Петергоф. Дворец "Монплезир". Автор проекта - Андреас Шлютер, Первый Главный архитектор Санкт-Петербурга.
25 января 1713 года в Берлине скончался отец Царя Петра I (Фридриха Петера Гогенцоллерна) Первый Король в Пруссии Фридрих I. В связи с этим выдающийся немецкий скульптор и придворный архитектор Короля Андреас Шлютер остался без работы, а это для мастера такого уровня и масштаба (18 место среди архитекторов всех времен и народов) было смерти подобно. И здесь ему на помощь пришел уже знакомый нам Годфрид Лейбниц, предложивший Царю Петру, взять Шлютера на работу. В случае согласия архитектора, Петра бы это очень устроило. И не только потому, что Петр хорошо был знаком со Шлютером, ведь тот был его наставником и другом семьи. "Наставник Петра- Андреас Шлютер,"Северный Микеланджело" https://dzen.ru/a/YvNxVk9pRmZo6IVi
Находясь ещё в изгнании в Европе в 1690-1693гг., Петр помимо прочего получил от будущих масонов ( Исаака Ньютона, Кристофера Рена и др.) задание - построить в указанном ими месте город, который стал бы центром масонства в России. Что и произошло впоследствии в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II.
И место это имело для масонов особое значение. Оно находилось на пересечении Оси Мира (Александрия- Киев - Северный полюс)- 30.19.00 градусов в.д. и 59.37.11 градусов с.ш.) По мнению масонов 60 градус - максимальный угол восхождения планеты, с которой сорвался "падший ангел" Люцифер (Сатана) властитель Ада.
Петр понимал, что для выполнения такой сложной задачи нужен безусловно выдающийся мастер, а именно таким и был Андреас Шлютер. Ему удалось в короткий срок превратить заштатный Берлин ( "Медвежий угол") в настоящую столицу Пруссии и Петру, только что перенесшему столицу в Санкт-Петербург, хотелось того же. Да и возведение Шлютером Меншиковского Дворца для Петра в Ораниенбауме в 1698-1703гг. стало незабываемым событием.
Королевский Дворец в Берлине. Архитектор Андреас Шлютер
Летом 1713 года, Андреас Шлютер ("командир" немецкого десанта") принял предложение Петра и 1 мая 1713 года подписал договор с Яковом Брюсом, переехав в Россию вместе со своими учениками- архитекторами Иоганном Браунштейном и Георгом Маттанорви для проведения работ в Санкт-Петербурге в чине первого «генерал- архитектора». т.е. первого Главного архитектора Санкт-Петербурга. Такого чина при Петре кроме Шлютера были удостоены только два человека: архитекторы француз Жан Батист Леблон и
итальянец Николо Микетти. Архитектору положили жалованье в 5000 рублей в год.
Вот что о деятельности Шлютера в Петербурге сообщал Питер Генри Брюс,(племянник Я. Брюса) шотландец, состоявший на русской службе в чине артиллерийского капитана в 1711—1724 годах:
«Император пригласил на свою службу некоего господина Шлютера, знаменитого архитектора, с несколькими добрыми мастерами; его поселили в Летнем дворце, чтобы был близ царя. Тогда этот господин получал множество заказов на постройку дворцов, домов, академий, мануфактур, печатных дворов, а так как для вычерчивания планов у него было лишь несколько человек, я предложил ему свою помощь в этом деле с условием, что он обучит меня правилам архитектуры. Он с радостью согласился на это, и я приходил к нему ежедневно. Царь часто бывал с ним и, увидев мои чертежи, так был ими доволен, что впоследствии я много занимался вычерчиванием его планов для гражданской и военной архитектуры.
Шлютер поселился в Летнем дворце, который значительно расширил и для которого выполнил ряд скульптур и 28 терракотовых барельефов на фасаде здания. К 1714 году благодаря ему Летний дворец обрёл свой окончательный нынешний вид. Узкий лепной фриз из дубовых ветвей опоясал его. Между окнами первого и второго этажей заняли свое место барельефы, повествующие о событиях Северной войны. А над дверью – фигура римской богини мудрости, войны и городов – Минервы в окружении победных знамен и военных трофеев. Коричнево-красные прямоугольники барельефов на фоне светлой стены и золоченые оконные рамы с частыми переплетами придавали зданию изысканно нарядный вид.
