевых линеек модного дома Yamamoto превзошли отметку в $100 млн. Однако уже к следующему году компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Спасение пришло благодаря вмешательству Integral Corp., благодаря которой бренд сумел избежать банкротства. Раздробленность управления была признана основной причиной кризиса. К концу 2010 года, после проведения реструктуризации, долги были погашены.
Кстати, с ранних лет, столкнувшись с агрессией в школьные годы, Йоджи Ямамото часто участвовал в драках, что приводило к многочисленным травмам. Чтобы научиться защищаться, Ямамото пошёл в секцию по дзюдо. Позже, во взрослом возрасте, из-за переутомления и плохого питания его вес опустился до критической отметки, и он обратился к изучению карате под руководством Микио Яхары. Это не только укрепило его здоровье, но и привело к созданию Всемирной федерации каратэномичи. Теперь он носитель черного пояса по этому виду боевого искусства.
Звездный модельер Ямамото ценит свою приватность, ускользая от пристального внимания прессы. Несмотря на то, что Ямамото отметил уже свое 80-летие, он продолжая вдохновлять новаторскими концепциями в мире высокой моды.
Лими Ямамото — дочь Йоджи, дизайнер собственного бренда LIMI feu и выпускница Бунки. Она родилась через пару лет после основания Y’s. В своем стиле Лими унаследовала от Ямамото любовь к рок-н-роллу и желание создавать одежду «для улицы». Ямамото также имеет двух сыновей.