В марте 2019 года сотрудники СБУ провели обыски в Киевской, Херсонской, Николаевской и Одесской областях и задержали более 1000 участников наркокартеля «Химпром».
Оперативники изъяли несколько миллионов долларов наличными, золотые слитки, другие ценности и задержали около 20 человек, которых следствие отнесло к руководству преступной организации, созданной на Украине в 2015 году гражданином РФ Егором Буркиным.
УКРАИНСКИЙ «ХИМПРОМ»
«Химпром» при активном содействии местных властей наладил на Украине производство и сбыт через «закладки» и даркнет синтетических наркотиков типа мефедрон и a-PVP, причем главную ставку преступники сделали на российский рынок сбыта.
Сначала «Химпром» засылал в Россию прошедших специальную подготовку украинцев – рекрутерский центр наркокартеля находился в Киеве напротив главка СБУ, но затем после спецоперации российских МВД и ФСБ в 2017 году Буркин и компания поменяли тактику.
Основой деятельности «Химпрома» стали коллцентры и даркнет, через которые наркокартель наладил производство и сбыт наркотиков в РФ руками местных жителей.
Буркин под видом «Химпрома» создал анонимную преступную сеть, где сотни лично незнакомых друг с другом людей, производят наркотики, делают тайники, кладут «закладки» и решают другие важные для наркотического бизнеса вопросы.
«Химпром» с 2015 года открыто работал в Киеве и до арестов 2019 года не имел проблем с украинским государством. Затем против наркокарьеля сыграли борьба за власть и деньги в конце президентства Петра Порошенко.
ПРОБЛЕМЫ 2019 ГОДА
Украинские СМИ признают, что на 2019 год деятельность «Химпрома» на Украине приобрела огромный масштаб, а возросшие доходы позволили Буркину вкладывать заработанные средства в легальные и полулегальные бизнесы, прежде всего в криптовалюту и криптобиржи, через которые сегодня идут основные расчеты наркокартеля.
Буркин длительное время чувствовал на Украине полную безнаказанность, с 2014 года он имел украинский паспорт на имя Егора Левченко и открыто проживал Киеве. Проблемы «Химпром» получит только в канун последних украинских президентских выборов.
Тогдашний заместитель главы СБУ Павел Демчина 21 марта 2019 года провел в Киеве пресс-конференцию, на которой заявил, что «Химпром» продает наркотики на 200 млн рублей в день (видимо, речь шла только о российском рынке сбыта) и рассказал о серии проведенных обысков.
Демчина признал, что Буркин и компания в целях продолжения преступной деятельности переехали из России на Украину и создали мощную организацию с жесткой дисциплиной, которая включает в себя рубку пальцев за самые разные провинности.
ПРИГОВОРОВ НЕТ
Громкие аресты не прекратили деятельность «Химпрома» на Украине, однако Буркин был вынужден спешно сбежать в Мексику и отойти от прямого руководства наркокартелем, чем вместо него занялся партнер преступника еще по Стерлитамаку Александр Щипцов, который вскоре начал обманывать своего друга.
Уголовное дело против «Химпрома», которое лежало в основе обысков и задержаний 2019 года, зависло на Украине и не привело к осуждению задержанных руководителей наркокартеля. Более того, все они вышли на свободу и продолжили преступную деятельность.
Объяснить это можно только договоренностью в правящих кругах киевского режима, для которого производство наркотиков и их сбыт в России являлись хорошим бизнесом задолго до начала СВО, а давление на «Химпром» было связано сугубо с борьбой за деньги наркокартеля.
НАРКОБАРОН В ЗАКОНЕ
Показательным является попавшее в сеть видеообращение Буркина на имя второго человека в Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ) Гизо Углавы. На нем находящийся в розыске преступник жалуется украинскому чиновнику на «решалу» Петрашкина и на поборы СБУ, которые он считает несправедливыми.
Буркин приложил к обращению признание Щипцова о его сговоре с Петрашкиным и их совместном воровстве денег у лидера «Химпрома». Преступник аргументировал свои претензии тем, что другие наркокартели не испытывают на Украине так много трудностей и платят государству меньше, нежели «Химпром», поэтому Буркин считает действия украинских властей беспределом и не понимает, почему он вынужден отдавать СБУ половину чистой прибыли.
Вот такие порядки существовали на Украине до СВО – наркобарон жалуется одному украинскому ведомству на другое украинское ведомство и просит решить проблему с необоснованными поборами. Жалоба Буркина Углаве также накладывается на конфликт между СБУ и НАБУ и на уход Демчины в отставку в мае 2019 года.
НАБУ И УГЛАВА
Демчина написал заявление об отставке 17 мая 2019 года, после чего Порошенко присвоил ему звание генерал-полковника СБУ. Демчина был связан с бывшим президентом Украины, поэтому нельзя исключать, что действия СБУ против «Химпрома» в 2019 году вызваны борьбой за влияние на Банковой. «Химпром» на первом этапе развития на Украине часто ассоциируют с Арсеном Аваковым, который превратил украинское МВД в личный бизнес.
НАБУ работало против Демчины задолго до марта 2019 года. Данное ведомство было создано на Украине в 2015 году по настоятельному требованию Евросоюза, который отказывался без этого давать Киеву безвизовый режим. Вторым человеком в НАБУ сразу стал выходец из Грузии Углава, который вместе с назначением получил украинский паспорт.
Таким образом, член грузинской команды Михаила Саакашвили, который работает на Украине под защитой ЕС, стал в Киеве куратором наркокартеля, заточенного на поставки мефедрона и a-PVP на российский рынок.
Углава в Киеве хорошо зарабатывает. Украинские СМИ пишут, что жена чиновника в 2022 году купила в Тбилиси квартиру за 6,5 млн гривен, а в 2023 году новый автомобиль Lexus, и это только то, что прослеживается по открытым налоговым декларациям.
ПОДДЕРЖКА ЕС И ЕРМАКА
Европейские власти с 2015 года не сделали ни одного заявления против «Химпрома» и проигнорировали российские запросы на аресты его активистов, поэтому данная наркотическая деятельность может оцениваться Западом как часть гибридной войны против России.
Украинские СМИ пишут, что в президентство Порошенко НАБУ сохраняло независимость от Банковой, однако при Зеленском ситуация изменилась. Поворот случился после того, как Офис президента возглавил Андрей Ермак, после чего вся борьба с коррупцией на Украине вместе с контролем за серыми деньгами была сосредоточена в одних руках.
Украинские чиновники и даже государственные институты постоянно обвиняют друг друга в коррупции, но все это связано с борьбой за финансовые потоки. В 2017 году НАБУ обвинял Демчину в том, что жена генерала владеет роскошным домом и дорогими автомобилями, но ведь то же самое можно сказать и про Углаву.
БУРКИН И МЕКСИКА
Обыски и аресты 2019 года не прекратили работу «Химпрома» на Украине, а только создали личные проблемы для Буркина, который уехал в мексиканский Канкун и утратил прямой контроль за наркокартелем. Ему разрешили выехать из страны по еще одному украинскому паспорту и одновременно объявили в розыск, чтобы держать подальше от созданного им криминального бизнеса.
Буркин не смог договориться с Киевом о возвращении, поэтому с началом СВО начал изображать из себя мецената и спонсировать добровольческие батальоны и акцию «Сдай барыгу», чтобы затем вернуться на Украину в качестве «патриота». В результате он связался с такими жуликами как Домбровский, Майман, Мизрах и Щадило, попал в новостные сводки, а в конце 2023 года и в санкционный список Зеленского.