Он обычный дворовый мальчишка, который рассекает на велосипеде и гоняет собак в подворотне. У него живой взгляд и пытливый ум.
Я не знала Максима до тех пор, пока наши пути не пересеклись на улице в обычный погожий день. Он увидел электрическую инвалидную коляску, которая шустро ехала по дороге, и, открыв рот, стал торопливо кричать другу, как бы обращаясь и ко мне тоже:
- Э-э-э! Это чё? Это как?
Мальчишка явно ждал, что я с ним заговорю. Но я проехала мимо, никак не отреагировав.
Максим не только любопытный, но ещё и настойчивый. На первом же повороте догнал меня и продолжал с недоумением рассматривать. Я не собиралась его игнорировать и первой начала разговор.
- Привет! Тебя как зовут?
- Максим.
- Максим, когда ты обращаешься к незнакомому человеку, первое что надо сделать, поздороваться. Потом спросить, можно ли ему задать вопрос, и если тебе скажут да, спрашивать. Понял? Это основные правила общения между людьми.
Не было задачи отпугнуть парнишку или настроить против себя. Отнюдь.
Просто я уже не первый раз сталкиваюсь с таким беспардонным поведением. Чуть ли не свистеть незнакомому, взрослому человеку, тыкая пальцем:
- Э-э-э, а это чё?
Твёрдо, но мне кажется максимально вежливо, я дала понять Максиму, что не буду с ним разговаривать, пока не усвоит простые правила общения. Ещё лет пять назад я бы так не поступила. Постеснялась учить уму-разуму чужого ребёнка.
В подобных ситуациях всегда боюсь обидеть, показаться строгой или злой. Была готова к тому, что Максим развернётся и на своём велике поедет в противоположную сторону, так ничего не поняв.
Но мальчишка оказался на редкость сообразительным. А может просто хотел получить ответы на свои вопросы и любопытство взяло верх.
Он слегка опешил, чуть сбавил скорость и немного отстал. А через пару минут снова появился в поле моего зрения:
- Здравствуйте!
- Здравствуй, Максим!
- Как ваши дела?
Ого, вот это я понимаю подход. Ученик переплюнул учителя. Максим внимательно рассматривал мою коляску и не решался задать следующий вопрос. Ему явно было интересно, как же она сама едет.
- Ты знаешь, что такое аккумулятор?
- Нет.
- Это устройство, благодаря которому едет машина. У моей коляски тоже есть аккумулятор. С его помощью она и движется.
- А почему вы? Ну, в общем это...
Вопрос не конкретный, но я его поняла.
- Что такое позвоночник ты знаешь?
- Нет.
- Иди покажу.
Максим шустро припарковал велик у соседнего ларька и подошёл ко мне.
- У каждого человека есть позвоночник. Он отвечает за движения рук и ног.
Я провела рукой по спине Максима от шеи до поясницы.
- Если мальчик полезет на высокое дерево и упадёт с него, он может сломать позвоночник. Или дядя, который чинил чинил крышу и упал. Когда позвоночник сломан, перестают шевелиться ноги, а иногда даже руки. Человек больше не может ходить.
Максим слушал внимательно. Казалось, он первый раз видел в жизни инвалида. Моя коляска произвела на него сильное впечатление.
- У меня травма позвоночника. Серьёзный перелом, ноги больше не слушаются, поэтому я не хожу.
Мальчик продолжал внимательно смотреть на меня. Вдруг на горизонте появился его друг.
- Макс, поехали!
- Сейчас. Подожди ещё немного.
Юный велосипедист явно хотел продолжения разговора, но вопросов больше не задавал. Я посчитала свою миссию выполненной.
Пожелала Максиму доброго дня и поехала восвояси. Работа с подрастающим поколением была проведена.