Широко распространено мнение, что золотые годы японской микроэлектроники остались в конце прошлого века. Действительно, столь известные в то время имена как NEC, Toshiba и Hitachi, уже не ассоциируются с передовой микроэлектроникой, как впрочем и Япония в целом. Первые строчки специализированных мировых СМИ давно заняли ведущие контрактные производители микросхем: тайваньские TSMC и UMC, а также обслуживающие свои собственные немалые потребности южнокорейский Samsung и американский Intel. Впрочем, две последние компании тоже с удовольствием берутся за изготовление микрочипов по заказу третьих лиц.
В последние годы всё заметнее становятся китайские передовики производства: SMIC и Hua Hong. Эти компании имеют крепкие позиции на мировом рынке в области производства не самых передовых микросхем (которых по-прежнему требуется гораздо больше, чем самых «продвинутых»). К тому же они стали главными выгодополучателями от разворачивающейся торговой войны между США и Китаем, и охотно замещают выбывающие с китайского рынка микросхемы западного производства.
А вот о японской микроэлектронике практически ничего не слышно, хотя её размеру, влиянию на мировые рынки, а главное — перспективам, могла бы позавидовать высокотехнологическая отрасль любой страны мира. Итак, первый «неизвестный» гигант — это Sony. Но почему неизвестный? Ведь казалось бы, Sony – одна из наиболее известных и уважаемых компаний в области электроники не только Японии, но и всего мира. Но чем она известна? Прежде всего телевизорами, игровыми приставками, смартфонами и, конечно, приобретённой в своё время голливудской киностудией Columbia Pictures.
Но вот то, что Sony является одним из мировых лидеров в области производства микрочипов, известно не так широко. Полупроводниковое подразделение японского гиганта, Sony Semiconductor, специализируется на производстве особых микрочипов: датчиков изображения (у нас их принято называть «светочувствительные матрицы»). Эти устройства используются буквально повсеместно: от цифровых фотоаппаратов до встроенных фотокамер смартфонов, и от автомобильных видеокамер до систем управления промышленным производством.
Датчик изображения (пластина кремния с миллионами фоточувствительных элементов, собирающих фотоны света) преобразовывает сфокусированные объективом фотоны в электрический сигнал.
Что примечательно, в этой сфере продукция Sony занимает более половины всего мирового рынка. На втором месте держится Samsung с долей рынка около 10%, на третьем — американская OmniVision. Но самое главное, что Sony является признанным технологическим лидером в этой области. Именно матрицы Sony устанавливаются в топовые модели большинства гаджетов. Японский производитель давнишний поставщик датчиков изображения для смартфонов Apple, но что самое интересное, японцы также вовсю поставляют свои матрицы и в Samsung. Корейцы в топовые модели своих смартфонов зачастую устанавливают не свои собственные матрицы, а именно Sony.
Ну а про цифровые фотоаппараты и говорить не приходится. Этот рынок, за редчайшим исключением, всецело японский: Sony, Canon, Nikon, — общий список чрезвычайно длинный. Столь безоговорочные позиции эти производители сумели занять в значительной степени именно благодаря матрицам Sony. Традиции производства электронных компонентов у этой компании уходят в середину прошлого века. Именно Sony наладила первое в Японии производство транзисторов в 1954 году (правда, по американской лицензии). Ну а сейчас Sony производит датчики изображения на собственных восьми фабриках в Японии. Также по одной фабрике японцы имеют в Таиланде и Китае.
Следующий гигант — компания Renesas. Эта фирма является крупнейшим производителем микроэлектроники для японского автопрома. Да и в мировом масштабе она занимает почётное третье место (первое — у немецкого Infineon). Специализация на автомобильном секторе неудивительна, так как значительными долями этой компании владеют ведущий японский производитель автокомпонентов Denso и крупнейший на сегодняшний день мировой производитель автомобилей Toyota. Помимо автопрома микросхемы Renesas широко востребованы в бытовой технике, системах «умного дома» и телекоммуникациях. У японского производителя четыре собственных фабрики в Японии и одна в США.
И, наконец, третий гигант — компания Kioxia. Компания не на слуху, поскольку образована совсем недавно, в 2019 году. Однако всё становится на свои места, когда узнаёшь, что раньше она являлась знаменитой Toshiba Memory, безоговорочным лидером прошлого века в производстве энергонезависимой компьютерной флэш-памяти (и по-совместительству её изобретателем). В лучшие для себя времена эта компания контролировала до 80% этого рынка. Но после энергичных мер со стороны американской администрации её дела пошли на спад. Что привело к вычленению этого полупроводникового подразделения из состава группы Toshiba и продажи её основной части американской Bain Capital.
После этого у японской компании, уже под новым именем Kioxia, дела снова пошли в гору. Такие известные производители компьютеров как Dell и Apple охотно используют память Kioxia в своей технике. На сегодняшний день японская компания — одна из ведущих в мире в своей отрасли. Она эксплуатирует две крупные фабрики в Японии и конкурирует за второе место в мировой табели о рангах (первое занимает Samsung Electronics) c американской Western Digital и другим южнокорейским передовиком SK-Hynix. Следует отметить, что без энергонезависимой NAND (флэш) памяти не обходится ни один компьютер или смартфон. Так что значение производителей таких микросхем очень велико. Не говоря о том, что именно их используют при производстве столь популярных USB-флешек.
Разумеется, этими тремя компаниями микроэлектроника Японии не ограничивается. Но они, пожалуй, являются самыми влиятельными японскими производителями в этой отрасли. Да и их финансовые результаты говорят сами за себя: объёмы продаж этих компаний вполне сопоставимы и в общем приближении у каждой составляют порядка десяти миллиардов долларов в год. Что является очень серьёзным показателем как для Японии, так и всей мировой микроэлектроники в целом.