Существуют документальные подтверждения, что эскизы и чертежи Шлютера, которые он привёз с собой для представления русскому царю, были использованы при замысле дворца Меншикова на Васильевском острове и достройке Меншиковского дворца в Ораниенбауме, который был построен Шлютером ещё до основания Санкт-Петербурга, а также Кикиных палат.
В Летнем саду, там же по его плану в 1714 году были созданы Большая оранжерея и Грот. Обе эти постройки до сего дня не сохранились, поскольку погибли при наводнении.
Из окон Летнего дворца на другой стороне Лебяжьей канавки Шлютер, гуляя по Летнему саду мог видеть созданные им ранее и установленные там Петром ещё в 1710 году мраморные бюсты своим родителям Фридриху I и Софье Алексеевне (Софии Шарлотте). "Тайна памятников Летнего Сада" https://dzen.ru/a/YannIu8PZUDxx0LA
В 1714 году начались строительные работы в Петергофе. До этого, начиная с 1705 года шла только подготовка площадей. Андреас Шлютер составлял проекты, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа, в частности дворец Монплезир, центральную часть которого Шлютер увидел ещё при жизни.
Сотрудничество Шлютера с Петром было очень личным и плодотворным. Часто они запирались вдвоем и часами обсуждали насущные проблемы и задачи, в частности подвод воды к фонтанам Петергофа ( а Шлютер очень хорошо знал это дело) с Ропшинских высот.
Архитектор занимался в основном составлением общих планов и проектов, по которым работали уже другие зодчие. Так при постройке Верхних палат (будущего Большого дворца) архитектор И. Браунштейн использовал проекты своего руководителя.
При строительстве Петергофа Шлютер использовал свой огромный опыт полученный им при возведении Дворца Шалоттенбург в Берлине, подарка Фридриха I жене Софье Алексеевне (Софии Шарлотте) в связи с восхождением их сына Петра на Российский престол в 1696 году.
Дворец Шарлоттенбург. Берлин. Резиденция Софьи Алексеевны (Софии Шарлотты) Первой Королевы в Пруссии.
Андреас Шлютер являлся автором проекта и руководителем работ по созданию Янтарного кабинета для Королевского Дворца в Берлине, впоследствии ставшего знаменитой Янтарной комнатой Екатерининского дворца в Царском селе. В 1713 году Янтарную комнату увидел Пётр , и в 1716 году она была подарена ему младшим братом - Вторым Королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом I вместе с яхтой "Либурника". Янтарные панели смонтировали в «нижней зале» двухэтажных «Людских покоев», что стояли напротив Летнего дворца в Летнем саду.
Но, пожалуй самое значительное, что сделал Шлютер в Петербурге было составление градостроительного плана Невской части города. Именно
Шлютер, (не Еропкин или даже сам Пётр) предложил трёхлучевое расположение главных магистралей (Невский, Гороховая, Вознесенский) с центральной точкой Адмиралтейства и фонтаном "Всевидяще Око". Шлютер не был изобретателем такой идеи. Он позаимствовал её из Рима. Там ещё в 15 веке от площади Piаzza деl Ророlо отходят такие три луча. Схема эта называется «Гусиная лапа» -Gänsefuß. Эту схему Шлютер применил и в Берлине. Обратите внимание как отходят от Халешес Тор (точнее от Мерингплатц) три улицы: Фридрихштрассе, Вильгельмштрассе и Линденштрассе.
Более того, заметно, что Унтер-ден-Линден на острове Музеев как бы изгибается и уже улицей Карл-Либкнехтштрассе уходит дальше. Так это не изгиб, а точка , которая начиналась в окне кабинета Короля Фридриха I. Обе улицы были лучами «Гусиной лапы» , а третий луч пересекал парк Люстгартен и все три направления позволяли Королю из окна Кабинета обозревать свои владения.
