Понятия "правила постоянно действующего третейского суда" и "правила третейского разбирательства" фиксируют основные источники нормативного регулирования процесса разрешения споров в третейском суде.
Источники регулирования деятельности третейских судов могут быть разделены на два типа: локальные правовые акты, утверждаемые самими организациями для управления своими третейскими судами (такие как правила, регламенты, уставы), и более высокоуровневые правовые нормы, такие как законы, регулирующие процедуру третейского разбирательства.
Важное значение также имеют правила третейского разбирательства, которые определяются сторонами для разрешения конкретного спора.
Если правила постоянно действующего третейского суда предназначены для многократного использования в рамках институционального третейского суда, то понятие "правила третейского разбирательства" включает правила, созданные для третейского суда, сформированного для решения конкретного спора. Такие правила применяются лишь единожды при разрешении определенного спора в суде ad hoc.
Термин "третейское разбирательство" относится к процессу разрешения спора и процедуре принятия решения третейским судом. Процедура третейского разбирательства менее жесткая, чем аналогичные процессы в государственном суде. Отличия включают возможность сторон устанавливать правила процедуры в значительной степени, а также отсутствие широкого арсенала средств доказывания, доступных в государственном суде.
Третейский суд не обязан соблюдать строгие формальные правила, характерные для государственного судопроизводства. Процесс третейского разбирательства основан на правилах, установленных сторонами при достижении соглашения о передаче дела на рассмотрение третейского суда.
В случае отсутствия соглашения сторон о правилах, применяются правила постоянно действующего третейского суда, который ведет разбирательство. Такие правила обычно содержат дополнительные требования к процедурам третейского разбирательства. Например, регламент Третейского суда саморегулируемой организации "Национальная ассоциация участников фондового рынка" требует представления искового заявления и прилагаемых документов в пяти экземплярах. Также возможно применение правил, установленных гражданским и арбитражным процессуальными кодексами, если это не противоречит правилам, установленным сторонами и принципам третейского разбирательства.
Когда дело касается правил третейского разбирательства в судах ad hoc, стороны должны обязательно согласовать их. Это естественное требование, поскольку без согласованных процедур спор не может быть рассмотрен. Один из ключевых плюсов такого подхода состоит в том, что процессуальные правила могут быть адаптированы к каждому конкретному случаю. Однако, если спор передается на рассмотрение третейского суда ad hoc, стороны также могут ссылаться на регламент одного из постоянно действующих третейских судов для определения правил третейского разбирательства, которым будут руководствоваться третейские судьи при разрешении дела.
В любом случае, правила третейского разбирательства, установленные сторонами, не могут противоречить положениям Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". Некоторые положения этого закона являются обязательными и не могут быть изменены по усмотрению сторон. Например, стороны не могут согласовать изменение нормы, требующей, чтобы количество третейских судей, рассматривающих спор, было нечетным. Они также не могут согласовать, чтобы к правоотношениям между субъектами гражданского права России не применялись нормативные акты Российской Федерации.
Если стороны не согласовали определенные правила третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде, а закон не регулирует соответствующую процедуру, то постоянно действующий третейский суд самостоятельно определяет правила, которые будут применяться. По мнению некоторых экспертов, третейский суд может прибегнуть к правилам, установленным гражданским и арбитражным процессуальными законами.