Найти тему
Алексей Ревенко

Понятие третейского суда и третейского разбирательства

Третейское разбирательство представляет собой одну из форм разрешения споров, которую участники гражданского оборота выбирают по взаимному соглашению. Третейский суд – одна из древнейших форм правосудия. Историки, такие как А. Вицин, отмечали, что суд посредников появился раньше, чем суд общественной власти. Даже Гегель предлагал вначале обращаться к простому (третейскому, мировому) суду перед подачей дела в официальный суд, чтобы попытаться достичь соглашения.

Первоначально постоянно действующие третейские суды были созданы при Торгово-промышленной палате России (ранее – СССР). На российском фондовом рынке широко использовались арбитражные биржевые комиссии при биржах, которые рассматривали споры участников торгов. Кроме того, множество третейских судов и арбитражей было создано при региональных торгово-промышленных палатах, предпринимательских объединениях, таких как Ассоциация российских банков и Национальная ассоциация участников фондового рынка России.

Развитие международного коммерческого арбитража значительно ускорилось с принятием в 1993 году Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и в 2002 году Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", которые были введены почти одновременно с новыми ГПК и АПК

В современных условиях третейские суды играют важную роль в судебной реформе. Государственная судебная система не может бесконечно расширяться: её содержание требует значительных затрат, высококвалифицированных кадров и решения множества управленческих задач. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть гражданских дел вне рамок государственной судебной системы, достигая того же юридического результата и разгружая государственные суды.

Основные характеристики третейского суда и его разбирательства включают следующее: в России могут быть созданы как постоянно действующие третейские суды, так и суды ad hoc для разрешения конкретных споров. Стороны спора самостоятельно выбирают третейских судей, которым они доверяют разрешение конфликта. В третейских разбирательствах могут принимать участие не только юристы, но и эксперты в различных областях, таких как финансы, банковское дело и фондовый рынок. Процедура разбирательства упрощена и конфиденциальна. Третейские суды функционируют на основе самоокупаемости, так как все расходы покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, третейские суды могут получать поддержку от государственных судов по таким вопросам, как обеспечение иска или выдача исполнительного листа для принудительного исполнения решений.

Таким образом, третейский суд представляет собой:

1. Способ разрешения гражданско-правовых споров;

2. Негосударственный орган по своей сути;

3. Выбираемый сторонами для разрешения спора в согласованной процессуальной форме;

4. Осуществляемый физическими лицами, избранными в качестве третейских судей;

5. Поддерживаемый государственными судами в пределах, указанных законом.

-2

При рассмотрении правовой природы третейского суда важно не путать постоянно действующий третейский суд с какой-либо организационно-правовой формой. В конкретном деле третейский суд состоит из одного или нескольких физических лиц, избранных сторонами для разрешения спора. Необходимо различать организацию, которая утвердила правила и регламент третейского суда, и сам третейский суд, представляющий собой судей, избранных для разрешения спора. Организация обеспечивает материально-техническую поддержку, принимает и распределяет сборы, предоставляет помещение, но сама по себе не является третейским судом. Например, Торгово-промышленная палата и ее третейский суд – это разные сущности.

Третейский суд правомерно включается в систему гражданской юрисдикции как орган по разрешению гражданско-правовых споров, занимая при этом особое место. Третейское разбирательство является формой частного правоприменения, в отличие от государственных судов, которые действуют от имени государства. Однако деятельность третейских судов санкционирована в различных нормативных актах, таких как Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации", Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже", Гражданский процессуальный кодекс, статья 11 Гражданского кодекса, международные соглашения и другие нормативные акты.

Поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, оно отделяется от системы конституционных органов судебной власти и правосудия, присущего государству. Термин "третейское судопроизводство" вызывает сомнения, поскольку третейские суды не предоставляют правосудие. Термин "судопроизводство" в применении к ним неуместен, так как они не являются государственными судами. В России одновременно действуют международные коммерческие арбитражи и третейские суды. Несмотря на некоторые различия, их правовая природа одна - они являются негосударственными способами разрешения споров между участниками гражданского оборота.

В различиях между ними можно выделить несколько аспектов:

- Первое, различие в источниках правового регулирования.

- Второе, различие в компетенции в зависимости от статуса сторон.

Третейские суды занимаются внутренними гражданскими спорами с участием российских лиц, в то время как международные коммерческие арбитражи рассматривают споры с участием иностранных лиц или российских лиц с иностранными инвестициями. Однако оба этих института служат одной цели - разрешению конфликтов в рамках гражданского оборота.

Принципы организации и функционирования третейских судов схожи с принципами правосудия. Согласно Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации", разбирательство в третейском суде основывается на равенстве сторон, состязательности, широкой диспозитивности и независимости третейских судей. Однако третейское разбирательство не является публичным, и информация о нем может раскрываться только с согласия сторон.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, объединениями предпринимателей и другими организациями в соответствии с законодательством России. Они не могут быть созданы при государственных органах. Такие суды считаются образованными, когда организация принимает решение об их создании, утверждает положение и список третейских судей.