Шлютер проработал в России всего год. Заразившись тифом он умер 20 июня 1714 года. Похоронили архитектора на иноверческом (Шлютер был протестантом, как и Петр от рождения до приезда в Россию) кладбище близ Сампсониевского собора. Его могила до нашего времени не сохранилась, но в 1995 году на месте не сохранившегося Сампсониевского кладбища в Сампсониевском саду (ранее сад Карла Маркса) у Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге был открыт памятник "Первостроителям Санкт-Петербурга".
Авторы проекта — архитектор В. Б. Бухаев, и знаменитый скульптор М. М. Шемякин. Памятник был торжественно открыт 17 октября 1995 года. Монумент-мемориал "Первостроителям Санкт-Петербурга " создавали по инициативе Санкт-Петербургского отделения Фонда культуры в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака. Этот замечательный памятник, монумент-мемориал «Первостроителям Санкт-Петербурга», был посвящён его авторами, в частности, Шлютеру. Его имя выбито на памятнике первым и по праву.
Место для монумента было выбрано отнюдь не случайно. При Петре I здесь с 1711 года находилось Сампсониевское кладбище, первое общегородское кладбище для православных и инославных (иностранцев).
На этом кладбище нашли свой вечный покой такие выдающиеся деятели России, как архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, первый президент Российской Академии наук Л. Л. Блументрост, первый русский экономист И. Т. Посошков, художники Л. Каравак, С. Торелли и многие другие выдающиеся личности.
Основной архитектурный объём представлен аркой из розового гранита высотой 5 м. Это сооружение, по замыслу авторов проекта памятника, благодаря пересечению её крестом напоминает "окно в Европу", что является символическим образом самого Санкт-Петербурга, который строили эти великие зодчие.
С восточной стороны арки "окна в Европу" был установлен бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола — бронзовый стул, выполненный по образцам подлинной голландской мебели XVII века.
На восточной стороне арки в верхней части свода крепился бронзовый медальон с портретом Петра I, а по её 2-м сторонам — 8 накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей Петровского времени, портреты Д.Трезини и Ф. Б. Растрелли, и так называемые скульптором метафизические композиции.
В последствии памятник подвергся атакам питерских вандалов , в связи с чем Михаил Шемякин сказал следующее:
Мне просто стыдно, что осквернена и разрушена память тех архитекторов, которые заложили наш город. Это отчасти кладбищенский памятник, потому что могилы их были уничтожены, и мы сделали условную "братскую могилу".
Иоганн Фридрих Браунштейн (1680 - 1729) Второй участник "немецкого десанта"
Иоганн Браунштейн продолжил осуществлять проекты, начатые его руководителем Андреасом Шлютером. В 1714—1716 годах он отвечал за всё строительство в Петергофе. В 1716—1719 годах работал в Петергофе под руководством французского архитектора Жана-Батиста-Леблона. После смерти Леблона Браунштейн продолжил работы по его проектам, но в начале 1720-х годов оказался на втором плане, позади итальянского архитектора Николо Микетти.
Много заказов царя Петра было на счету Браунштейна. Он оказал большое влияние на градостроение Кронштадта, где выстроил Итальянский дворец, а также работал в Ораниенбауме (Бодьшой Меншиковский дворец), Стрельне, Царском Селе (Большой Екатериниский дворец).
Панорама Кронштадта. Неосуществленный проект Иоганна Браунштейна.
Среди работ и проектов Браунштейна:
- Участие в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра в Летнем саду (1714);
- Верхние палаты в Петергофе (небольшое здание, из которого развился Большой Петергофский дворец;
- Средняя часть Монплезира (павильон, где помещается парадный зал), главный строитель Монплезира (1714—1723);
- Планы Нижнего парка и Верхнего сада;
- Устройство Большого грота с каскадами, который развился в Большой каскад Петергофа;
- Начальное устройство впоследствии переделанных фонтанов "Пирамида" », каскада Драконов («Шахматная гора») и Марлинского каскада («Золотая гора»);
- Большая оранжерея в Нижнем парке (1722—1725);
8. Дворец Марли (1720—1723);
9. Павильон Эрмитаж (1721—1724);
10. Сад Венеры и сад Бахуса с фонтанами-колоколами в западной части Нижнего парка Петергофа;
11. Дворец Екатерины I в Саарской мызе (1717), легший в основу Большого Екатерининского дворца в Царском селе.
