На ипподроме нашего не вполне казачьего, но вполне донского и почти кавказского города после длительного перерыва открылся скаковой сезон. Я уже затрагивал эту тему здесь и здесь. Отрадно, что ипподром снова "заработал" ( правда, без тотализатора), что на него свободно допустили публику ( но не на трибуны и не на все зоны), и уже разработали расписание (фото 9 в галерее).
А ведь вполне реальной была недавняя угроза ликвидации ипподрома ( переноса его на другой берег Дона) и застройки территории многоэтажными уродцами типа таких, которые возводятся уже неподалеку.
Но ипподром - не только спортивный объект, это историческое место. И не только потому что он существует тут с конца 19 века по сию пору. С ним связано слишком много достопамятных событий, которыми можно и гордиться. Это ведь не только ипподром, но и первый ростовский аэродром! Здесь 2 октября 1910 г. состоялся первый полет на самолете в Ростове. Со взлетной полосы-ипподрома на «Фармане» стартовал авиатор Адам Габер-Влынский. Летал тут и один из первых русских воздухоплавателей Павелел Кузнецов. В 1913 году с нашего ипподрома взлетел и знаменитый "первый" летчик Сергей Уточкин.
Но ипподром использовался не только в качестве аэродрома. Это было традиционное место для проведения всяческих других зрелищных и спортивных мероприятий, в том числе весьма экзотических, а также - военных парадов. Еще с момента основания ипподрома Ростово-Нахичеванским беговым обществом тут устраивались соревнования велосипедистов, а в 50-ых 60-ых годах прошлого столетия тут проходили , мотогонки– соревнования в гонке по земляной дорожке ипподрома, которым вскоре на смену пришел спидвей. Любопытна была попытка организовать на ростовском ипподроме мотототализатор!
Но были тут и не только зрелищные мероприятия. В годы войны на территории ипподрома происходило формирование военных подразделений , о чем напоминает, наверное, единственная мемориальная доска. А в годы оккупации ипподром использовался в качестве пересыльного концлагеря. Говорят, что тут где-то в районе конюшен есть и захоронения...
Будучи на открытии скакового сезона я не мог не постараться найти какие-нибудь следы исторических построек на ипподроме. Разумеется, трибуны и офисные помещения неоднократно перестраивались, и от первоначального облика их ничего не осталось. Но как мне показалось, в юго-западной части обнаружились какие-то неновые строения. Например, вот этот одноэтажный домик, который построен явно до 60-ых годов прошлого века ( фото 3). Корпус общежития для конников стоит заброшенный. Архитектура его тоже не мерцает современностью ( 4-6). Брошенная стекляшка-кафе-столовая (7), конечно, не исторична, но, говорят, она работала до 2000-ых! Эти конюшни (8-9)- новые, а эти (10)- старые, но время их возведения совершенно неопределенное. Любопытно, что в качестве подстилочного материала в конюшнях используют теперь не солому и не опилки, а шелуху семечек ( хозяин-то ипподрома нынче - сельхозконцерн, выпускающий подсолнечное масло!).
Но на страницах портала "Меотида и окрестности" я обнаружил аэрофотоснимок ипподрома, сделанный фотографом Люфтваффе в 40-ые годы прошлого века. В западной части, кроме конюшен, на нем ничего не усматривается. Возможно, что-то сохранилось в юго-восточной части, но я там прогулялся с фотоаппаратом очень поверхностно, потому что глаз не зацепился за детали, достойные внимания. Может, я был и не прав, и те кирпичные строения, кусочек которых виден в правой крайней части второго снимка в галерее - и есть то, что осталось от старого ипподрома...
По-любому, хочется, чтобы наш старый добрый ипподром оставался на своем исконном месте, и радовал нас новыми прекрасными достижениями!