В правление Петра II Иоганн Браунштейн получил отставку в Канцелярии от строений, был уволен с российской службы 16 января 1728 года, а в феврале 1728 года уехал в Германию.
Маттарнови Георг Иоганн. Третий участник "немецкого десанта"
Георг Иоганн Маттарнови - немецкий архитектор, известен своими работами в Санкт-Петербурге.
Дата и место рождения Георга Маттарнови неизвестны. Начал свою карьеру он как ученик и ассистент Андреаса Шлютера. Им же Маттарнови и был приглашен в Санкт-Петербург, и в 1713 году вместе с Шлютером Маттарнови приехал в Санкт-Петербург в качестве помощника. После смерти Шлютера Маттарнови приступил к завершению его проектов.
В 1715–1719 годах участвовал в строительстве Грота в Летнем саду. Там же Маттарнови построил два павильона и галерею-колоннаду, в которой была установлена статуя Венеры. В 1716–1720 годах по проекту Маттарнови на пересечении Невского проспекта и реки Мойки был построен Мытный двор. В 1718–1719 годах архитектор достраивал дом генерал-прокурора сената П. И. Ягужинского на Дворцовой набережной.
В 1719–1722 годах Георгом Маттарнови был построен третий Зимний дворец, который стал центром застройки Дворцовой набережной.
В 1717 году Г. И. Маттарнови начал по своему проекту строительство церкви Исаакия Далматского (второго Исаакиевского собора).
В 1718 году Маттарнови приступил к постройке Кунсткамеры, которое после его смерти продолжили другие архитекторы.
Участвовал в строительстве и отделке Меншиковского дворца на Васильевском острове, а также Летнего дворца Петра I в Летнем саду.
Кроме всех этих работ, Маттарнови занимался строительством типовых домов для служащих Канцелярии городовых дел на Городовом острове (Петроградской стороне), совместное с Доменико Трезини строительство Партикулярной верфи, составление проекта планировки Адмиралтейской стороны.
Скончался архитектор 2 ноября 1719 года, похоронен на иноверческом кладбище при Сампсониевском соборе рядом с Андреасом Шлютером. Могила его до наших времен не сохранилась.
Вот таким был этот боевой и созидательный немецкий "десант" и его выдающийся "командир" Андреас Шлютер.
В июне 2011 году в Александровском парке Санкт-Петербурга была установлена скульптурная группа "Зодчие Санкт-Петербурга"
Автор скульптуры зодчим Санкт- Петербурга — заслуженный художник РФ А.Таратынов За большим столом с картой Санкт-Петербурга собрались великие зодчие, строители великого города на Неве. Памятник зодчим в Александровском парке собрал за одним столом людей, которые жили в разное время. Стоят — Воронихин, Баженов и Растрелли, сидят — закинув ногу на ногу Монферран, далее следует (по часовой стрелке) — Трезини в парике и с циркулем в руке, рядом с ним — Росси с пером и Захаров с тростью, сразу напротив Трезини и у пустующего стула — Тома де Томон.
По непонятной причине А. Таратынов не включил (видимо плохо знал историю), в эту "компанию" трех Главных архитекторов Санкт-Петербурга Андреаса Шлютера, Жана-Батиста Леблона и Николо Микетти, а также Иоганна Браунштейна и Георга Маттанорви. Имена Шлютера, Леблона вместе с именами отца и сына Растрелли высечены на памятнике-монументе "Первостроителям Санкт-Петербурга".
Что касается Андреаса Шлютера, то здесь все понятно - как не хочется нашим современникам упоминать это имя, ведь тогда придется объяснять неудобные факты из жизни Петра I (Фридриха Петера Гогенцоллерна) и, в частности, установку им в 1710 году в Летнем саду мраморных бюстов (первых в России!) своим родителям Фридриху I и Софье Алексеевне (Софии Шарлотте) работы Андреаса Шлютера, на которые экскурсоводы стараются не обращать внимание.
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас много нового, интересного и неожиданного.
Далее "Александр Касаткин ( автор Книги "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700гг.") и его "последователи".